«Он и она», французский фильм с обаятельным Николя Белоусом в главной роли.
«За каждым успешным мужчиной стоит любовь женщины. За каждой успешной карьерой женщины стоит предательство мужчины».
«Он и она» - психоаналитический разбор фильма
Фильм интересный, многоплановый, и каждый увидит свою парадигму, свою основную мысль. Фильм смотрится на одном дыхании. Его можно рассматривать как историю пары, историю семейной жизни с кризисными периодами и выходами из них, сексуальность в паре, а также в парадигме трансформации и индивидуации героев в течение 45 лет совместной жизни. Для меня, как для психоаналитика, жизнь главного героя Виктора — про неудачный анализ.
Глава 1: неслучайная случайность
Фильм начинается с того, что в красивого молодого писателя, жаждущего признания, влюбляется очень напористая и целеустремленная Сара Эдельман. Виктор, писатель, на самом деле не сильно талантливый. Он мягкий, с приятным нравом и характером молодой человек, ранимый и на самом деле неуверенный в себе. Родители, возможно, сами того не понимая, блокируют его талант, потому что они не признают его писательство и считают бездельником без настоящей профессии, от чего он сильно страдает. Отец кастрирующий, мать холодная и отрешенная, собачка чихуахуа — единственная, которая получает ее любовь и ласку. Именно этого не может простить ей Виктор, о чем и пишет в своем новом романе, после чего мать убивает и соперника Виктора (собачку), и себя. Тема соперничества очень актуальна для Виктора, что свидетельствует о его выраженном эдиповом комплексе. На этом ядре строится вся его личность. Как мужчина он переживает за размер своего члена, неудачи воспринимает близко к сердцу.
В первую ночь с Сарой, когда у него ничего не получилось, он оправдывает неудачу алкоголем. Сара, будучи молодой, но очень тонко чувствующей девушкой, уже тогда понимала, как можно завоевать объект своей страсти, и выстроила целую стратегию. Она пришла на встречу к Виктору с его братом, заведя с ним отношения заблаговременно, чтобы сыграть на ране соперничества Виктора. Виктор спрашивает у Сары: «Почему ты с ним?», и в ответ слышит: «У него красивый нос». «У меня такой же», отвечает Виктор, что является явной отсылкой сравнения к своим мужским достоинствам.
Когда брат называет себя «большой брат» (заметьте, не старший, а большой), Виктора это раздражает, будто это про сравнение, и если у того больше, значит, у Виктора меньше. Эдипов комплекс проявляется и в сцене, когда он приводит Саре мужчину в подарок, желая не только видеть сцену измены, но и участвовать.
Даже в отношениях с Сарой он чувствует себя маленьким мальчиком с маленьким членом и говорит, что она хочет его кастрировать. У Виктора большое желание показать себя как отличного любовника, привлекательного мужчину, интересного писателя, хорошего мужа и отца, желание доказать отцу, что он способен, но при этом он испытывает большую неуверенность в себе.
А Сара мягко подкрадывается к его нарциссической части (хотя на самом деле молниеносно и дерзко) и действительно оказывается символически кастрирующей и поглощающей. С первого утра их встречи она вторгается в его душу, в его творения, бесцеремонно исправляя их, да, восхищаясь, но одновременно мягко критикуя его рукописи. Талантливая и остроумная Сара Эдельман стала своеобразным, но добровольным пленом для нарциссичного и амбициозного Виктора.
По итогу, со временем она полностью получила доступ к его душе через его рукописи, отслеживая, что у него на уме и на душе. Да, она помогала, писала для него и за него, но это была та плата, за которую она имела полный контроль и власть над ним. Она его любила. Очень. Настолько, что была готова на измену, чтобы создать ему ситуацию соперничества, и прожила с другим мужчиной несколько лет.
Сара создала ему травму первосцены, фактически дав Виктору возможность, чтобы его фантазии и воображение разгулялись и разбушевались настолько, что, сублимируя эти чувства в творчество, у Виктора происходит прорыв и его произведение в рейтинге лучших. Она дала ему толчок для возможности самоутвердиться. А когда Виктор пришел к ней, проживающей в роскошной вилле с другим мужчиной, пришел успешным писателем, но нуждающимся в ней как в женщине, она не сомневалась. Сара в одно мгновение, будто давно ждала его, уезжает с Виктором. Сара любила его. И пока она боялась его потерять, она была готова на все. Сара проросла в него настолько, что Виктор, понимая, что теряет себя как личность, все равно не может отказаться от нее, потому что получает возможность признания его талантливым писателем. Наверное, поэтому болезнь Альцгеймера, как потеря памяти, неминуемый финал для Виктора. Лучше потерять память, чем осознавать, что ты на самом деле не тот, кем себя представляешь читателю и кому аплодируют. А более того, его большая потребность в восхищении его талантом, его нарциссическая потребность для него истинно не удовлетворена, потому что они оба знают, что именно Сара заслуживает восхищения. Рождение сына еще больше подорвало в Викторе его самоидентификацию. Вначале он говорит, что «никто не тронет пенис моего малыша», то есть его либидинозную энергию, его гениальность, уникальность, ведь символически пенис сына идентифицируется с продолжением его пениса. Рождение нездорового приводит его к еще большему разочарованию в себе. А в дочери он видит все то, что он так жаждет, — восхищение и безусловное принятие.
Он поддерживал с ней эту инцестуозную связь, видя в ней свое сокровище. И только когда он начал терять память, а с ней и связь с реальностью, он спрашивает: «Кто это толстая тетка?», чем страшно радует Сару. Да, Саре сложно делить его сердце с кем-либо, даже с собственной дочерью. Она страдала всю совместную жизнь от мыслей об изменах и предательстве мужа, что он может любить или хотеть другую, но из любви и желания сохранить отношения терпела. И избрала другой путь. Если в постели она может быть заменима, то на писательском поприще точно единственная.
Глава 2: любовь или мщение?
Виктор борется за свое желание доказать своей родительской семье свою значимость через успех и славу. Поэтому он продает свою душу своей жене, Саре. Фактически символической маме, которая не признает его талант. Бедный Виктор, до конца жизни остаётся неудовлетворенный в своем желании получить истинное восхищение Сары, быть признанным ею. Он пытается восполнить этот дефицит через студентку, но Сара, как всегда, на контроле и в нужный момент берет все в свои руки и разбивает его мечты.
Тогда он окончательно теряет потенцию и связь с реальностью. Сара кастрировала его окончательно. В душе она ликует. Она спокойна, потому что можно расслабиться, он уже никому не нужен. Виктор предполагал свое будущее, которое символически выражает в своем сновидении, когда ему снится, что он повешенный. А во втором сновидении Виктор пытается защитить и спрятать свою маленькую дочь от нападающих мужчин, отстреливая их. Символически он хочет защитить свою незрелую и ранимую инфантильную часть (девочка-дочка) от агрессивных мыслей (мужчины), связанных с реальностью, с его внутренним взрослением и прозрением. Удивительно, как он, проходя анализ длиною в 30 лет, так и не смог повзрослеть, оставаясь внутри незрелым инфантильным мальчиком, и так и не смог воссоединиться с анимусом (мужской частью).
А может, не хотел? Иначе этот брак точно бы распался. Сара проглотила его, как пожирающая мать. А может, он сам поддался? А отец (символически умирающий аналитик) так и не смог его сепарировать и защитить.