Доброго времени суток, уважаемый читатель!
В этой статье, я хотел бы затронуть тему такого нового явления, как онлайн-кружки. Конечно, с появлением в 2020-м году понятия "самоизоляция", актуальность таких занятий в дистанционном формате не только повысилась, но и буквально стала необходимостью.
В век информационных технологий именно информация является неотъемлемой частью нашей жизни. А информационные технологии развиваются настолько быстро, что порой искренне удивляешься научно-техническому прогрессу.
Конечно, нововведения и цифровизация не могли обойти стороной такой важный, на мой взгляд, процесс - как образование. Ведь именно процессы обучения и воспитания напрямую влияют на наше с вами будущее.
В наше время каждый ребенок с малых лет знает как пользоваться планшетом или смартфоном. В рейтинге сегодняшних ребят - эти устройства всё чаще вытесняют в суровой конкурентной борьбе наши "машинки", "солдатики", "пуговку с веревочкой", "пружинку" и так далее...
Можно бесконечно рассуждать - хорошо или плохо влияет на детей такое погружение в компьютерную графику, однако все игровое, смешное и бессмысленное можно превратить при желании в созидательное, полезное и интересное. Именно такую цель я преследую в своей работе.
К слову, приятно познакомиться - я педагог дополнительного образования одного из учебных заведений столицы.
Рассуждаем вместе...
Наверное, при планировании и разработке программ дополнительного образования (кружков) важно учитывать в первую очередь интересы современных детей. Ведь кружок - это не просто уроки в школе, которые хочешь-не хочешь, а будь добр - выучи и докажи свой уровень знаний на ГИА. К нам же дети приходят в большинстве случаев потому, что их заинтересовал курс. В отличие от школьного образования - мы получаем более мотивированного учащегося.
Если компьютерные кружки очного посещения уже никого не удивляют (хотя и тут всё время появляются новые, не менее интересные программы!), то с электронным обучением общество только начинает свое знакомство.
Прежде чем мы перейдем ближе к делу, и поговорим о программах и цели данной статьи, я предлагаю ввести некоторые определения, чтобы мы могли лучше понимать друг друга.
Казалось бы - дистант определённо выигрывает! Ведь дети могут всегда задать вопрос учителю напрямую, подняв руку, включив микрофон, озвучив вопрос... Безусловно - живое общение это необходимый фактор в жизни наших ребят, пусть даже и через экран. В связи с этим сразу отмечу, что электронное обучение - не может заменить полностью процесс образования. Связано это с тем, что образование включает в себя не только предметные и научные факты, но и реализует важные задачи воспитания, среди которых есть такое понятие как "общение со сверстниками, умение взаимодействовать в социальной среде". Человек существо биосоциальное, и не может жить обособленно от общества. Но всё же напомню, что мы говорим про кружки, и, хоть тут все задачи воспитания сохраняются, реализовать с помощью электронных программ их тоже можно, пусть и не в полном объёме.
Всё чаще я слышу от своих учащихся о том, что им не хватает времени, или неудобно составленное расписание в школе не позволяет им вовремя приходить на занятия дополнительного образования. Как модно сейчас говорить "Время - самый ценный ресурс человека" - соглашаться с этим или нет - уже дело каждого из нас. Однако, понимая ситуацию современных пятиклассников, приходящих домой после уроков в районе 16-17 часов, принял решение об открытии программ, позволяющих свободно распоряжаться своим временем.
Как все начиналось?
Идея появилась еще год назад, тогда мной был разработан курс дистанционных занятий по Москвоведению. Да, конечно тут также присутствует строгое расписание, однако время было выбрано так, чтобы ребята могли подключаться к занятиям даже находясь вне дома (благо сотовые операторы, московский транспорт и почти все кафе - представляют нам возможность пользоваться всемирной паутиной).
Публикация программы прошла успешно, и за период июль-август набралось больше 30 человек. Занятие за занятием, встреча за встречей - наш курс был полностью завершен всеми учащимися. В конце каждого занятия я советовался с ребятами - что было интересно, что было слушать тяжело, какие элементы презентации особенно привлекали их внимание, а какие стоит изменить или вовсе убрать. Считаю важным, включать мнение ребят в планирование занятий, ведь основная наша задача - донести понятным образом материал именно для них!
Электронные программы: от идеи к действию!
Учебный год подходит к концу, самое время задуматься о программах на лето. Да-да, до отпуска мы также работаем с детьми. Конкретно в нашем учреждении реализуются специальные программы летнего и каникулярного периода, да что там говорить - наши ребята даже шикарный лагерь дневного пребывания организовали! В общем - работы хватает. Кто-то спросит: кому хочется учиться летом? Кто к вам придет? Отвечу - придут, и порой даже больше чем в течение года.
Как ни странно, в летний период программы дополнительного образования пользуются отдельным спросом. Мы с супругой заметили, что на наши летние программы из года в год записываются определенные ребята. В течение года они не посещают наши занятия, не записываются. Сначала нам казалось это странным, но вот, в этом году, одна девочка всё-же записалась и на годовой курс. Без особой скромности напрямую поинтересовался, почему не записывались в предыдущем году. И узнал, что многие ребята, которые ходят к нам летом - живут совсем не рядом, а приезжают сюда поближе к работам родителей. Другая группа ребят - это наши прекрасные спортсмены, танцоры, актеры и вокалисты, плотный график в течение года которых просто не позволяет совмещать любимую студию с программами естественно-научного и технического цикла.
В конце зимы, я стал чаще ловить себя на мысли, что все те занятия, которые в году я провожу очно - можно перевести в электронный формат, для самостоятельного изучения. Даже разработал свой план по каждом занятию:
Тема, основные понятия, презентация;
Видеоурок, разбор заданий;
Практическая отработка материала, решение задач;
Интерактивный материал, обратная связь, карточки.
Основной целью таких программ для меня является повышение доступности образования. Ведь в Москве много кружков, каждый из которых уникален, и не всегда у ребенка есть возможность ездить из Чертаново в Митино, из Митино в Перово, из Перово в Сходню и так далее... А кто-то, даже живя рядом, как мы с вами уже отмечали ранее, просто не может физически быть в одно время в двух местах. Электронные программы я вижу отличным решением этой проблемы: Быстро, удобно, круглосуточно!
Как только учебный материал был готов, а программы опубликованы в системе дополнительного образования Москвы, я приступил к заполнению карточки курса. Словами не передать то настроение, когда хочется сделать максимально удобное расположение элементов, продумать до мелочей и предостеречь от всех трудностей технической составляющей, с которой могут столкнуться дети. Мотивация по своему уровню значительно превысила гору Джомолунгму (Эверест).
Дети на программы набрались довольно быстро, и буквально спустя неделю, места были заполнены. Вот-вот начнутся первые занятия, ребята и родители получат доступ к нашей системе, приступят к обучению. Посмотрим - увенчается ли успехом такая форма образовательной деятельности.
Если вам понравилась статья, или остались замечания, корректировки - смело пиши об этом в комментариях. Поделитесь мнением - было бы интересно вам узнавать что-то из сферы образования, возможно какие-то забавные случаи, сложности, мысли? Делитесь своим опытом, всегда рад обратной связи!