«История необъятна; все знать просто невозможно». Именно поэтому я ограничил сферу своих интересов 1945 годом. Но вот недавно довелось мне случайно посмотреть документальный фильм «Война в Корее», и «зацепила» инфа о воздушных схватках - тем более, что в них участвовали еще те же летчики, что воевали во Вторую мировую войну. И поневоле заинтересовавшись темой, я достал из своих «загашников» кучку книг по авиации той войны, когда-то взятую «на всякий случай». И засел за них, чтобы разобраться в вопросе и «накропать» вот этот цикл статей. Наиболее информативной и современной среди них оказалась книга И. Сейдова «Советские асы Корейской войны» 2010 года издания, материалы которой я во многом и использовал; а кроме нее пришлось «перелопатить» еще почти полтора десятка отечественных и иностранных книг.
Однако тема войны в Корее огромна, а «реактивщиками» раньше я никогда не занимался. Поэтому свой «скороспелый разбор» я решил ограничить только двумя противоборствовавшими в той войне истребителями – советским МиГ-15, прозванным нашими противниками «Фагот» (есть такой музыкальный инструмент), и американским F-86 «Сейбр» (что в переводе означает «Сабля»). Всё остальное «летающее» той войны я просто отбросил. «Поршневиков» из-за их устарелости для того времени (к тому же, кажется, эта тема литературой особо не освещается). А остальные «реактивщики» против этих двух шедевральных на тот период машин просто «не тянули». Ну, а так как возникший у меня интерес к заре «реактивной» эпохи внезапен и сиюминутен, то «не стреляйте в пианиста – он играет, как умеет»…
Война в Корее - это первый серьезный конфликт после Второй мировой войны, в котором бывшие союзники встретились уже как непримиримые враги. А для истории мировой авиации эта война стала первым конфликтом, в котором обе стороны начали массовое использование реактивных самолетов. В бой были брошены наиболее современные для того времени боевые машины - без оглядки на их секретность и еще «детские» недостатки самолетов совершенно новой конструкции. Американцы самонадеянно считали, что боевые действия продлятся не более шести недель; однако в действительности война «вылилась» в три года кровопролитных боев - с 25 июня 1950 по 27 июля 1953 г.
Корея — важный стратегический пункт для контроля над азиатским континентом. Оккупированная Японией в начале ХХ столетия, Корея только в 1945 году была освобождена от японских захватчиков - Советской армией. Войска США высадились в Корее только 8 сентября 1945 г. (т.е. через неделю после капитуляции Японии) – ведь американцы, понимая стратегическое положение Кореи, не могли упустить этот полуостров из рук.
В результате Корея оказалась разделенной на две оккупационные зоны, границей между которыми была определена 38-я параллель. Эти зоны и стали впоследствии двумя суверенными государствами: в 1948 на севере была провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) социалистической направленности, а на юге – Республика Корея, пошедшая по капиталистическому пути. В том же 1948 г. возник вопрос о принятии Кореи в Организацию Объединенных Наций (ООН); однако условием было объединение двух республик в одно государство, при всеобщих и равных выборах его президента. Условия ООН только на объединенную Корею и породили цепь пограничных конфликтов между севером и югом полуострова – каждая сторона пыталась силой навязать другой свою форму развития. Во избежание разрастания конфликта СССР в декабре 1948 г. вывел свои войска из КНДР; то же сделали и американцы, однако они все же оставили на Юге две бригады своей морской пехоты. Уверовав, что именно США – главный победитель во Второй мировой войне, и теперь имеет право решать судьбы других государств, американцы организовали в Республике Корея выборы, в которых участвовала только южная половина страны, и громогласно объявили правительство Юга правительством всей Кореи. Президентом провозгласили ставленника США, ярого антикоммуниста Ли Сын Мана, взявшего курс на авторитарный стиль правления, физическое устранение оппозиции на своей территории, и кровавые провокации на границе с Северной Кореей.
Это спровоцировало ответный ход КНДР: 25 июня 1950 года северные корейцы внезапно захватили город Кэсон на пути к Сеулу (столице Южной Кореи), а спустя 3 дня - и сам Сеул. В этом походе участвовали 6 пехотных дивизий КНДР, бригада танков Т-34/85 и авиация: около 60 штурмовиков Ил-10 и 70 истребителей Як различных типов (вся техника была оставлена северокорейцам ушедшей из страны Советской армией). Вторжение на Юг было сделано КНДР вопреки мнению И.В. Сталина и Мао Цзэдуна, не одобрявших этот план Ким Ир Сена – лидера Северной Кореи.
