«Хаос и созидание на заднем дворе»: альбом, который вывел Пола Маккартни из зоны комфорта. Когда он только появился, он не вызвал у меня желания тут же его прослушать. Четыре альбома до него тоже не вызвали особого энтузиазма возвращаться к ним. На лицо был явный кризис музыканта. Хотя он оставался все тем же Полом Маккартни.
Маккартни по праву считается национальным достоянием, но после распада Beatles качество композиций Маккартни как автора песен и исполнителя пошли на спад. Как впрочем, и других участников группы. Им явно не хватало друг друга. В группе Wings он написал несколько песен, очень похожих на Abbey Road, а также на «Let It Be» и «Get Back», тоже записанных в Битлз, и они по-прежнему демонстрируют данный Маккартни свыше дар извлекать своим талантом мощную мелодию или какой-нибудь неотразимый припев.
Дискография Wings и сольных работ Маккартни с 1970 года характеризуется довольно неоднозначным качеством его альбомов. Но уверен, что многие скажут, что Маккартни свой дар не растерял - я же слово "неоднозначный" употребил только в сравнении с созданными им песнями в Битлз, нисколько не умаляя его мастерства.
При этом ему удавались внезапные всплески вдохновения, а его старая магия «Битлз» находится на расстоянии вытянутой руки. Стоит ему только захотеть и он опять напишет Eleanor Rigby или Penny Lane. Но и тогда Маккартни мог похвастаться мощной песней о любви «Maybe I’m Amazed», альбомом Band on the Run, где он сочинил несколько по-настоящему драматичных рок-риффов, а эксперименты с Yamaha CS-80 приводят к восхитительно эксцентричному синтезаторному поп-року 1980-х McCartney II.
Тем не менее, с течением десятилетий творческие порывы начинают угасать, если не считать его проекта The Fireman с группой Killing Joke’s Youth. Из-за плохих фильмов, ещё более ужасных саундтреков к фильмам и череды коммерчески успешных, но неоднозначных с точки зрения критиков альбомов, бывшему битлу потребовался продюсер Radiohead Найджел Годрич, чтобы выжать из него хоть что-то стоящее с художественной точки зрения. А если учесть, что и "старый друг" Джордж Мартин выступил в роли консультанта, то результат их совместной работы должен был быть интересным.
Именно это сочетание продюсера и исполнителя и автора песен подтолкнуло меня к этому альбому. С Годричем мы с вами где-то уже встречались. И вот на этом альбоме он был продюсером.
Выпущенный в 2005 году альбом «Chaos and Creation in the Backyard» ознаменовал возвращение Маккартни к своей прежней форме. В нём собраны песни, которые сияют качеством, невиданным уже много лет. В 13-м сольном альбоме Маккартни чередуются интимные акустические композиции и смелые фортепианные партии. Это сразу бросается в глаза - даже не нужно очень уж прислушиваться. Он наполнен жизненной силой, благодаря стремлению Годрича сломать привычные шаблоны в написании песен. Маккартни мудро принял этот совет, хотя и не без противоречий. Очень интересны его впечатления до и после выпуска альбома.
«В первую неделю я пришёл со своей группой, думая, что, возможно, так и будет, как было раньше», — рассказал Маккартни Billboard. «Но ближе к концу недели он (Годрич) начал намекать, что хочет, как он выразился, вывести меня из моей зоны привычного комфорта, сделать что-то другое из этого альбома. Он не хотел делать "классику". При записи альбома случались напряжённые моменты между нами. Найджел не был подхалимом; он сразу сказал: «Предупреждаю, я знаю, что я хочу сделать». У нас была очень жаркая дискуссия по этому поводу».
Годрич, сыгравший важную роль в создании некоторых из самых знаменитых альбомов в стиле арт-рок и в популярной музыке, знал, как авторитетно засучить рукава и вывести сессию из состояния самоуспокоенности. Устояв перед желанием сразу уволить продюсера, пока их отношения не зашли в тупик, Маккартни вместо этого прислушался к резким и безжалостным указаниям Годрича и обнаружил, что после многих лет вялого тления в нём вновь разгорелся творческий огонь.
«На третьем сеансе он вернулся и сыграл мне песню, и я подумал: «Чёрт возьми, она отлично звучит, — рассказал Годрич. — Это была «At the Mercy». Пол сказал: «Кажется, я начинаю вспоминать, как это делается!» Может быть, он хотел сказать, что ему нужно лучше делать то, что он умеет делать, потому что кто-то посмотрит на него и скажет: «Не уверен, что так и надо было», или просто слепо примет всё, что он предлагает».
