Найти в Дзене
Заметки мамы-училки

Почему репетитор работал весь год, а результат нулевой и отметки не стали лучше

Оглавление

Почему так происходит? Иногда приходиться слышать этот вопрос. Родители заявляются после итоговой контрольной работы и говорят: «Ну вот, снова двойка! Марь Иванна, а я ведь целый год водила его к репетитору. Деньги платили немалые, время тратили! А толку? Результата нет!» И знаете, репетиторы тоже бывают в растерянности, чувствуют себя так, как будто их труд пропал даром. А уж сам ученик… он-то, возможно, тоже старался, сидел, делал уроки. Так почему же бывает, что после многих месяцев, а то и целого года занятий с репетитором, школьник всё равно плохо учится, а прогресса не видно? Давайте сегодня разберем эту непростую, но очень актуальную проблему. Это ведь не только про оценки, это про мотивацию, про усилия, про наши ожидания.

Начну с того, что "нулевой результат" – это, честно говоря, редкое явление. Обычно, если ребёнок вообще ходил на занятия, что-то в его голове да отложилось. Просто мы, взрослые, часто ждём какого-то мгновенного чуда, резкого скачка в оценках. А ведь обучение – это процесс, и он небыстрый.

А ещё бывают ситуации, когда репетитор помог ученику просто не скатиться ещё ниже. Вот, например, Вася еле-еле на тройку вытягивал по математике, а к репетитору пришёл с двойками. Целый год с ним занимались, и он хотя бы вернулся к своим тройкам. Это не «пятёрка», конечно, но и не «двойка»! Это тоже результат, согласитесь. Но давайте по порядку разберем, что же может мешать видимому прогрессу.

Со стороны ученика

1. Отсутствие внутренней мотивации у ученика. Вот это, пожалуй, самое главное. Если ребёнок сам не хочет учиться, ему всё это неинтересно, его водят к репетитору из-под палки, то никакие, даже самые талантливые педагоги не помогут. Был у меня когда-то ученик Коля. Родители жаловались на двойки по физике. Сам Коля мечтал о музыке, сидел на уроках, а сам в тетрадках ноты рисовал. С ним занимался репетитор по физике, "бился" с ним год, а толку? Коля просто выполнял задания, но не включался. Он не видел смысла. И вот без этого "огонька" внутри, без желания понять, без любопытства, гору не свернуть.

2. Усталость, перегрузка. Бывает, что ребёнок просто устал. Школа, кружки, спорт, и ещё репетитор по три раза в неделю. Он приходит на занятие уже выжатый как лимон. Мозг просто отказывается воспринимать новую информацию. Какая уж тут учёба? Он уже на пределе, и его организм сопротивляется любой дополнительной нагрузке. Был у меня лично такой ученик, я к нему дважды в неделю приходила, а он мне с порога заявлял: "Ну только пришел с тренировки по футболу. Дайте отдохнуть! Мама за кого меня принимает? Ни одного дня в неделю свободного нет!"

Фото с сайта freepik.com
Фото с сайта freepik.com

3. Пробелы в знаниях, "снежный ком". Иногда репетитор начинает работать с текущими проблемами, но упускает из виду, что у ребёнка огромные пробелы в знаниях за прошлые годы. Это как строить дом, когда фундамент шаткий. Сколько ни ставь кирпичей сверху, всё равно будет рушиться. Нужно вернуться к самым азам, а это долго, кропотливо и требует терпения. И часто родители не готовы ждать, когда репетитор "копает" до самых глубоких пробелов, они хотят видеть результат здесь и сейчас.

4. Особые трудности в обучении. Иногда за плохой успеваемостью скрываются более серьёзные вещи: дислексия, дисграфия, СДВГ. Если эти особенности не выявлены и не учтены, репетитор не всегда сможет помочь. Нужно специальное, адаптированное обучение. И тут уже нужен не просто репетитор, а дефектолог или нейропсихолог.

5. Есть конфликт с учителем в школе. Репетитор дома подтягивает, а учитель в школе откровенно "валит" по какой-то причине. И репетитор должен об этом знать сразу.

Со стороны родителей

1. Взрослые тоже не без греха: про родителей и домашнюю атмосферу.

«Мы же его отдали к репетитору, теперь он за всё отвечает!» Знаете, это очень частая ошибка. Родители думают, что раз уж заплатили, то их дело сделано, и теперь репетитор полностью отвечает за успеваемость. А это не так! Обучение – это совместный процесс. Родитель должен быть заинтересован, спрашивать, как идут дела, помогать организовать расписание, контролировать выполнение домашних заданий репетитора. Без родительской поддержки, без создания рабочей атмосферы дома, даже самый лучший преподаватель может оказаться бессильным.

У меня была девочка, назовём её Света. Она не выполняла домашних заданий по моим предметам. И репетитор по английскому каждый раз давала ей аудио-задания, чтобы слушала дома. А дома никто не контролировал, Светлана могла и не включать их вовсе. Ну и какой будет результат?