Американцы уже в день вторжения немедленно поставили перед Советом Безопасности ООН вопрос об оказании Южной Корее военной помощи. И положительное решение по нему тут же было принято, так как представитель от Советского Союза, который мог бы воспользоваться правом вето, отсутствовал на заседании - в это время СССР бойкотировал ООН за его признание Тайваня отдельным от Китая государством. В результате уже 27 июня американские военно-воздушные и военно-морские силы, а 1 июля - и сухопутные войска прибыли для участия в Корейской войне. Вместе с ними к боевым действиям в Корее приступили войска еще 16 государств.
Еще днем 25 июня американцы сообщили, что якобы несколько северокорейских Яков сбили их транспортный С-54, эвакуировавший с военно-воздушных баз в Сеуле и Кимпо американских граждан, не желавших участвовать в разгоравшемся конфликте. Воспользовавшись этой не проверенной информацией (хотя, возможно, это была и заурядная провокация, каких и сегодня много на счету заокеанских самообъявленных «властителей мира»), генерал Дуглас Мак-Артур отдал приказ «прикрывать эвакуацию с воздуха». И тут же дальние истребители F-82 «Твин Мустанг» из 68-й, 339-й и 4-й эскадрилий FЕAF (Дальневосточные воздушные силы) приступили к патрулированию районов Инчхона и Сеула.
27 июня к ним присоединились уже реактивные истребители F-80 из 8-го истребительно-бомбардировочного крыла, и с этого дня начались первые стычки в воздухе. 3 июля 1950 года палубная американская авиация нанесла массированный удар по аэродрому в Пхеньяне — в 6:00 этот налет провели «Корсары», а в 8:15 английские «Сифайры» и «Файрфлаи» штурмовали аэродром и г. Хэчжу (Хеджу). После этих двух налетов перестала существовать половина северокорейской авиации – на земле было сожжено 110 самолетов из 240, имевшихся в КНДР. Да и оставшиеся целыми «поршневики» КНДР уже почти не играли серьезной роли в конфликте. Ведь они были практически неспособны бороться с заполонившими корейское небо американскими и британскими «реактивщиками».
А вот со стороны ООН в составе привлеченных для ведения боевых действий в Корее сухопутной, палубной авиации, и авиакрыла морской пехоты США, а также подразделения ВВС Англии, Австралии, Южно-Африканского союза и Южной Кореи имелось поначалу 845, а впоследствии - до 1.827 самолетов (значительная часть из них – реактивные). И первым реактивным самолетом, вступившим в бои над Кореей, стал истребитель F-80 Shooting Star, который был разработан в США еще во время Второй мировой войны.
Во многом благодаря именно наличию реактивной авиации уже в первые дни американские и союзные им ВВС завоевали превосходство в воздухе, и начали безнаказанные для них бомбардировки северокорейских войск и городов. Своими «ковровыми бомбежками» они стремились превратить КНДР в пустыню – например, тяжелыми бомбардировщиками В-29 был буквально стерт с лица земли город Синыйджу. Да еще и генерал Мак-Артур «размахивал ядерной дубинкой» - требовал от правительства США разрешения сбросить на Северную Корею не менее 25 атомных бомб…
В сентябре, накопив в Южной Корее свои сухопутные силы, войска ООН перешли в наступление, и вторглись на территорию КНДР. Тогда для поддержки северокорейцев в эту войну вступил Китай; в воздухе поначалу он выставил лишь один истребительный полк (но впоследствии, к окончанию боевых действий, над Кореей сражались уже 6 китайских авиадивизий, в основном вооруженных советскими реактивными истребителями МиГ-15).
Однако в начальный период от ударов с воздуха авиацией ООН войска Северной Кореи и китайских народных добровольцев несли огромные потери. У КНДР и Китая не было мощной авиации, способной прикрыть боевые действия наземных войск. И Ким Ир Сен вместе с Мао Цзэдуном обратились к И.В. Сталину: только прямое участие советских авиачастей с опытными летчиками могло склонить чашу весов в пользу КНДР. А поскольку в Корейской войне были затронуты интересы двух сверхдержав — США и СССР — Сталин дал добро. Правда, политическая обстановка помешала СССР открыто выступить на стороне Северной Кореи, и он сделал это негласно. А США, прикрываясь флагом ООН, привлекли на свою сторону многочисленных союзников с их военной авиацией — Австралию, Англию, Канаду, Южную Африку… Сыграло свою роль и огромное преимущество США в средствах массовой информации — весь мир смотрел на события «через американские очки». Вооруженные силы США в этой войне были представлены всеми родами войск — несколько сот тысяч военнослужащих.
