Карл Бенц – имя, навсегда вписанное в историю мирового автомобилестроения. Этот немецкий инженер и предприниматель стал одним из тех, кто своими изобретениями и настойчивостью открыл новую эру в транспортной отрасли. Сегодня мы заглянем под пелену истории и познакомимся с этим человеком поближе.
Карл Бенц родился 25 ноября 1844 года как Карл Фридрих Михаэль Вайянт, внебрачный ребенок Жозефины Вайянт, служанки, и машиниста локомотива Иоганна Георга Бенца, в Мюльбурге. Его родители позже поженились в католической церкви Святого Стефана 16 ноября 1845 года. Иоганн Георг, инженер Баденской железной дороги, заболел пневмонией из-за открытой кабины парового двигателя и умер летом 1846 года. Фамилия ребенка была изменена на Бенц в память об отце.
Жозефина ценой больших жертв и лишений смогла дать сыну исключительное образование. Он начал обучение в гимназии Карлсруэ. Карл был хорошим учеником и 30 сентября 1860 года 15-летний юноша сдал вступительный экзамен в Политехнический институт. Четыре года спустя он получил диплом инженера. Будучи студентом, Карл любил проводить время за ездой на велосипеде, который стал очень популярным в то время. Видимо, именно тогда он впервые задумался о концепции безлошадного экипажа с двигателем внутреннего сгорания.
В 1864 году Бенц закончил учебу и начал искать работу. Поиски были не слишком успешными — Карл работал то там, то здесь. Молодой человек, вероятно, не любил быть подчиненным и в конце концов решил стать независимым.
В 1871 году он и его старый друг Август Риттер основали Мангеймскую чугунолитейную и механическую мастерскую. Бизнес шел плохо и обанкротился бы, если бы не финансовая помощь, которую он получил от своей будущей жены, Берты. Компания завоевала популярность благодаря качеству продукции и инновационным решениям. Можно сказать, что Карл Бенц буквально переписал историю, когда в 1885 году представил миру своё детище – первый в мире автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Этот момент стал настоящим прорывом в сфере транспорта и положил начало целой эпохе автомобилестроения.
После успешного запуска первого автомобиля Карл Бенц столкнулся с новыми вызовами. Продажа первых машин шла медленно, ведь люди ещё не привыкли к такому виду транспорта. Но Карл не сдавался и продолжал искать способы улучшить свой продукт и привлечь покупателей.
Тут стоит вспомнить, что за плечом каждого великого человека стоит великая женщина. Карлу необыкновенно повезло с женой. Она не только родила ему пятерых детей, но и поддержала его в самое сложное время. Женщина решилась на необычную авантюру. Она, не поставив в известность мужа, взяла двух старших сыновей и отправилась на автомобиле проведать бабушку, которая жила в другом городе на расстоянии 100 км. Надо понимать, что это путешествие сильно отличалось от современного. Бензин тогда продавался только в аптеках. Решительная женщина доводила аптекарей до истерики, скупая все запасы.
В процессе исторического путешествия она умудрилась не только протестировать автомобиль, но и улучшить его. Например, длинные спуски создавали трудности при замедлении транспортного средства для остановки и поворота. По пути Берта нашла сапожника и заплатила ему, чтобы он прибил кожу к тормозным колодкам, таким образом изобретя первую тормозную накладку. Подъемы на холмы были сложными, и мальчики часто спешивались и толкали транспортное средство. Это привело к тому, что Карл разработал передачи для более поздних моделей.
Удивительный вояж осветили все газеты Европы—продажи машин подскочили в разы. Карл с компаньонами осознали важность рекламных акций и стали и в дальнейшем создавать инфоповоды для прессы. Модели Motorwagen обязательно принимали участие на Всемирной выставке в Париже. Бенц одним из первых стал устраивать гонки, причём его машины регулярно побеждали. После каждого соревнования продажи авто увеличивались.
Одновременно с Карлом производством машин занималось весьма успешное предприятие Daimler Motoren Gesellschaft (DMG) из Штутгарта. В 1902 году DMG выпустила первые модели Mercedes и официально приняла Mercedes в качестве своей автомобильной торговой марки.
Интересно возникновение названия машин DMG. В 1900 году одним из главных инвесторов Даймлера стал Эмиль Елинек. Больше всего на свете он любил скорость, Испанию и дочку— Адриану Мануэлу Рамону, по прозвищу Мерседес, что на испанском означает «милосердие» или «благодать». Эмиль называл прозвищем дочери всё, чем владел—газеты, пароход, особняки, поместья. Елинек был очень своеобразным человеком, в юности он угнал пароход только для того, чтобы почувствовать скорость и развеять скуку. Семье стоило больших сил и денег спасти его от тюрьмы. Он выставил владельцам условие, что инвестирует в их предприятие 500 000 марок, если все машины будут называться Мерседес. Так и произошло, патент оформили на это название.
Даймлер рос, как на дрожжах, детище Бенца тоже процветало, хоть и развивалось не такими бурными темпами. После Первой мировой войны в Германии разразился огромный кризис, продажи машин падали. Автогиганты своей эпохи решили оставить вражду в стороне. В 1924 г. заключили первый в своей истории «мирный договор», соглашение о взаимном сотрудничестве. 28 июня 1926 года Даймлер и Бенц объединились, создав компанию Daimler-Benz, и официально зарегистрировав новую автомобильную марку Mercedes-Benz. Сразу же доработали логотип. Если раньше трехлучевая звезда была совсем простенькой, то теперь ее украсили венком, красовавшимся на логотипе компании Бенца.
Карл Бенц умер дома в Ладенбурге 4 апреля 1929 года в возрасте восьмидесяти четырех лет от пневмонии. Берта Бенц осталась на их семейной вилле и была удостоена звания « Почётный сенатор» Техническим университетом Карлсруэ в 1944 году. 5 мая 1944 года Берта в возрасте 95 лет умерла. С тех пор дом был признан историческим памятником и используется как место для научных встреч.
Вклад Карла Бенца в развитие автомобильной промышленности невозможно переоценить. Он не только создал первый серийный автомобиль, но и заложил основы для дальнейшего развития этой отрасли. Его имя стало символом инноваций, настойчивости и стремления к прогрессу.