Найти в Дзене

Теплоход Туруханск - Игарка. История Татьяны Никульниковой. Нижняя Тунгуска, Эвенкия. Сплав от Туры до Туруханска в паводок. Июнь 2023.

Перед тем как покинуть церковно-приходскую школу, мы с Ромой сделали там уборку. Рома наводил порядок на кухне, а я сходил в монастырь за пылесосом и прошелся с ним, собирая пыль и мелкий мусор по всем комнатам. Упаковав наши вещи в рюкзаки, мы закрыли дверь школы на висячий замок и отправились на дебаркадер. Вышли сильно заранее, минут на 20 раньше прибытия теплохода. На дебаркадере почти никого не было, местные заранее не приходят. Среди присутствующих выделялась девушка, сидящая на скамейке. Рядом с ней был большой, такой же, как наши, рюкзак. По бокам к нему были прикреплены болотные сапоги с высокими голенищами и разборное байдарочное весло. Своих мы сразу узнаём, поэтому я тут же к ней подошел и завёл разговор. Эту девушку звали Татьяна Никульникова, она тоже, как и мы, последние 14 дней сплавлялась на пакрафте. Её пакрафт, как и у нас, был красноярского производства, модель «жаворонок», совсем новая, почти не обкатанная. В Туруханске у Тани был промежуточный финиш. В село она пр

Перед тем как покинуть церковно-приходскую школу, мы с Ромой сделали там уборку. Рома наводил порядок на кухне, а я сходил в монастырь за пылесосом и прошелся с ним, собирая пыль и мелкий мусор по всем комнатам. Упаковав наши вещи в рюкзаки, мы закрыли дверь школы на висячий замок и отправились на дебаркадер. Вышли сильно заранее, минут на 20 раньше прибытия теплохода. На дебаркадере почти никого не было, местные заранее не приходят. Среди присутствующих выделялась девушка, сидящая на скамейке. Рядом с ней был большой, такой же, как наши, рюкзак. По бокам к нему были прикреплены болотные сапоги с высокими голенищами и разборное байдарочное весло.

Прибытие нашего теплохода А. Матросов.
Прибытие нашего теплохода А. Матросов.

Своих мы сразу узнаём, поэтому я тут же к ней подошел и завёл разговор. Эту девушку звали Татьяна Никульникова, она тоже, как и мы, последние 14 дней сплавлялась на пакрафте. Её пакрафт, как и у нас, был красноярского производства, модель «жаворонок», совсем новая, почти не обкатанная. В Туруханске у Тани был промежуточный финиш. В село она прибыла из Ямало-Ненецкого Автономного Округа, из Красноселькупа.

Интерьер коридора.
Интерьер коридора.

У Тани был проект, рассчитанный на несколько лет. Она планировала поэтапно пересечь с запада на восток российскую часть Арктики от Мурманска и до Чукотки. Двигалась она своим ходом в летнее время года. На то, чтобы добраться от Мурманска до Красноселькупа ушло два летних сезона. Так как в той части Арктики много дорог, то двигалась она, в основном, на велосипеде. В Красноселькупе дороги кончились, и на третьем этапе она решила пересесть в лодку. Купила себе пакрафт и стала готовиться. Лето 2023 года и стало её третьим этапом. Когда мы были в Туре, Таня прилетела в Красноселькуп из Москвы с пересадкой в Тюмени. Дальше мы двигались навстречу друг другу (мы с востока на запад, а Таня с запада на восток), чтобы встретиться в Туруханске.

Ресторан на теплоходе.
Ресторан на теплоходе.

Из Красноселькупа её подвезли на моторной лодке примерно 100 км вверх по течению, до древнего волока. Волок был совсем короткий, всего 9 км. Но ещё с XIX века там осталась конно-рельсовая деревянная дорога с вагонетками. По этой дороге таскали, в том числе, графит из Ногинска. Через волок Таня вышла к истокам реки Турухан, точнее к одному из его верхних притоков. За 14 дней сплава она дошла по рекам до Фарково и там задержалась на несколько дней. Оттуда её увезли в Туруханск на попутной моторной лодке.

Наша каюта.
Наша каюта.

Если бы мы случайно встретили её на улицах Туруханска, то конечно позвали бы жить к себе в церковно-приходскую школу. Но так как этого не случилось, Таня заселилась в давешнюю Пушнину и жаловалась нам на высокий ценник (2500 за койку) и отсутствие отопления, как следствие, дикий холод внутри здания.

Читальный салон.
Читальный салон.

И если наш поход был закончен, то у Тани впереди было ещё целое походное лето. К сентябрю она планировала попасть в Хатангу. Сейчас из Туруханска она хотела добраться до Игарки, там дождаться попутной баржи в Снежногорск (с баржой была договорённость) и из Снежногорска, через Хантайское озеро, выйти к реке Наледная (или примерно в тот район), а оттуда устроить волок в соседнее озеро, затем выйти к устью Яктали. Затем опять волок и сплав по реке Маймеча до Хатанги.

Открытая палуба.
Открытая палуба.

Планы, конечно же, грандиозные. Чем всё у неё закончилось, расскажу в конце книги. А мы тем временем рассказывали друг другу про наши приключения в походах. За разговором время пролетело быстро, и вот мы уже грузимся на теплоход «Александр Матросов». Решили заселиться втроём в четырёхместную каюту. Нам выдали ключ и билеты. До Игарки билет, в итоге, обошелся всего в 1800 рублей, а не в 2500, как нам обещали в кассе. В школе у нас не было душа, там пришлось ограничиться протиранием влажным полотенцем, а на теплоходе, наконец-то, появилась возможность сходить в горячий душ. На ужин я залил гречку и сушеные овощи кипятком из бойлера (еды с похода осталось ещё очень много). Втроём мы провели за разговором несколько часов, за бортом ночь не наступала — мы были всё ближе к полярному кругу. Глубоко за полночь теплоход сделал остановку в Курейке. Именно тут отбывал ссылку Сталин, и здесь был построен пантеон в его честь. Но Курейка настолько маленькая деревня, что дебаркадера тут нет. Наши планы сойти на берег и погулять по Курейке провалились, зато посмотрели, как происходит посадка и высадка пассажиров на моторные лодки. Спать легли примерно в 2 часа ночи.