Эту историю редко вспоминают, предпочитая стороной обходить столь скользкую тему. Мнения о ней бытуют разные: некоторые видят в ней некрасивое поведение молодой жены, некоторые винят любовника... Есть и те, кто воспринимает произошедшее как наглядное проявление закона бумеранга — своеобразной кармы, которая спустя годы настигла всех участников этой драмы. Эта история о том, что произошло между замечательной актрисой Галиной Польских и её мужем Фаиком Гасановым, в чьи отношения так беспардонно вмешался третий.
Галина Польских впервые вышла замуж ещё в юности — будучи студенткой ВГИКа, где училась на актёрском факультете. Её избранником стал Фаик Гасанов, который был старше на два года и учился на три курса выше, осваивая профессию режиссёра.
Их отношения складывались на фоне глубокого взаимопонимания — в них ощущалась духовная близость. Галина с детства знала, что такое одиночество и лишения: её отец погиб в самом начале ВОВ, а мать умерла от туберкулёза в 1947 году. После этого будущую актрису разлучили с братом. Скорее всего, её ждала незавидная сиротская участь в приюте, но на счастье за девочкой приехала пожилая бабушка из белорусской деревни, и взяла на себя заботу о внучке. Их жизнь была крайне скромной: крохотная комната в коммуналке, жизнь в впроголодь.
Фаик тоже не знал отцовской поддержки — его отец оставил семью. Хотя безусловно, он рос в более комфортных условиях. Его родитель, Ага-Рза Кулиев, занимал заметное место в азербайджанском кинематографе, специализируясь на дубляже фильмов на национальный язык. Причем любопытно, что сам Фаик никогда не говорил по-азербайджански, и был полностью адаптированным к жизни в российской культурной среде молодым человеком. Да и по характеру он вовсе не был горячим и вспыльчивым кавказцем — скорее, напоминал героя произведений Достоевского, склонного к глубоким внутренним терзаниям и самоедству.
Внешне они не имели ничего общего, что, скорее всего, была связано с предпочтениями самой Галины:
«Я всегда думала, — вспоминала она, — если я такая светлая, худенькая, хрупкая, то муж у меня должен быть высокий, смуглый».
Но вот жизненный опыт у них был схож: пережитые утраты, взросление без отца, скромное детство. Казалось, что их союз обещал стать прочным и долговечным. Однако, как это часто бывает, вмешались простые человеческие слабости — из-за легкомысленного увлечения второй половины всё завершилось трагически.
***
После окончания учёбы Фаика Гасанова направили работать в Баку, куда за ним без колебаний отправилась и его молодая жена. Началась новая глава в их совместной жизни.
В 1960 году у супругов родилась дочь, которую назвали Ирадой. Со стороны казалось, что семья живёт спокойно и счастливо.
Позднее Галина Александровна вспоминала тот период с теплотой:
«Наш дом был типично бакинским — с верандой, бельевыми верёвками, на которых сушили одежду. Мне очень нравилась атмосфера добрососедства: все дружны, угощают друг друга, делятся рецептами...»
Однако за этим внешним уютом скрывались сложности, о которых не догадывались окружающие. В профессиональном плане у Фаика дела шли неудачно — на Бакинской киностудии ему так и не удалось наладить отношения с коллегами, режиссёрскую работу ему не поручали, и он оставался в стороне от творческого процесса.
А вот у Галины неожиданно начался стремительный взлёт. Её пригласили на главную роль в экранизации повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго». Когда фильм вышел на экраны в 1963 году, он мгновенно принёс молодой актрисе громкий успех и всесоюзную популярность.
Обаяние и актерский талант Польских высоко оценили не только отечественные, но и зарубежные деятели кино. В числе восхищённых зрителей оказался даже легендарный итальянский режиссёр Федерико Феллини, который лично выразил ей своё восхищение.