В конце октября 1950 командование авиачастей советских ВВС, которые дислоцировались в Северо-Восточном Китае и занимались обучением нилотов КНР, получило приказ из Москвы. Были созданы две авиадивизии, положившие основу 64-го истребительного авиакорпуса. Командование им принял генерал-лейтенант авиации И.В. Белов. Сначала части 64-го ИАК располагались на весьма удаленных от линии фронта авиабазах Северо-Восточного Китая: Мукден (Шэньян). Линьшань и Ляоянь. Но впоследствии часть их авиадивизий передислоцировалась на территорию Северной Кореи.
Первая советская авиадивизия, насчитывавшая около 100 истребителей МиГ-15, начала боевые вылеты над Кореей в начале ноября 1950 г.; затем на протяжении всей войны на этом театре постоянно присутствовали 2-3 советские истребительные авиадивизии МиГов, ротационно сменявшие друг друга.
Районом боевых действий был не только сам Корейский полуостров, но и прилегающие к нему острова, а также прибрежная акватория Желтого, Японского и Восточно-Китайского морей. Территория Кореи с севера на юг тянется на 800 км, а в ширину — до 300 км; общая протяженность береговой черты занимает свыше 2000 км. Такие большие пространства затрудняли организацию действий как авиации, так и противовоздушной обороны. К тому же большие сложности для полетов создавал рельеф местности: горы занимают около 75% территории Кореи; их высота - от 400 до 1.500 м. Особо гористо восточное побережье; западное и южное побережья имеют постепенное понижение, но они сильно изрезаны глубоко вдающимися в сушу заливами. Правда, характерные черты береговой линия моря, острова, горные хребты и дороги облегчали авиации как радиолокационную, так и визуальную ориентировку.
Первый воздушный бой советские летчики 64-го ИАК на истребителях МиГ-15 приняли 1 ноября 1950 г., и с этого момента господство американских пилотов в корейском небе закончилось. После встречи с советскими МиГ-15 американцам пришлось вызывать из США новейшие «Сейбры». Оказалось, что имевшиеся у них в Корее F-80 и F-84 для боев против «Фагота» совершенно не годились. Так война в Корее стала не только первой воздушной войной на реактивной технике, но и войной, в которой новейшие, только что разработанные и еще засекреченные образцы сразу же проходили испытания в боевых условиях, где и выявлялись их «детские болезни», устранявшиеся прямо в условиях боев. А применение совершенно новых конструкций заставляло летчиков прямо на фронте создавать и отрабатывать новейшие тактические приемы их использования. Заокеанские специалисты впоследствии насчитали свыше 30 новых тактических приемов, применявшихся летчиками МиГов: «косая петля», «карусель», «горка к солнцу», «ловушка», «пасть» и другие военные хитрости, которые мастерски применяли в первую очередь пилоты 324-й ИАД, руководимой легендарным трижды Героем Советского Союза Иваном Никитовичем Кожедубом. Уж он-то имел соответствующий боевой опыт — еще в феврале 1945 года «завалил» реактивный Ме-262 на своем поршневом «Лавочкине». Правда, в Корее Иван Никитович не летал: Москва ему это строго-настрого запрещала, хоть Кожедуб и многократно обращался за разрешением.
Его авиадивизия прибыла на корейский фронт в апреле 1951 года и отлично проявила себя в деле, причем, как говорится, «с колес». Например, в «черный четверг» 12 апреля, когда американцы среди бела дня попытались разбомбить гидроэлектростанцию на реке Ялуцзян. «Сверхкрепости» В-29 прикрывались большим количеством «Тандерджетов» и «Сейбров». Бомбардировщики шли в плотном строю, чтобы в полной мере использовать мощные стрелковые оборонительные установки. Тем не менее, советские МиГи прорвались сквозь истребительный заслон, и сбили десяток «Боингов»! Но подробнее о воздушной войне в Корее и о родившихся в ней асах будет рассказано в последующих статьях цикла. Сейчас же - коротко о том, чем завершилась эта война.
К июню 1951 года война достигла критической точки. Хотя и те, и другие противники несли тяжёлые потери, каждая из сторон в середине 1951-го располагала армией порядка миллиона человек. Несмотря на свой перевес в технических средствах, США и их союзники оказались не в состоянии добиться решительного преимущества. Понимая, что достичь военной победы не получается, противоборствующие стороны в июле 1951 г. начали переговоры о заключении перемирия, с перерывами длившиеся почти два года. При этом боевые действия не прекращались, и кровопролитные бои продолжались. Тем не менее, примерное равенство сил, несмотря на постоянно проводившиеся обеими сторонами наступления и контрнаступления, линию фронта почти не изменяли.
Американцы, как и во время Второй мировой войны, главную ставку в попытках изменить ситуацию сделали на массированное применение авиации. Ковровыми бомбардировками июня 1952 г. они разрушили большинство городов и вывели из строя 90 % энергетического комплекса Северной Кореи, практически оставив почти всю страну без электричества. Людские жертвы были огромны. Точные цифры потерь в Корейской войне даже сегодня установить практически невозможно. Американцы, пиарившие мощь своей армии на весь мир, преднамеренно преувеличивали потери противника, и преуменьшали собственные. СССР же и Китай наоборот, секретили свое участие в этой войне, и потому скрывали цифры потерь не только своих, но и противника. Все эти обстоятельства породили неясности и разнобой в приводимой в нынешних изданиях информации, которая до сих пор остается довольно противоречивой. Поэтому ниже я привожу найденные цифры округленными, и предупреждаю читателей о их возможной неточности даже в таком «округленном» виде.
Людские потери в той войне - только погибшими, без учета раненных, пленных и пропавших без вести, выглядят примерно так: в войсках ООН погибло около 40.700 солдат (но по другим данным только американцев (не считая солдат других армий - 54.000 человек). Южная Корея потеряла погибшими около 138.000 солдат. В армии КНДР (Северная Корея) погибло по разным сведениям от 215.000 до 316.000 бойцов, Китай потерял убитыми около 148.000 человек. Потери СССР в разных источниках указываются от 300 до 500 летчиков. Но это – минимальные цифры потерь сторон. В некоторых источниках утверждается, что общие потери военных обеих сторон приближаются к 1.000.000 солдат.
Приведенные выше цифры касаются только военнослужащих; мирное же население Северной и Южной Кореи страдало от войны в поистине кошмарных размерах. Интенсивными бомбардировками и многочисленными сражениями были разрушены практически все крупные города на полуострове. Под бомбами и снарядами воюющих армий погибло по разным оценкам от 3.000.000 до 9.000.000 мирных корейцев…
Огромные потери людей и техники с обеих сторон, и не меняющийся при этом паритет сил противников делали бессмысленным продолжение ведения боевых действий «на истощение» – было очевидно, что ни одна из сторон не способна добиться окончательной победы. На мой взгляд, именно это было причиной подписания 27 июля 1953 г. соглашения о прекращении боевых действий. А не теория, продвигаемая иностранной Википедией и отечественной Рувики (просто «содравшей» без переосмысления с Википедии ее статью о Корейской войне). Теория о том, что причинами окончания этой войны стали смерть И.В. Сталина, и мирные усилия Эйзенхауэра. Читай: смерть «всемирного злодея», не дававшего закончить войну «белому и пушистому» президенту США Дуайту Эйзенхауэру, якобы всеми силами боровшемуся за мир (и видимо в припадке миролюбия направившего в зону ведения войны две атомные бомбы, как «мирный аргумент» для КНДР). Такая трактовка равнозначна: «милитаристский» СССР не давал «миролюбивым» США прекратить наконец-то эту бойню… У американцев и европейцев – как всегда: во всем виновата Россия, и ее лидеры; а лично они «совсем тут ни при чем»; так, «просто проходили мимо»…
Но, как бы там ни было, подписание соглашения о прекращении боевых действий явилось фактическим окончанием Корейской войны (хотя перемирие так и не было подписано). Корея осталась разделенной на два государства разной политической направленности, между которыми по линии 38-й параллели была создана демилитаризованная зона шириной 4 км…
ПРОДОЛЖЕНИЕ: «Фагот» против «Сабли» (02). Модификации «Сейбра», воевавшие в Корее
Список других статей «Сборной солянки разных отвлеченных тем» можно найти ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории