Найти в Дзене

Почему "поделись" не работает? Психология маленьких собственников

«Не дам и всё тут»: как приручить жадность и остаться в любви
— Мам, а можно я не буду давать Саше свой грузовик? Он всё равно его сломает.Мама застыла с чашкой чая. Ну вот и приехали. Мой ребёнок — жадина? Или просто взрослый человек в маленьком теле, интуитивно чувствующий, что отдавать — это всегда потеря?Что вы делаете, когда слышите это “не дам” на детской площадке? Злитесь? Пытаетесь стыдить? Торгуетесь? Или просто вздыхаете, мол, возраст… Но где заканчивается возраст, и начинается характер?Почему «жадность» — не диагноз, а этап
В возрасте от 2 до 5 лет дети проходят важный этап развития так называемого эгоцентрического мышления. Им нужно понять: что есть “я” и что есть “моё”. Именно поэтому игрушка — это не просто грузовик. Это часть мира, которая даёт ощущение контроля, безопасности, собственного “места”.Психолог Жан Пиаже ещё в середине XX века говорил: «Ребёнок не может поставить себя на место другого до тех пор, пока не узнает, где его собственное».Вывод?
Жадность — это не

«Не дам и всё тут»: как приручить жадность и остаться в любви
— Мам, а можно я не буду давать Саше свой грузовик? Он всё равно его сломает.Мама застыла с чашкой чая. Ну вот и приехали. Мой ребёнок — жадина? Или просто взрослый человек в маленьком теле, интуитивно чувствующий, что отдавать — это всегда потеря?
Что вы делаете, когда слышите это “не дам” на детской площадке? Злитесь? Пытаетесь стыдить? Торгуетесь? Или просто вздыхаете, мол, возраст… Но где заканчивается возраст, и начинается характер?Почему «жадность» — не диагноз, а этап
В возрасте от 2 до 5 лет дети проходят важный этап развития так называемого
эгоцентрического мышления. Им нужно понять: что есть “я” и что есть “моё”. Именно поэтому игрушка — это не просто грузовик. Это часть мира, которая даёт ощущение контроля, безопасности, собственного “места”.Психолог Жан Пиаже ещё в середине XX века говорил: «Ребёнок не может поставить себя на место другого до тех пор, пока не узнает, где его собственное».Вывод?
Жадность — это не черта, а путь. Но этот путь можно направить.История из песочницы: как у нас всё пошло не по плану
Соня, 3 года. Принесла на площадку куклу. Ту самую, с косичками, которую она обнимает даже ночью. К ней подошёл мальчик и протянул руки: "Дай!". Соня спрятала куклу за спину и рявкнула: «Не дам!»А я, как хорошая мать, сказала: «Ну подели-и-ись… будь девочкой!»

И вот она, растерянная, смотрит на меня, не понимая: почему она плохая, если просто хочет сохранить своё?Ошибка?
Я сделала щедрость обязанностью. А не выбором.Что делать родителям: 5 работающих принципов
1.
Отделяйте ребёнка от его поведения
Ребёнок не “жадина”, он — “не хочет делиться сейчас”. Формулировка важна. Это не игра слов — это основа самооценки.2. Объясняйте через эмпатию, а не через стыд
Фразы вроде «А тебе было бы приятно, если бы тебе не дали?» не работают. Ребёнок до 6 лет буквально не может поставить себя на чужое место. Вместо этого:

— Я вижу, тебе важно сохранить игрушку. Давай подумаем, чем ты бы хотел поделиться?3.
Не заставляйте — предлагайте альтернативы
— Ты не хочешь давать машинку? А может, мы принесём на площадку другую, которую тебе не жалко?Это как у взрослых: мы тоже не любим, когда от нас требуют последний кусок пиццы. Особенно если это тот с грибами, а не с ананасами.4. Показывайте личный пример — но не для галочки
Дети чувствуют фальшь. Щедрость должна быть живой: когда вы делитесь печеньем с соседкой не потому, что “надо”, а потому что вам этого хочется.5. Учите “договорной щедрости”
Дележка — это не “всё или ничего”. Это “на 10 минут”, “до обеда”, “пока ты играешь с моим, я с твоим”. Такой подход формирует навык общения, а не только жертвенности.Что говорят психологи
Доктор Ларри Коэн, автор книги
«Играем, чтобы дети слушали», подчёркивает:
«Принуждение к дележке вызывает тревогу. Подлинная щедрость рождается из чувства безопасности и выбора».Истории великих: Билл Гейтс и его первая "жадность"
Мало кто знает, но в детстве Билл Гейтс не давал другим детям играть со своей железной дорогой. Его мать рассказывала, что он оберегал каждый вагон, как инженер-смотритель.Но именно это внимание к “моему” помогло ему стать тем, кто потом подарил миллиарды долларов на благотворительность. Умение ценить своё — первый шаг к умению отдавать.Психотипы "не делящихся"

Защитник — боится, что вещь не вернётся.
Эстет — ему важно, чтобы его игрушка осталась целой и красивой.
Коллекционер — ценит обладание, как коллекцию марок.
Наблюдатель — не жадничает, а просто изучает: "А как поведёт себя мама?"Каждый тип — это не повод “исправлять”. Это шанс понять.Связь с природой человека
Мы все — немного хомяки. Где-то глубоко в нас живёт древний инстинкт: “Если отдам — останусь без”. И пока не будет внутренней уверенности в “мне хватит”, делиться страшно.Но разве не с этого начинается настоящее воспитание?
Не с борьбы с жадностью, а с формирования доверия к миру.Главное: делиться — это навык, а не врождённая щедрость
И как любой навык — он требует:
времени
доверия
личного примера
и (самое главное) —
уважения к "не хочу" Щедрость, вырванная с корнем, перестаёт быть щедростью. Она становится удобством для других.Вопрос вам, родители:
А вы сами всегда легко делитесь своим личным временем, вещами или вниманием?

Напишите в комментариях — какие у вас были “игрушки для себя”, которыми не хотелось делиться?Подписывайтесь
Если вы хотите больше таких статей, подписывайтесь на канал — здесь без морализаторства, но с теплом и пониманием.

А ещё в моём Telegram-канале вы найдёте распечатки для игр, которые помогают развивать щедрость, умение договариваться и эмоциональный интеллект у детей. Скачивайте и пробуйте с детьми уже сегодня. Делитесь статьёй с подругами, если вам откликнулось. Щедрость — она ведь тоже заразна. Особенно если начинать с мамы.