Но съёмки этого фильма стали не только поворотной точкой в карьере Галины, но и началом личной драмы. Во время работы над картиной между ней и вторым режиссёром Станиславом Чаплиным вспыхнули чувства. Этот роман вскоре дал о себе знать разрушительными последствиями для семьи.
Любопытно, что сам Чаплин спустя годы отзывался о молодой актрисе мягко говоря нелицеприятно:
«Галя была странной, дикой, малообразованной. Её спасала только интуиция, она всё делала на чувстве...»
Так началась трещина в отношениях, которая со временем превратилась в пропасть.
***
Сам Чаплин никогда не скрывал своей интрижки с Польских. Более того, он охотно делился подробностями их связи с окружающими Возможно, именно эта чрезмерная болтливость и сыграла роковую роль в судьбе Фаика Гасанова. До сих пор остаётся спорным, что нанесло больший удар — измена любимой женщины или мужская несдержанность, обнажившая то, что следовало держать в тайне.
«Да, между мной и Галей действительно вспыхнул служебный роман, — рассказывал Чаплин. — Он не мог продолжаться долго: у меня была семья, и Галя была замужем. Всё произошло быстро и неожиданно. Вскоре на съёмочную площадку приехал её муж. Похоже, кто-то уже успел рассказать ему о нашей связи. А он любил Галю до безумия. Конечно, ситуация была тяжёлая для всех...»
Продолжая воспоминания, Чаплин не утаивал и подробностей той неловкой и болезненной встречи:
«Мы не стали выяснять отношения на трезвую голову — всю ночь с Фаиком пили чачу. В процессе разговора интеллигентно матерились, но до драки дело не дошло, хотя атмосфера была накалена до предела».
***
В сложившейся драме, как ни парадоксально, именно Фаик Гасанов, проявил себя наиболее достойно. Несмотря на боль и унижение, он остался сдержанным, рассудительным и, в каком-то смысле, благородным человеком. В отличие от других участников этого любовного треугольника, он не устраивал скандалов, не мстил, не выносил сор из избы. Но внутри его разрывала обида — глубокая, жгучая, и, что важно, совершенно оправданная.
При этом он отчаянно пытался сохранить брак, уговаривал Галину не разрушать семью. В своих признаниях он даже брал вину на себя: мол, ошибся, слишком рано завел юную, неопытную девушку в серьёзные отношения, не дав ей пожить свободной жизнью, не дав времени "нагуляться". Он винился за то, что фактически закрыл ей мир, ограничив её пространство четырьмя стенами и ролью кухарки.
Но всё это было уже бесполезно. Возможно, Галина уже не могла простить себе саму измену. А возможно — её изменила слава: она на вкус ощутила, что значит быть знаменитой, востребованной, окружённой вниманием. И, как это бывает, прежняя Галя — скромная девочка из коммуналки, — осталась в прошлом.
Пытаясь собрать осколки своей карьеры и внутреннего мира, Гасанов уехал в Одессу — в надежде перезапустить творческую жизнь и дистанцироваться от произошедшего. А между тем, в Москве, жизнь Галины стремительно набирала обороты. Её вновь утвердили на яркую роль, и вскоре на экраны вышел фильм "Я шагаю по Москве", который окончательно закрепил за ней статус звезды. В кулуарах злые языки шептались: дескать, девушка, познавшая в детстве нужду и лишения, не смогла устоять перед искушением славы — голова у неё пошла кругом.
Всё происходящее лишь усугубляло состояние Фаика. Он всё глубже погружался в депрессию. Как это часто бывает с мужчинами, столкнувшимися с душевной травмой, он стал искать утешение в алкоголе. Безусловно, каждый человек сам отвечает за то, как справляется с ударами судьбы. И то, как он переживает стресс, — его личный выбор. Но если быть честными, понять Фаика несложно. Ведь в нашем обществе принято, что именно мужчины — те, кто изменяет, ранит и рушит семьи. А здесь всё вышло наоборот: изменила женщина, оставив его наедине со своими душевными переживаниями.
