Все знают, что компьютеры появились в середине прошлого века и были это огромные устройства, занимавшие целую комнату, но история вычислительной техники куда более древняя, чем первый компьютер. А первым в мире программистом стала эта женщина — Ада Лавлейс, урождённая Байрон, да, да, дочка того самого лорда Байрона, известного поэта. При рождении она стала разочарованием отца, так как он хотел мальчика. Ну что сказать, на тот момент неудивительно, что патриархальные взгляды заставляли папашу скривить физиономию и сказать "фи" при новости, что родилась дочка. Однако разочарование поэта было столь велико, что он отправил жену с недавно родившимся ребенком к родителям и не хотел даже интересоваться ее судьбой. Вскорости он подписал развод и с досады вообще укатил из Англии. Мать тоже большой любовью к дочке не пылала. Видя в ней причину развода и некоторой отстраненности в обществе, ну "разведенка" — что-то не то, не очень, стало быть, хорошая, раз муж бросил. Девочка росла на попечении бабушки, мать же предпочитала заботиться о дочке на расстоянии, в основном через письма. Образование мамаша решила дать дочке исключительно назло отцу. Раз отец поэт, и раз он столь пошлый и безнравственный коль бросил жену (а порицала она его моральные качества до конца дней и опасалась, что "дурное наследство" проявится и в дочери), так что постаралась сделать все, чтобы девочка не пошла по стопам отца и не начала вдруг писать стихи (надо полагать, основная причина аморальности отца в глазах покинутой жены заключалась в рифмоплетстве), так что наняла она девочке учителя математики, дабы четкий строй цифр выбил из головы любой интерес к лирике.
На счастье девочки, ее учительницей стала известная женщина-математик Мэри Сомервилль. Несмотря на то, что девочка росла болезненной и часто оказывалась прикованной к постели, а одно время даже не могла ходить без костылей, она увлеклась тем, чему ее обучали. Впрочем, болезненность, возможно, и стала своеобразным катализатором к увлечению точными науками, чем еще заниматься, если бегать с другими детьми и заниматься обычными детскими играми ей было не очень-то сподручно. Девочка увлеклась математикой и механикой и даже еще в детстве озадачилась идеей воздухоплавательного аппарата, да еще приводимого в движение паровой тягой. Несмотря на юный возраст, она серьезно подошла к этому вопросу, не без помощи учительницы разрабатывая теоретически, проводя расчеты, чертя чертежи, даже записывая свои наработки, сохранившиеся для истории даже оформленные ею в виде книги. В 13 лет она попыталась начать строить свой проект, желая его воплотить на практике. Но изобретение самолета тяжелее воздуха, да еще за век до того, как эту идею таки воплотили в реальности, к сожалению, не стало ее достижением. Свои "крылья" она продолжала строить до 17 лет, но надо полагать, результаты ее эксперимента действенного прогресса не достигли. В 17 же лет, как положено знатной даме, ее вывели в свет. Ада была представлена двору и лично королевской чете. Впрочем, среди знатных персон ее внимание привлекли как раз-таки ученые, среди которых был профессор математики Кембриджского университета Чарльз Бэббидж. Увлечение Ады математикой и механикой свело ее общие интересы с этим человеком. Воздухоплаванием он не увлекался, зато разрабатывал вычислительный механизм.
Изобретение "роботов" - автоматов, сложных игрушек, способных на запрограммированные действия, уходит в глубины истории. Легенды рассказывают о подобных механизмах еще в античные времена. В средневековье эти игрушки продолжали развиваться и к позднему средневековью достигли весьма красочных результатов. Игрушки, которые могли танцевать, играть на музыкальном инструменте или писать какой-то текст красивым почерком, были, конечно, уникальным чудом своего времени, но чудом уже известным. Работали такие механизмы на строго выверенной последовательности взаимодействия колес и шестеренок, передающих запланированные движения разным частям механизма. Однако такие игрушки, несмотря на всю красочность и картинность их проявлений, оставались всего лишь интересными игрушками.
Как раз во времена, когда Ада попала в общество, подобным механизмам пытались найти другое, более практическое применение. В частности, пытались приспособить их для точных и сложных математических расчетов. Естественно, такая задача требовала не просто постоянного повторения, пусть и сложного, но одного и того же действия, а возможность это действие изменять и выдавать результаты в зависимости от заданных вводных. Буквально незадолго до того были придуманы первые перфокарты, те самые, на которых работали (программировались) еще первые компьютеры, гигантские штуковины, занимавшие большие помещения. Пластинка или карточка из плотной бумаги с проделанными в заданном порядке отверстиями, проходящая через считывающий механизм автомата, задействовала нужные колесики и шестеренки в нужной последовательности, заставляя ту же игрушку производить разные действия в зависимости от заданной в перфокарте "программы".
Чарльз Бэббидж интересовался не столько игрушечными механизмами, сколько вычислениями, и приспособление он пытался сделать именно вычислительное. Своеобразный прообраз компьютера. Он тоже не был первооткрывателем в этой области, уже до него создавались механизмы, способные совершать простые действия с несложными цифрами, умножать, делить, вычитать и складывать заданные цифры. Чарльз Бэббидж поставил перед собой задачу более грандиозную, создание машины, способной вычислять сложные задачи (ну, сложные для того времени) и работать с большими цифрами, в том числе с десятичными дробями с длинным "хвостиком" после запятой.
В конечном итоге этого он добился, создав чертежи машины, способной производить действия и вычислять с точностью до двадцатого знака после запятой. Сам Чарльз Бэббидж занимался технической стороной вопроса. Ада увлеклась его работой и активно подключилась к ней. Именно она рассчитала и написала алгоритм действий этой машины, по сути, первую компьютерную программу, так как механизм Бэббиджа считается первым, если уж не компьютером, то его работающим прототипом уж точно. Таким образом, Ада Лавлейс стала первым программистом в истории. К сожалению, ни Ада, ни ее компаньон так и не увидели свое детище в работе. Теоретические расчеты и чертежи были представлены Бэббиджем премьер-министру, и из казны были выделены средства на строительство этой машины. Ее строительство продолжалось десять лет, но так и не было завершено, так как казна отказалась финансировать этот проект дальше. Тем временем Ада успела выйти замуж, родить трех детей и умереть от рака матки в возрасте 37 лет. Бэббидж тоже не дожил до реализации своего проекта, хотя продолжал ездить по стране с лекциями о математике и вычислительных механизмах. Машина Бэббиджа стала основой компьютерных технологий, а написанный Адой Лавлейс (Байрон) алгоритм стал основой программирования, результатами их работы мы пользуемся до сих пор, ну естественно, уже в куда более продвинутой и развитой форме.
Отдельно хотелось бы напомнить уважаемым читателям и комментаторам в частности: будьте взаимно вежливы при общении в комментариях и соблюдайте культуру общения. Комментаторы, позволяющие себе хамство, оскорбления и нецензурные выражения в адрес автора или других комментаторов, получат предупреждение; при повторном аналогичном поведении возможен бан. Всего наилучшего!
Сайт Фонда "ФППД "Факел Свободы"