С началом учебного года в школах вводятся новые правила: теперь учащимся запрещено использовать мобильные устройства на занятиях. Телефоны можно будет оставлять в специальных зонах под присмотром сотрудников школы.
Министерство образования сообщило о новых правилах. Мы провели опрос среди родителей, чтобы узнать их мнение. Как часто бывает, мнения разделились.
Некоторые родители считают, что запрет на использование телефонов на уроках — это шаг назад. Они полагают, что это ограничивает свободу детей.
«Это не прогресс, а деградация, когда под рукой есть мобильный телефон», — говорит Леонид, отец третьеклассника. Он уверен, что телефоны на уроках не нужны.
«Мы с самого начала договорились, что на уроках телефоны будут запрещены», — рассказывает Леонид. — Дети сами оставляют их у учителя утром, а после занятий получают обратно. Кроме того, у моего ребёнка установлен родительский контроль, и во время урока он не может пользоваться телефоном. Поэтому я полностью поддерживаю новые правила».
«А если вдруг ребёнку понадобится срочно позвонить?» — уточняем мы.
«На родительском собрании мы обсуждали и этот вопрос. Все родители согласились, что если что-то случится, всегда можно попросить классного руководителя позвонить».
В школе №66 Ижевска, по словам отца учеников 5-го и 10-го классов, дети уже давно оставляют свои мобильные устройства в школе на время занятий. В начале этой четверти родители единодушно поддержали идею собирать смартфоны в начале дня и возвращать их в конце. Для хранения телефонов в учительской было выделено отдельное помещение. Похоже, что с 1 сентября такой порядок будет введён во всех школах России.
Андрей считает, что использование телефона во время занятий — это не обучение, а регресс. Он полностью поддерживает идею запрета.
«Школа предназначена для получения знаний, а не для того, чтобы отвлекаться на телефон. Если есть опасения, что дети не смогут связаться с родителями, есть классный руководитель. Или можно приобрести кнопочный телефон специально для школы».
«Большинство детей сдают свои телефоны на хранение, оставляя только один для экстренных случаев».
Екатерина, у которой ребёнок учится в 20-й школе Саранска, поделилась своими наблюдениями о том, как сейчас обстоят дела с выдачей и возвратом мобильных телефонов в учебном заведении.
По её словам, в начальной школе всё было организовано следующим образом: дети сдавали телефоны на хранение учителю перед началом урока, а после окончания урока забирали их. Однако в средней школе ситуация изменилась: теперь каждый учитель, который ведёт урок в классе, принимает и выдаёт телефоны. К сожалению, иногда дети забывают забрать свои телефоны после урока, и тогда начинается паника, что телефон потерялся. В родительских чатах даже звучат угрозы: «Будем писать заявление в полицию» и т. д.
Если ребёнку нужно срочно позвонить, то сейчас это можно сделать во время перемены. Однако после полного запрета такой возможности, скорее всего, не будет. Кроме того, мама беспокоится о том, что с телефоном может что-то случиться, и расходы на его восстановление лягут на плечи родителей.
Марина в целом согласна с идеей запрета, но выражает сомнения в его эффективности.
В нашей школе уже давно действует правило: ученики оставляют свои телефоны в специальном хранилище с ячейками. Это происходит утром перед началом уроков, а после занятий дети могут забрать свои устройства. Однако, по словам Марины, большинство учеников предпочитают сдавать запасные телефоны, оставляя при себе основные. Или же они сдают основные телефоны, а запасные используют для игр. Если повезёт и никто не заметит, то всё будет хорошо.
В начальной школе дети пока ещё послушные и дисциплинированные, поэтому они сдают в ячейки не только телефоны, но и умные часы.
Марина считает, что проблема с телефонами существует и не является надуманной:
— Дети слишком зависимы от своих устройств. Они проводят время в телефонах на уроках и переменах, а также выходят в туалет, чтобы поиграть.
— Действительно, одноклассники приносили по два телефона и сдавали нерабочий. Схем у детей много, вряд ли что-то толковое получится, — считает мама.
— Я сейчас, возможно, выскажу непопулярное мнение, но очень удобно перекладывать ответственность на телефон вместо того, чтобы использовать его как инструмент для получения знаний. Я сама учу своих детей пользоваться искусственным интеллектом, чтобы им было легче жить.
«Не у кого просить помощи и защиты — телефон-то забрали»
В учебном заведении, где учится моя дочь, мобильные телефоны разрешено использовать только во время контрольных работ, — делится опытом мама восьмиклассницы. Она не в восторге от перспективы того, что её ребёнок останется без смартфона во время занятий.
— Я категорически против запрета, ведь ситуации бывают разные: ребёнку может стать плохо, в семье может произойти что-то непредвиденное, или же может быть отменён урок. И если телефона нет под рукой, это может привести к задержке. Особенно это касается нашей школы, которая не привязана к району, и мне приходится ездить за ребёнком из другого города.
В настоящее время моя дочь связывается со мной во время школьных занятий, когда хочет поделиться радостными или печальными новостями, чаще всего касающимися результатов контрольных работ. Я не вижу в этом ничего плохого, скорее наоборот. Я слежу за тем, чтобы она не злоупотребляла телефоном и не отвлекалась от учёбы.
Я считаю, что вместо запрета на использование телефонов необходимо формировать культуру общения, повышать цифровую грамотность, общаться с детьми и проводить с ними больше времени, обсуждая не только школьные дела, но и личные темы, увлечения, события и новости. Не стоит перекладывать ответственность за воспитание детей на школу. Если родители беспокоятся о том, что их дети отвлекаются на телефоны во время уроков, то им следует решать этот вопрос в своей семье.
Нина считает, что в школе не должны забирать у детей телефоны. И самое важное для неё — это то, что ребёнок не сможет быстро сообщить родителям о плохом самочувствии.
В случае чрезвычайной ситуации в школе ребёнок не сможет связаться с родителями. Например, во время пожара учитель вряд ли будет раздавать телефоны ученикам. И в довершение ко всему, есть опасения по поводу возможных неправомерных действий взрослых в школе.
Отсутствие возможности видеозаписи этих действий означает отсутствие доказательств. И в случае чего, не у кого будет просить помощи и защиты, ведь телефон забрали.
Вот что думает ученик 7 класса одной из школ Самары:
— В настоящее время у нас действует лишь частичный запрет на использование мобильных телефонов. В каждом учебном помещении есть специальный контейнер, куда ученики должны сдавать свои телефоны.
Я давно заметил, что мои одноклассники часто отвлекаются на свои телефоны: они используют их на переменах, а иногда даже во время уроков.
Поддерживаю ли я полный запрет на использование телефонов в школе? С одной стороны, это может помочь ученикам лучше сосредоточиться на учёбе. С другой стороны, как ребёнок узнает о звонке, если ему не разрешат использовать умные часы?
Наш классный руководитель говорит, что телефоны, возможно, будут храниться в фойе под охраной. Учителям придётся писать записки, чтобы получить телефон ученика на время.
И наконец, каково мнение педагогов? Представляем вам точку зрения учителя и родителя в одном лице:
— Использование телефонов в школе должно быть строго запрещено. В нашей школе мы не забираем телефоны у детей во время уроков, но просим их убрать в рюкзаки. На уроках ученики ими не пользуются. Но вы не представляете, что происходит на переменах! Все сидят в телефонах и играют в игры! Больше ничего.
Аргумент о том, что родитель должен быть на связи с ребёнком, теряет актуальность. Для экстренной связи можно связаться с классным руководителем, директором или любым учителем. Также можно позвонить на городской номер, который доступен на сайтах школ.