***
События, которые произошли потом, обросли множеством версий, слухов и домыслов. Спустя десятилетия трудно с уверенностью сказать, где правда, а где лишь плод чьего-то воображения. Тем не менее, среди всех версий чаще всего звучала одна — самая трагичная и, по мнению многих, самая правдоподобная.
Согласно этой версии, охваченный ревностью и внутренней пустотой, Фаик всё глубже погружался в пучину пьянства. На фоне отчаяния в его жизни появились случайные связи, а одна из таких интрижек в Одессе закончилась громким скандалом. По рассказам, в пьяной ссоре с мужем любовницы нетрезвый Фаик выскочил на улицу. В тот момент всё и случилось — он попал под трамвай, колеса которого лишили его ног. Спасти молодого режиссера не удалось.
На тот момент ему было всего 28 лет. Возраст, когда, казалось бы, всё только начинается. Многие режиссёры только к сорока годам выходят на пик своей творческой формы. У Гасанова мог быть шанс на настоящий успех, на новую страницу — если бы не роковое стечение обстоятельств.
В это время Галина Польских снималась в фильме «Журналист» у своего наставника и учителя — легендарного Сергея Герасимова. Для неё этот период тоже был омрачён трагедиями: вначале умерла бабушка — тот самый человек, который заменил ей родителей и окружил заботой. А спустя всего десять дней пришла страшная новость — погиб Фаик.
Так в жизни этих двух когда-то близких людей почти одновременно обрушилось сразу всё.
***
С годами жизненный путь Галины Александровны Польских словно снова начал пересекаться с судьбой её покойного первого мужа. Воспоминания о Фаике стали всё чаще возвращаться к ней, и не только из-за ностальгии. Любители мистики и сторонники теорий судьбы поговаривали, что это — возвращение кармического бумеранга. Поводом для подобных разговоров стало трагическое происшествие, связанное с внуком актрисы.
Речь идёт о Филиппе — сыне Марины, дочери Польских от второго брака. У Марины была весьма интересная личная история: отцом Филиппа стал гражданин Ливана. Мальчик вырос за границей, учился сначала в Бейруте, а затем продолжил образование в престижном учебном заведении в Лондоне. Галина Александровна души не чаяла во внуке и очень гордилась его успехами.
Во время очередных каникул Филипп приехал в Москву. Он давно мечтал о собственном байке и с детским азартом уговаривал бабушку исполнить это желание. Польских не смогла отказать. Однако исполненная мечта обернулась бедой: вскоре после покупки мотоцикла молодой человек попал в серьёзную аварию, в результате которой потерял ногу.
Несмотря на тяжёлую травму, Филипп не сломался морально. Он нашёл в себе силы восстановиться, встал на протез и даже начал строить планы, связанные с разработкой инновационных протезов для людей, занимающихся экстремальными видами спорта. В общем вкус к жизни он не потерял.
Казалось бы, сама теория вероятностей подсказывала, что после двух подобных историй в одной семье — с Фаиком и Филиппом — "тема ног" должна быть навсегда закрыта. Но в 2013 году с самой Галиной Александровной случилась очередная неприятность: во время съёмок рекламного ролика она получила перелом лодыжки. Травма оказалась серьёзной, потребовалась долгая реабилитация. К счастью, здоровье удалось восстановить.
Эта череда злополучных событий вновь стала поводом для пересудов. Недоброжелатели настаивали на том, что это расплата за грехи прошлого — карма за страдания Фаика. Поклонники же отмахивались от подобных домыслов, считая всё происходящее трагическим, но всё же случайным стечением обстоятельств.
В конце концов, от ошибок и страстей не застрахован никто. Любовные увлечения — не редкость в человеческой жизни, и винить Галину Александровну в произошедшем спустя годы несправедливо. Судьба, увы, нередко складывается не по справедливости, а по своей, неподвластной логике.