Когда я начну слушать песни Арины Строгановой – было вопросом времени. Поразило само существование коньковской формации, то есть уникального сообщества авторов и музыкантов из моего родного района. И после беспорядочного знакомства с музыкой меня теперь тянет именно к ним.
Автор: Екатерина Рыченкова.
Сначала воспринять альбом «Заповедник» было трудно: непривычный живой звук с дополнительным наложением инструментов, резкий и напористый текст без церемоний со слушателем. Например, в первой песне «Сверхновая звезда» и жалеет, и не принимает слишком всерьез «людишек». Словно врывается в эфир с зовом к Земле, но вовсе не с позиции маленького человечка:
«Земля, Земля, с высоты моего полета
Ты выглядишь жалкой, как богатство банкрота»...
(Песня сверхновой звезды).
Но потом я по-настоящему увлеклась альбомом, потому что почувствовала: меня вдруг допускают к самым сокровенным мыслям и ощущениям. Отозвалось
«Мне не хочется быть прекрасной,
Если гибнет весь мир красивый»
(Последняя пятилетка).
«Быть свободной романтичнее, чем жить...»
(В долгом поиске).
«Сердце рвется – не жаль его! В центре города дальнего,
Где в метро люди-беженцы ждут рублей бумажных,
Мы и сами не местные, вертолеты небесные,
Уносите дочь свою в край, где все не важно...»
(Реки Вавилона).
В одноименной песне Арина и Борис Усов рассказывают, что же означает «Заповедник»: он должен быть создан для неприспособленных к жизни людей. Но из нашего времени сам взгляд на этот альбом – как будто проникновение в другой, их творческий заповедник. Только кроме тихих и мудрых зверей здесь видишь галактики и вселенскую зиму, золотую планету, солнечную систему, прекрасное далеко, лунного кота, древний Вавилон, роботов и космолет, и в каждое стихотворение заставляет поверить нежный, дерзкий и почти детский голос солистки под чуткие гитарные мелодии.
В песне «Реки Вавилона» можно услышать музыкальную отсылку к «Rivers of Babylon» группы BONEY M, мне исполнение понравилось.
Однако действие многих песен происходит и в реальности: тогда мотивы Арины Строгановой начинают даже напоминать творения Владимира Высоцкого, и ее совсем иной девичий голосок вызывает на ту же откровенность, не ошибается и не лжет. Невозможно передать манеру исполнения, но Арине поддается даже такой мужской текст:
«На улицах полно пьяных, зажравшихся обкуренных людей,
Баб, выбирающих тряпки, чтобы выглядеть покрасивей,
Реклам восторгающих ярких, и выбор – богат и широк!
Торговцев на тротуарах, через каждые десять метров – ларек
...
Я кое-что понимаю по ту сторону Добра,
Я зло из двух выбираю: из «нет» выбираю «да»,
Имею в душе ощутимость, богиня я или ноль,
Права или просто сглупила, мир мертвый или живой»
(На...котики).
Сложно представить эту милую, тонкую, светлую девушку в окружении опасных дворов, обкуренных и пьяных людей, городской грязи и навязчивой рекламы – но таков ее панк-рок. Худшее одиночество она чувствует посреди зоопарка, наблюдая запертых в клетках животных. Об этом песня «Утро над Вавилоном» – самая напевная, щемящая, лирическая композиция альбома.
«Черта отрыва» в ясном и уверенном исполнении Арины – заявление о своих идеалах. Слова Бориса Усова звучат точно в ее устах, здесь словно единение между ними:
«За эти прожитые дни,
За то, что мы – не есть они,
За то, что все случилось так,
За нить курсива
Река становится синей
А все, что ценное – ценней,
Ведь так решили мы с моей
Чертой отрыва».
Несмотря на цинизм российской жизни 1990-х годов, Арина выбирает отдельный путь, ценности, имеет твердый характер для того, чтобы оставить навязанную суету за чертой отрыва и прислушаться к своему сердцу, как ни банально это будет сказано.
Больше материалов читайте на канале «МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла». Мы ВКонтакте и в TГ-канале. Присоединяйтесь!