2. Нереалистичные ожидания. Если ребёнок в десятом классе не понимает простейших дробей, а родители хотят, чтобы через год он сдавал ЕГЭ на 80 баллов – это, мягко говоря, наивно. Чудес не бывает! Нужно ставить реалистичные цели и быть готовым к длительной работе.

3. Давление и критика. Постоянные упрёки: «Да сколько можно! Ты же с репетитором занимаешься, а опять двойка!» – убивают всякое желание учиться. Ребёнок чувствует себя неудачником, теряет веру в себя. Страх ошибки останавливает, и он начинает ещё больше бояться школы и любых занятий.

4. Отсутствие связи с репетитором. Родители должны быть на связи с репетитором. Спрашивать о прогрессе, о трудностях, о том, что можно сделать дома. А они иногда просто передают ребёнка, переводят деньги и всё. Никакой обратной связи.

Со стороны репетитора

1. Его методы и подход.

Неправильно подобранный репетитор. Да, такое тоже бывает. Не все репетиторы подходят всем ученикам. Возможно, у них не сложился контакт, или метод преподавания репетитора совсем не подходит данному ребёнку. Например, репетитор слишком строг, а ребёнку нужна мягкость. Или, наоборот, слишком мягок, а ученику нужна твёрдая рука. Это не значит, что репетитор плохой, просто он не "ваш".

2. Репетитор не адаптируется. Бывает, что педагог работает по своей устоявшейся схеме и не готов подстраиваться под индивидуальные особенности ученика. Он не может или не хочет найти тот самый ключик к конкретному ребёнку. У меня был случай, когда коллега-репетитор жаловалась, что ученик "ну просто совсем глупый". А когда я предложила ей попробовать другую подачу материала, использовать больше наглядности, она сказала: "Я так не привыкла. Что я буду с бубнами вокруг него плясать?" Вот и результат...

3. Отсутствие чёткого плана и целей. Репетитор должен понимать, зачем он работает с этим ребёнком. Каковы его цели? Подтянуть конкретную тему? Подготовиться к экзамену? Улучшить общую успеваемость? Если нет чёткого плана, занятия могут превратиться в бессистемное повторение пройденного, что не приведёт к значимому прогрессу.

4. Недостаток обратной связи. Репетитор должен регулярно давать обратную связь не только ученику, но и родителям. Рассказывать, что получается, что нет, что нужно сделать дома. Если этой информации нет, родители не могут адекватно оценить ситуацию.

5. Репетитор "натаскивает", но не учит понимать. Это проблема многих, особенно перед экзаменами. Репетитор может просто натаскивать на типовые задания, не объясняя сути. Ученик учится решать конкретные задачи, но не понимает сам принцип. А если попадётся хоть немного изменённое задание, он уже не справится. Это не про глубокие знания, это про механическое запоминание.

А что же делать, если "результат нулевой"

Откровенный разговор. Сядьте все вместе: ребёнок, родители, репетитор. Поговорите честно, без обвинений. Что нравится, что не нравится? Что получается, что вызывает сложности? Может быть, ученик устал, а может, ему скучно? Выслушайте каждого.

Пересмотрите цели. Может, они были слишком амбициозны? Или, наоборот, слишком размыты? Сформулируйте их более чётко.

Подумайте о диагностике. Если есть подозрение на особые трудности, обратитесь к специалистам – психологу, нейропсихологу, логопеду Раннее выявление проблемы – это уже половина решения.

Поменяйте репетитора. Да, это не страшно. Если вы чувствуете, что контакта нет, или методы не подходят, это нормально. Ищите того, кто подойдёт именно вашему ребёнку. Иногда смена обстановки и нового человека творит чудеса.

Донесите до ребёнка, что учёба - его ответственность. В конце концов, учится он сам, а не мама. Это его будущее, его знания. Чем старше ребёнок, тем больше ответственности должно лежать на нём. Нужно научить его быть активным участником процесса, а не пассивным объектом обучения.

В заключение хочу сказать: обучение – это всегда двусторонний процесс. Учится ученик, а не репетитор за него. Репетитор – это проводник, помощник, наставник. Если усилия прикладывает только одна сторона, а другая сопротивляется или игнорирует, то результата не будет. Помните, главное – это не количество часов, а качество, вовлечённость и, конечно же, понимание того, зачем это всё нужно. И тогда результат обязательно будет, и он будет значимым!

Когда я начинаю заниматься с новым учеником, я всегда спрашиваю его: "А ты сам готов заниматься? Ты сам хочешь исправить свои плохие отметки? Или этого хочет твоя мама? Если не хочешь исправляться, если тебе ничего не надо, то я не буду с тобой заниматься, потому что результатов от наших уроков не будет".

Пишите в комментариях, почему репетитор работает, а результата нет, по вашему мнению.

Поддержать автора вы можете, нажав на кнопку ладони.

-2