Четыре года назад никто не знал, что такое НУР и организаторам приходилось на пальцах объяснять, чем интересно для людей и города цифровое искусство. Сейчас НУР интегрировался в городскую среду Казани и стал событием, ради которого участники и гости специально приезжают в столицу Татарстана, вливаясь и в городскую туристическую индустрию, и в цифровое пространство повышая интерес к городу, республике, истории, традициям и культуре.
Фестиваль современного искусства — весьма своеобразный и непонятный для ряда людей изменил не только событийную карту города, но и привлек новых гостей, возможно не приехавших бы в Казань в ином случае. В том числе и молодых людей, только начинающих свой творческий и туристический путь. Да, что там говорить, я приехал ради фестиваля...
Цифровое пространство для города
Когда-то давно один известный автомобильный бренд рассматривал проект кругосветного путешествия, инициированный собственной пресс-службой и детально разработанной нашей командой. На совещании проект был отклонен из-за мнения части участников — представителей «аналогового мира» с правом решающего голоса.
Проект отменили из-за вещей, донести существенность которых мы так и не смогли. Например, были отклонены США по причине того, что бренд там не продается, а значит рекламировать его там нет смысла и это лишние затраты. Никакие доводы о том, что в современном информационном пространстве важно не проехать мимо потенциальных потребителей с флагом автопробега, а донести до них информацию через социальные сети, сайты и журналы.
Мир меняется на глазах и успевать за событиями становится все сложнее. Вчера мы говорили, что рожденная утром идея к вечеру будет неактуальной. Сегодня пора браться за ее реализацию сразу после завтрака. Если кто-то не успевает за быстро меняющимся миром, он остается в болоте забвения, и из этого болота не помогут выбраться лестные публикации придворных каналов распространения информации. Нужна волна. Поток независимых мнений и информационных поводов, интересных потребителю контента. Посаженное губернатором дерево не привлечет современного туриста в город, а вот новое для региона и отвечающее времени событие – да.
Личное мнение и новое о Казани
Побывав в Казани не один раз и со всем теплым отношением к городу, даже не планировал приезжать сюда в ближайшее время и изучать его так подробно. Фестиваль НУР стал катализатором интереса и событием, вызвавшим желание познакомиться с ним. И вот я в Казани, с картой локаций фестиваля, часть которых находится вне моей зоны интереса в части обычного туризма.
За три дня я узнал о Казани больше, чем за два предыдущих приезда в город. Познакомился с новыми местами, с новыми людьми, несколько раз заказывал такси и открывал интернет, чтобы узнать детали некоторых объектов города и происходящих в городе параллельных событий. То есть, и про город узнавал новое, и деньги тратил.
Следуя к одной из локаций я узнал о «Музее электротранспорта» и поехал специально посетить его, а потом спустился в метро, потому что прошел мимо его входа. Познакомился с Национальной Библиотекой Татарстана и едва унес оттуда ноги без десятка книг из магазина, ассортимент которого порадовал. Шанс, что я узнал бы эти места в перспективе ближайших лет без катализатора в виде фестиваля — ничтожен. Шанс, что я приехал бы купить сувенир и чак-чак — еще более ничтожен.
Лайк и репост: освещение события гостями
Я написал и напишу в своем Дзене о Казани еще не раз, потому что багаж материала пополнился интересными фотографиями. И это всего лишь капля в огромном информационном море. Умножаем мой «опыт» в тысячи раз, так как каждый второй гость фестиваля снимал и делился со своим окружением фото и видео, рассказывая о событии и о городе. Современное цифровое искусство привлекает больше людей, живущих в этом цифровом мире, и разославших «вирус интереса» уже не тысячам, а миллионам читателей и зрителей.
Представить себе развитие любого города, городских событий и пространства без цифровой составляющей может только представитель каменного века. Сарафанное радио давно использует современные технологии, и позитив лучшая реклама и лучший способ привлечения внимания, если только ты не таблоид, предпочитающий «серые» и «черные» схемы информационной войны за читателя.
+100500: еще один не значит лишний
Праздники, фестивали и другие события — способ отвлечь человека от забот, позволить ему отдохнуть, прежде всего ментально. Не даром в некоторых странах, традиционно много работающих, существуют маленькие локальные события: ярмарки, состязания и даже совместные попойки. Эдакий вариант тимбилдинга (коллективного сплачивания) в формате общества или региона. При этом локальные события вполне способны стать известными миру и превратиться из возможности отдохнуть, в возможность развивать туризм.
Разнообразие событий привлекает больше людей, чем их масштабность или ценность. К примеру, в город могут приехать известный балет, ценность которого в мировом значении будет огромной. Однако этот балет не поможет привлечь, как минимум меня, потому что я не понимаю и не люблю балет. Банально, но факт. В то же время фестиваль авторского кино или шоу технических «франкенштейнов» не привлечет любителя балета (хотя не точно), но привлечет меня и сотни таких же. Карта событий на любой вкус ценнее, чем ряд одинаковых событий, какой бы они ценностью не обладали.
Появление фестиваля НУР в Казани в 2021 году стало решением, благодаря которому приехали новые люди, а о Казани узнали не только как о городе с тысячелетней историей, но и о городе, открытом всему новому. Тот случай, когда еще одно событие совсем не означает лишнее.
В следующих публикациях я расскажу вам о своих похождениях по Казани и обязательно затрону тему, почему нам — родившимся в «аналоговом мире» стоит следить и изучать современное искусство, и как это делать.
А значит продолжение следует, а пока можно почитать публикации трех дней, проведенных в Казани и на фестивале НУР 2025: