Найти в Дзене

Почему мы плачем когда смотрим фильмы?

Бывало ли у вас так: смотрите кино — комок подкатывает к горлу, глаза увлажняются, и даже если вы дома одни, всё равно хочется отвернуться, чтобы никто не увидел ваших слёз? Или наоборот: слёзы текут свободно, вы удивлены их силе и даже не всегда до конца понимаете — почему так задело? Почему же мы так остро реагируем на истории, придуманные другими, когда порой на собственные чувства можем не обращать внимания? На экране умирает собака, пара впервые говорит друг другу «люблю», взрослый сын мирится с матерью, а у нас в душе вдруг поднимается целая волна — грусть, облегчение, радость или что-то неуловимо знакомое. Всё потому, что фильм — это своеобразное зеркало, где мы видим не просто сюжет, а частички собственной жизни. Дело не только в мастерстве режиссера или проникновенной музыке. Фильм — это безопасное пространство для встречи с собой. Мы словно становимся ближе к своим эмоциям, когда они завуалированы, прожиты «кем-то другим». Переживания героев откликаются нам на уровне подсозна

Бывало ли у вас так: смотрите кино — комок подкатывает к горлу, глаза увлажняются, и даже если вы дома одни, всё равно хочется отвернуться, чтобы никто не увидел ваших слёз? Или наоборот: слёзы текут свободно, вы удивлены их силе и даже не всегда до конца понимаете — почему так задело?

Почему же мы так остро реагируем на истории, придуманные другими, когда порой на собственные чувства можем не обращать внимания?

На экране умирает собака, пара впервые говорит друг другу «люблю», взрослый сын мирится с матерью, а у нас в душе вдруг поднимается целая волна — грусть, облегчение, радость или что-то неуловимо знакомое. Всё потому, что фильм — это своеобразное зеркало, где мы видим не просто сюжет, а частички собственной жизни.

Дело не только в мастерстве режиссера или проникновенной музыке. Фильм — это безопасное пространство для встречи с собой. Мы словно становимся ближе к своим эмоциям, когда они завуалированы, прожиты «кем-то другим». Переживания героев откликаются нам на уровне подсознания: срабатывают ассоциации, оживают личные воспоминания, и, возможно, затрагиваются как раз те чувства, которые когда-то не были прожиты полностью.

Плач во время просмотра — настоящий подарок нашей психике. Так мы даём выйти слезам, которые обычно держим внутри из-за социальной неприемлемости или собственной привычки быть «сильными». Это способ соприкоснуться с собой бережно и берёт начало в нашем глубинном желании прожить, отпустить, исцелить.

Например, когда кто-то плачет в фильме из-за утраты близкого, мы вспоминаем свои потери — даже если они давно или тщательно забыты. Иногда сцена примирения помогает почувствовать ту тоску по теплу, которого не хватило в детстве. Или, может быть, финал, где герой находит свой путь, вызывает светлые слёзы надежды о своей жизни.

За кадром действует важная внутренняя работа: мы проживаем эмоции, которые в обычной жизни не разрешаем себе проявлять. Ведь на экране — не мы, а значит, безопасно проявить уязвимость. Это важный психологический механизм: через фильм мы позволяем себе быть настоящими.

Небольшая практика для вас:

В следующий раз, когда фильм растрогает вас до слёз — не спешите их вытирать или прятать. Останьтесь на минутку с этим чувством, закройте глаза и спросите себя: «О чём для меня эта история? С кем или с чем в моей жизни она переговаривается?» Можно даже записать свои мысли и ощущения — часто на бумаге всплывают такие детали, которые удивляют своей точностью.

Признайте эти эмоции, даже если они кажутся странными или неожиданными. Иногда в такие моменты открываются очень ценные инсайты.

Не важно, слёзы ли это радости, утраты или чего-то сложноописуемого — дайте им выйти. Эмоции не делают нас слабыми — они делают нас живыми. Значит ваша душа отзывается на мир вокруг.

Если вам интересно разбираться в себе глубже, учиться чувствовать больше и честнее — подписывайтесь на мой канал. Каждый день я делюсь такими размышлениями, простыми упражнениями и историями из моей практики. Давайте учиться быть живыми вместе.

Ваш психоаналитик.