Всем привет! Сегодня я расскажу секреты русских картин.
Февральская лазурь (Игорь Эммануилович Грабарь)
«Февральская лазурь» написана Игорем Грабарем в 1904 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее. Грабарь работал над картиной в усадьбе Дугино.Он использовал траншею в снегу для создания низкого горизонта.Картина была представлена на 2-й выставке Союза русских художников в 1904 году. А вот и секреты: Сложный цветовой тон разлагается на спектрально чистые цвета, которые точками различной конфигурации наносятся на холст. Затем при восприятии картины зрителем с определённого положения цвета оптически сливаются в нужный художнику. В «Февральской лазури» стволы берёз написаны мелкими раздельными мазками белых, жёлтых, красных и розовых тонов. Лицевой стороной холст был повёрнут в сторону синего неба, так что на него не падали рефлексы от прогревшегося под солнцем снега. Грабарь использовал зонтик, окрашенный в голубой цвет. Он усиливал интенсивность красок. У этой картины есть и другие секреты
Опять двойка (Федор Павлович Решётников)
Картина «Опять двойка» создана Фёдором Решетниковым в 1952 году. Хранится в Третьяковской галерее, ранняя версия — в фонде Art Russe. Картина использовалась в школьной программе СССР.Ученики знакомились с ней как с образцом бытовой живописи.В программе по русскому языку предполагалось написание сочинения по картине. А вот и секреты: Прообраз мальчика в «Опять двойке» — дочь художника Люба. У неё случались двойки, и в такие моменты она, приходя домой, всегда норовила проскользнуть незамеченной на кухню. Её расстроенное лицо и виноватый взгляд Решетников сохранил для героя картины. Примечательные детали — ковёр, велосипед и часы. Для 1952 года всё это было показателем хорошего материального положения семьи. Связь между частями трилогии подчеркнута тем, что в левом углу «Опять двойки» видна репродукция более раннего полотна «Прибыл на каникулы», а в левом углу «Переэкзаменовки» есть репродукция картины «Опять двойка».
Царевна-Лебедь (Михаил Александрович Врубель)
Премьера оперы «Сказка о царе Салтане» состоялась в 1900 году. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Забела-Врубель.Картина написана на хуторе Ивановском летом 1900 года. Царевна-Лебедь изображена на фоне сумерек и заката. А вот и секреты: . Художника вдохновила героиня оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», в которой партию Царевны-Лебеди исполняла его жена — оперная певица Надежда Забела-Врубель. Однако между образом Забелы на картине и в реальности мало сходства. Считается, что Врубель воплотил на холсте собирательный фантазийный образ. Царевна-Лебедь олицетворяет две стихии — тёмную, холодную водную и одновременно устремлённую ввысь воздушную, небесную.
Всадница (Карл Павлович Брюллов)
Картина написана Карлом Брюлловым в 1832 году. На полотне изображены воспитанницы графини Самойловой, Джованнина и Амацилия. А вот и секреты: Художник сознательно пренебрег законами физики, чтобы создать идеализированный образ романтической героини. Всадница словно парит над лошадью, придерживая поводья кончиками пальцев, тогда как разгорячённый конь едва не встаёт на дыбы. Из-за надписи Samoylo на ошейнике говорили, что это чуть ли не портрет графини Самойловой, но художник всего лишь намекнул так на имя заказчицы. Ожидающий буйства стихии парк, над которым перед грозой сгущаются тучи, — идеальный фон, чтобы подчеркнуть возвышенную невозмутимость романтической героини.
Утро стрелецкой казни (Василий Иванович Суриков)
Василий Суриков завершил картину «Утро стрелецкой казни» в 1881 году. Тема связана с подавлением стрелецкого бунта Петром I.Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. А вот и секреты: . Художник хотел передать величие последних минут, а не саму казнь. Лишь множество красных деталей одежды и багровый силуэт Покровского собора напоминают зрителю о трагических событиях. На картине горит 7 свечей, 7 стрельцов, которых будут казнить, 7 глав собора Василия Блаженного. Большую часть полотна занимают осуждённые, а Пётр I и вельможи рядом с ним стоят небольшой группкой справа. Даже фон отображает противостояние — за народом стоят пряничные купола Василия Блаженного, а за спиной Петра — глухие стены и башни Кремля.
Христос в пустыне (Иван Николаевич Крамской)
Крамской начал работу над темой искушения Христа в пустыне в 1860-е годы. Первый вариант картины был написан в 1867 году, но не удовлетворил художника.Основной вариант картины был завершён в 1872 году. Картина Ивана Крамского «Христос в пустыне» вызвала бурную реакцию и споры из-за необычного и неоднозначного изображения Иисуса. Художник отошёл от традиционного иконографического канона, представив Христа не как божественного владыку, а как реального, страдающего человека. Такое современное толкование образа Спасителя нашло отражение в прозвище «русский Гамлет», которое дали картине критики. Картина «Христос в пустыне» — великое произведение великого художника. Чтобы истинно понять её смысл и ощутить исходящую от неё силу, необходимо очутиться с ней один на один. Тот диалог, который складывается между героем картины и наблюдателем, приоткрывает для каждого одну из сотен своих загадок и подтекстов.
Витязь на распутье (Виктор Михайлович Васнецов)
Эскизы и наброски к картине появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов написал этюд "Воин в шлеме с кольчужкой", вдохновленный былиной "Илья Муромец и разбойники". Первый вариант картины был завершен в 1878 году и представлен на VI Передвижной выставке.Окончательный вариант был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова и содержит надпись на камне, соответствующую былинным текстам. А вот и секреты: Витязь изображён верхом на богатырском коне, вооружён копьём и булавой, за спиной — щит, лук и колчан со стрелами.Путь всаднику преградил мрачный камень с надписью: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному». Из трёх вариантов пути, начертанных на камне в былинных сказаниях, Васнецов оставил только один — «прямо пойдёшь — живым не бывать!». Мрачное настроение картине придают характерный фон: неприветливая местность в тяжёлых тонах, разбросанные человеческие череп и кости, кружащие над полем вороны, предзакатное вечернее небо. Одна из загадок картины — копье, которое витязь держит в руке. Оно предназначено для пеших воинов, а не для всадников. Особая отделка нижней части древка неудобна и даже опасна для них. Почему Васнецов допустил эту неточность, остаётся загадкой.
Портрет Марии Лопухиной (Владимир Лукич Боровиковский)
Портрет Марии Лопухиной написан Владимиром Лукичом Боровиковским в 1797 году. Портрет был заказан мужем Марии, Степаном Лопухиным, и стал одним из самых известных произведений художника. А вот и секреты: Боровиковский смоделировал его самостоятельно, чтобы подчеркнуть многообразие качеств Лопухиной — внешних и внутренних. Пейзаж перекликается с образом девушки, обозначая гармоничное слияние её чистой души с природой. Лилии на картине — символ чистоты и невинности, розы — символ расцвета и супружества. Глядя на портрет, зритель погружается в водоворот противоположных эмоций. Сначала создаётся впечатление, что от взгляда графини отдаёт аристократизмом и высокомерием, но уже через минуту в этом же взгляде можно увидеть чистоту, прозрачность, детскую наивность, непосредственность и добродетельную душу.
Апофеоз войны (Василий Васильевич Верещагин)
Картина «Апофеоз войны» написана Василием Верещагиным в 1871 году. Изначально называлась «Торжество Тамерлана» и была вдохновлена средневековым правителем Тамерланом.Верещагин создал картину после второго путешествия в Туркестан в 1859—1870 годах. Чтобы создать «Апофеоз войны», Верещагин имел всего несколько черепов, которые он и изобразил в различных ракурсах. Художник не знал, что для устойчивости пирамиды из человеческих голов, черепа должны быть без нижней челюсти. На раме полотна живописец сделал надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Таким образом, художник призывает задуматься о последствиях войны и показывает, какова цена военных триумфов. «Апофеоз войны» — одна из редких картин, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности.
Царь Иван Васильевич Грозный (Виктор Михайлович Васнецов)
«Царь Иван Васильевич Грозный» написана Виктором Васнецовым в 1897 году. Хранится в Третьяковской галерее.На картине изображён царь Иван Грозный с посохом в левой руке, стоящий на ступеньках в своих палатах.В левом нижнем углу видно окно с улицей, церковью и гуляющими горожанами. А вот и секреты: Васнецов изобразил Ивана Грозного как мудрого царя, великого государственного деятеля. Облик правителя дан таким, каким он сохранился в свидетельствах современников. Например, поверх шапки царя изображён золотой венец с тремя небольшими иконами, расположенными в центре. Это иллюстрация высказывания историка Ключевского о том, что Иван Грозный «сам для себя стал святыней». Так, красная ковровая дорожка под ногами царя намекает на кровавый путь властителей на Руси. А изображение византийского двуглавого орла, являющегося державным гербом, символизирует то, что Ивану Грозному удалось перестроить систему управления в стране.
А вы знали эти секреты? Пишите в комментариях. Пока!