Продюсерские навыки Годрича позволили Маккартни перезапустить процесс написания песен, и автор песен получил удовольствие от работы над альбомами, которые вывели бывшего «битла» на новый уровень в современном мире. Сейчас Маккартни 82 года, и, скорее всего, «Хаос и созидание на заднем дворе» станет последним настоящим свидетельством его творческого наследия.
Слушая эту песню в ушах звучит Blackbird Битлз.
Альбом записывался довольно долго в сравнении с предыдущими альбомами Маккартни, на которые Пол тратил всего лишь несколько недель. Может быть он поэтому получился таким цельным и собранным, звучащим четко и качественно. Критики также отметили качество записи.
Маккартни на этом альбоме исполняет почти все инструментальные партии, подобно тому, как он делал это на других альбомах. Кроме этого, альбом примечателен тем, что впервые за долгое время, начиная с альбома-саундтрека Give My Regards to Broad Street (1984), Маккартни не принимал участие в продюсировании своего студийного альбома.
Годрич говорил о том, как его пригласили работать вместе с Маккартни над альбомом:
«Моей первой реакцией было отказаться. Я опасался — не только того, что это довольно важный человек в музыке, но и потому, что я не был уверен, захочет ли он испачкать себе руки об меня. Мы очень разные. Он- Маккартни. А я? »
Годрич и Маккартни начали работу над альбомом, записав песни This Never Happened Before» и «Follow Me».
Красивая песня - истинное произведение Маккартни. Высочайшего качества исполнение. Результат показался им обоим достаточно неплохим, убедив, что они могут и дальше работать над альбомом.
Участие Годрича было достаточно активным: он вдохновил Маккартни написать песню «At the Mercy», добавил фортепианные повторы (loops) в песне «How Kind of You» и предложил Маккартни понизить темп песни «Riding to Vanity Fair», о чём Маккартни говорил, что «это полностью изменило настроение» песни.
В итоге Маккартни оценил честность и упорство Годрича, хотя поначалу и несколько опешил с непривычки; согласно высказываниям Маккартни, Годрич бывал порой резок в своей оценке работы Маккартни над песнями в процессе создания альбома. Уже закончив работу над альбомом Маккартни как-то сказал:
«Найджел запрещал мне записывать вокал в песнях, до тех пор пока ему не понравится, как я пою; это было весьма дерзко с его стороны».
Маккартни сказал, что песня Friends to Go была навеяна ему воспоминаниями о Джордже Харрисоне и посвящена ему.
Обложка Chaos and Creation in the Backyard сделана на основе фотографии, изображающей Маккартни, бренчащим на гитаре на заднем дворе дома их семьи в Ливерпуле. Фотографию в 1962 году сделал брат Пола — Майк Маккартни (известный также как Майк Макгир).
Альбом вышел в свет 12 сентября 2005. Многочисленные отзывы критиков были весьма доброжелательны и отмечали, что после выпуска одного за другим последних четырёх альбомов его Chaos and Creation in the Backyard показал, что Маккартни вновь находится на пике своей творческой карьеры. Многие критики и слушатели со стажем указывали, что этот альбом необычен для Маккартни - от него веяло какой-то свежестью, неожиданным изменением направления в стиле. Все это было воспринято как приятный сюрприз.
В результате альбом был номинирован на премию Грэмми в трёх номинациях, в том числе как Лучший альбом года (но премию ни в одной из них не получил). Тем не менее в США альбом достиг 6-го места в чартах. Уже за первую неделю было продано почти 100 000 альбомов. В Британии альбом провел 3 недели в первой десятке. Общие продажи альбома достигли 1.3 млн копий.
Завершает альбом песня Anyway
Chaos and Creation in the Backyard стал последним рок-альбомом, который Маккартни издал на лейбле EMI, с которым сотрудничал (и в составе Битлз, и отдельно) долгое время, с начала 1960-х. В марте 2007 Маккартни подписал контракт с лейблом Hear Music, кстати, принадлежащим сети Starbucks.
Что-то вроде эпилога. Возможно альбом подводит излишняя интимность, медлительность, какая-то напевность. Но песни очень красивы - Маккартни еще раз показал себя великолепным мелодистом. Пожалуй, в этом ему нет равных. Он отличный аранжировщик. Все песни качественно записаны. Я бы предложил этот альбом слушать только целиком.
============
И на этом пока все. Разрешите откланяться. Как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.