10 июня 1819 года родился человек, который поставил под вопрос привилегированное положение академизма. Бросил вызов устоявшимся вкусам и форматам. Привёл в большую живопись подлинный реализм.
Его звали Гюстав Курбе. Буржуа по происхождению, бунтарь по духу, живописец по признанию, он писал картины чистым упрямством поверх пыльных форматов. Он взошёл на художественную сцену Франции в момент, когда спектакль античных аллегорий был в самом разгаре, а главные роли делили древнегреческие богини и эллинизированные святые. Он заявился туда в компании лесорубов и камнетёсов, в обнимку с обветреннолицыми рыбаками и усталыми некрасивыми крестьянками. Отверзнув дерзновенные уста, молвил в лицо академикам, что-де не станет изображать на своих картинах ангелов, поелику никогда таковых не видал. А врать своему зрителю почитает делом зазорным.
Туше! Скандал. Поклон. Занавес... В 1850-х Курбе явил публике своих «Дробильщиков». Двух прозаического вида мужчин, обихаживающих землю безо всякого намёка на поэзию. И зритель возмутился. Как это так? Картина без героики и драмы, со странным ракурсом и композицией, с грязищей и невнятным лейтмотивом? Где тут высокое? Высокого хотим!
- 🎯 Премиальная подписка на канал — доступна! Мегароскошная, суперэксклюзивная и неприлично дорогая (целых 99 рублей в месяц). Поддержите автора! Спасибо! 😊🌿🤝
Немногие поаплодировали замыслу творца, возведшего правдивость в абсолют. Но этого хватило. Лёд тронулся...
Художник был первым, кто сумел сказать на языке мазков, что реализм есть вызов устоявшемуся стилю, а не его отсутствие. Насколько дерзкий, настолько же и своевременный. Созвучный времени огромных перемен. Курбе не рекламировал, не продавал своё правдивое искусство. Он его навязывал.
И вот сегодня, находясь по пояс в постмодерне, с надеждою на лучшее спрошу: а кто сейчас — Курбе? В эпоху глянца, фильтра, нейросети, арт-пузырей и эхо-комнат найдётся ли художник, способный написать не то, что хочется увидеть, а то, что невозможно не писать? Кто нынче вместо умозрительных самокопаний и «визуальной идентичности» повесит на стену предельно неформатный, но честный кусок реальности? Чтоб «с мясом», с болью, с потёртостями там и сям, с цепляющей за нервы прямотой?..
Его, конечно, «отменили». Не так, как делают сейчас: без банов, тегов и газлайтинга, — но так же резко и тотально. Его картины гнали с салонов, отказывались покупать, а после разрушения Вандомской колонны, в котором мастер принял живейшее участие, его приговорили к ссылке.
И всё равно он не свернул с пути. Не ради «хайпа» или заработка на «контенте». Но ради самоценной правды жизни, достойной быть изображённой на холстах. Или на экранах. Две сотни лет назад, сегодня, завтра и всегда.
Автор: Лёля Городная
Наш Телеграм, там тоже интересно! Подписывайтесь: @zhivvopis
- Ждем Ваших комментариев, пожеланий
- Если понравилась публикация, будем рады Вашему одобрению «👍».
- Большое спасибо!