Щусев Алексей Викторович (1873–1949)
Родился в Кишинёве в многодетной семье земского чиновника. Летом 1891 года поступил в Императорскую Академию художеств, где учился у знаменитого архитектора Л. Н. Бенуа.
Окончив ИАХ с большой золотой медалью был направлен на стажировку в Европу.
Вернувшись в Петербург, работал в мастерских нескольких известных архитекторов, нарабатывая репутацию. В 1902 году работая в мастерской известного архитектора академика Котова предложил проект иконостаса для Киево-Печерской лавры, который привел в восхищение знаменитого художника Михаила Васильевича Нестерова.
Известный мастер религиозной живописи, имевший обширные связи, как в синоде, так и в светских высших кругах, взял молодого архитектора под свое покровительство.
Благодаря протекции Нестерова, Щусев получил заказ на проект церкви на Куликовом поле, который был осуществлен десять лет спустя.
В последующее десятилетие по проектам Щусева было возведено более 10 храмов в России и зарубежом.
Последним культовым сооружением, построенным по его проекту, стал Храм Спаса Преображения на Братском кладбище в Москве. Это городское кладбище было организовано на севере Москвы в районе Сокол «для захоронения воинов Императорской русской армии, скончавшихся в госпиталях Первопрестольной от ран, полученных на полях Великой войны».
В последующее десятилетие по проектам Щусева было возведено более 10 храмов в России и за рубежом.
Последним культовым сооружением, построенным по его проекту, стал Храм Спаса Преображения на Братском кладбище в Москве. Это городское кладбище было организовано на севере Москвы в районе Сокол «для захоронения воинов Императорской русской армии, скончавшихся в госпиталях Первопрестольной от ран, полученных на полях Великой войны».
В советское время кладбище было уничтожено, а храм снесен.
Не менее успешно Щусев работал и в гражданском строительстве. В октябре 1911 года он выиграл закрытый конкурс на проектирование Казанского вокзала в Москве и был назначен его главным архитектором в связи с чем переехал на постоянное место жительства в Первопрестольную.
В 1914—1916 годы Щусев разработал более 10 проектов вокзалов для железнодорожных станций Урала и Северного Поволжья. Все они были деревянными и до нашего времени почти не сохранились.
Революцию 1917 года Алексей Викторович принял безоговорочно и в 1918 году вместе с И. В. Жолтовским возглавили работу над генеральным планом развития и строительства Москвы.
В 1924 -1930 годах академик Щусев был автором трех проектов Мавзолея Ленина на Красной площади.
Щусев был великий труженик и в 30-е -40-е годы в Москве и других городах Советского Союза по его проектам были возведены десятки зданий, самыми знаменитыми из которых стали:
Скончался великий русский и советский зодчий ровно 75 лет назад 24 мая 1949 года. Похоронен на 1 участке Новодевичьего кладбища. Автором надгробия стал замечательный русский и советский скульптор – монументалист Конёнков Сергей Тимофеевич (1874–1971).
Ефремов Олег Николаевич (1927–2000)
Великий советский и российский актер и режиссер. Создатель и многолетний руководитель московского театра «Современник», ставшего одним из символов «оттепели», с 1971 и до конца жизни руководитель МХАТ, Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, подлинно народный любимец, подаривший нам десятки прекрасных ролей в кино.
Его называли «последний Великий из ХХ века».
Родился 1 октября 1927 года в Москве, в семье бухгалтера Николая Ивановича и Анны Дмитриевны Ефремовых в большой коммунальной квартире на Арбате.
Николай Иванович Ефремов работал бухгалтером в системе ГУЛАГа, и семья несколько лет прожила в Воркуте, где юный Олег достаточно близко познакомился с нравами уголовного мира.
После возвращения в Москву в победном 1945 году Ефремов поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1949 году.
Как это ни парадоксально после окончания учебы его пригласили преподавать в родном ВУЗе, но вот в труппу МХАТа не взяли.
Олег Ефремов поступил в Центральный детский театр, переживавший тогда не лучшие времена.
Однако, как говорится, «что не делается все к лучшему». После прихода в ЦДТ молодого режиссера Анатолия Эфроса театр буквально перерождается и быстро становится одним из самых популярных в Москве середины 50-х годов прошлого века. На сцене Центрального детского театра Ефремов сыграл более 20 ролей, а в 1955 году впервые попробовал себя в роли режиссера поставив музыкальную комедию «Димка-невидимка».
В середине 50-х годов вместе со своими студентами Галиной Волчек, Игорем Квашой, Светланой Мизери, Лилией Толмачёвой, Евгением Евстигнеевым и Олегом Табаковым организовал новый театр – студию, впоследствии трансформировавшуюся в Театр «Современник», ставший одним из символов хрущевской «оттепели».
Новый театр впервые заявил о себе в 1956 году спектаклем по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» режиссером, которого выступил сам Ефремов. Он же исполнил в нем и главную роль Бориса Бороздина. Позже в 60-е годы, Олег Николаевич играл роль Федора Ивановича Бороздина отца Бориса.
В 1971 году министр культуры СССР Екатерина Фурцева предложила Ефремову возглавить МХАТ переживавшего в то время жестокий кризис. При нем театр пережил второе рождение.
Листайте галерею
Спектакли, поставленные им:
и многие другие, стали заметными событиями в театральной жизни Москвы.
Вслед за Ефремовым в МХАТ перешли такие корифеи «Современника», как Евстигнеев и Табаков. Олег Николаевич привлек к работе в возрождаемом театре Иннокентия Смоктуновского, Олега Борисова, Александра Калягина и других замечательных актеров. Он же вернул во МХАТ Татьяну Доронину, что, как известно, привело к расколу театра в 1987 году на Ефремовский (историческое здание в Камергерском переулке) и Доронинский, на Тверском бульваре.
В кино Олег Ефремов начал сниматься ещё в середине 50-х годов. Многие фильмы с его участием с удовольствием смотрятся и сегодня:
Листайте галерею
Всего фильмография Олега Николаевича насчитывает около 90 киноролей
Народный артист СССР О. Н. Ефремов скончался 24 мая 2000 года.
Похоронен на 2-м участке Новодевичьего кладбища в так называемом «Вишневом саду». Дело в том, что еще до революции Станиславский выкупил несколько десятков мест для захоронения мхатовцев, и теперь в этом месте почти на каждом памятнике можно увидеть знаменитую чайку. По сложившейся традиции ухаживают за могилами студенты школы – студии при прославленном театре.
Тодоровский Пётр Ефимович (1925–2013)
Замечательный советский кинорежиссёр, кинооператор, сценарист, композитор.
Народный артист РСФСР. Участник Великой Отечественной войны.
Командовал минометным взводом. Был несколько раз ранен и контужен. Дошел со своим взводом до Берлина.
В 1949 году поступил во ВГИК на кинооператорское отделение. Как кинооператор, снял фильмы: "Весна на Заречной улице" (1956), "Два Фёдора" (1958), "Жажда" (1959), и др.
В начале 60-х годов обратился к режиссуре, поставил 17 фильмов (почти все по своим сценариям), в том числе: "Верность" (1965), "Фокусник" (1967), "Последняя жертва" (1975), "Любимая женщина механика Гаврилова" (1981), "Военно-полевой роман" (1983), "По главной улице с оркестром" (1986), "Интердевочка" (1989), "Анкор, ещё анкор!" (1992), "Какая чудная игра" (1995), "В созвездии быка" (2003).
Пётр Ефимович великолепно играл на гитаре, был автором музыки и песен к ряду фильмов, в том числе и некоторых своих.
Был дружен с Владимиром Высоцким и несколько раз помогал ему записывать песни в студии, создавая всякого рода «красивости» на своей семиструнной гитаре.
П. Е. Тодоровский неоднократно становился лауреатом различных престижных кинофестивалей, обладатель премий "Ника" и "Золотой орёл". В 1996 г. за фильмы "Военно-полевой роман", "Анкор, ещё Анкор!", "Какая чудная игра" был удостоен Государственной премии РФ.
В последние годы Пётр Ефимович тесно сотрудничал с Гариком Сукачёвым и его музыкантами из группы «Неприкасаемые».
Петр Ефимович отец известного кинорежиссёра Валерия Тодоровского, который в сериале «Оттепель» посвященном кинематографистам 60-х годов сделал его одним из героев фильма.
Скончался П. Е. Тодоровский 24 мая 2013 года, похоронен на 10 участке Новодевичьего кладбища.
Хочу сразу пояснить, что памятник на могиле кинорежиссера является традиционным иудейским надгробием, которое должно представлять из себя вертикально установленную плиту или просто камень, на котором пишут имя человека и год рождения. Дата смерти не пишется, потому что в иудаизме земная жизнь считается лишь началом вечной.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.