Найти в Дзене
Москва памятная

Могилы знаменитостей. Алексей Щусев, Олег Ефремов и Петр Тодоровский – видные деятели отечественной культуры у которых общий день памяти

Родился в Кишинёве в многодетной семье земского чиновника. Летом 1891 года поступил в Императорскую Академию художеств, где учился у знаменитого архитектора Л. Н. Бенуа.
Окончив ИАХ с большой золотой медалью был направлен на стажировку в Европу. Вернувшись в Петербург, работал в мастерских нескольких известных архитекторов, нарабатывая репутацию. В 1902 году работая в мастерской известного архитектора академика Котова предложил проект иконостаса для Киево-Печерской лавры, который привел в восхищение знаменитого художника Михаила Васильевича Нестерова. Известный мастер религиозной живописи, имевший обширные связи, как в синоде, так и в светских высших кругах, взял молодого архитектора под свое покровительство.
Благодаря протекции Нестерова, Щусев получил заказ на проект церкви на Куликовом поле, который был осуществлен десять лет спустя. В последующее десятилетие по проектам Щусева было возведено более 10 храмов в России и зарубежом. Последним культовым сооружением, построенным по его п
Оглавление

Щусев Алексей Викторович (1873–1949)

Родился в Кишинёве в многодетной семье земского чиновника. Летом 1891 года поступил в Императорскую Академию художеств, где учился у знаменитого архитектора Л. Н. Бенуа.
Окончив ИАХ с большой золотой медалью был направлен на стажировку в Европу.

Вернувшись в Петербург, работал в мастерских нескольких известных архитекторов, нарабатывая репутацию. В 1902 году работая в мастерской известного архитектора академика Котова предложил проект иконостаса для Киево-Печерской лавры, который привел в восхищение знаменитого художника Михаила Васильевича Нестерова.

Известный мастер религиозной живописи, имевший обширные связи, как в синоде, так и в светских высших кругах, взял молодого архитектора под свое покровительство.
Благодаря протекции Нестерова, Щусев получил заказ на проект церкви на Куликовом поле, который был осуществлен десять лет спустя.

-3

В последующее десятилетие по проектам Щусева было возведено более 10 храмов в России и зарубежом.

Последним культовым сооружением, построенным по его проекту, стал Храм Спаса Преображения на Братском кладбище в Москве. Это городское кладбище было организовано на севере Москвы в районе Сокол «для захоронения воинов Императорской русской армии, скончавшихся в госпиталях Первопрестольной от ран, полученных на полях Великой войны».

В последующее десятилетие по проектам Щусева было возведено более 10 храмов в России и за рубежом.

Последним культовым сооружением, построенным по его проекту, стал Храм Спаса Преображения на Братском кладбище в Москве. Это городское кладбище было организовано на севере Москвы в районе Сокол «для захоронения воинов Императорской русской армии, скончавшихся в госпиталях Первопрестольной от ран, полученных на полях Великой войны».

-4

В советское время кладбище было уничтожено, а храм снесен.

Не менее успешно Щусев работал и в гражданском строительстве. В октябре 1911 года он выиграл закрытый конкурс на проектирование Казанского вокзала в Москве и был назначен его главным архитектором в связи с чем переехал на постоянное место жительства в Первопрестольную.

Казанский вокзал
Казанский вокзал

В 1914—1916 годы Щусев разработал более 10 проектов вокзалов для железнодорожных станций Урала и Северного Поволжья. Все они были деревянными и до нашего времени почти не сохранились.

Революцию 1917 года Алексей Викторович принял безоговорочно и в 1918 году вместе с И. В. Жолтовским возглавили работу над генеральным планом развития и строительства Москвы.
В 1924 -1930 годах академик Щусев был автором трех проектов Мавзолея Ленина на Красной площади.

Щусев был великий труженик и в 30-е -40-е годы в Москве и других городах Советского Союза по его проектам были возведены десятки зданий, самыми знаменитыми из которых стали:

Скончался великий русский и советский зодчий ровно 75 лет назад 24 мая 1949 года. Похоронен на 1 участке Новодевичьего кладбища. Автором надгробия стал замечательный русский и советский скульптор – монументалист Конёнков Сергей Тимофеевич (1874–1971).

-8

Ефремов Олег Николаевич (1927–2000)

-9

Великий советский и российский актер и режиссер. Создатель и многолетний руководитель московского театра «Современник», ставшего одним из символов «оттепели», с 1971 и до конца жизни руководитель МХАТ, Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, подлинно народный любимец, подаривший нам десятки прекрасных ролей в кино.
Его называли «последний Великий из ХХ века».

Родился 1 октября 1927 года в Москве, в семье бухгалтера Николая Ивановича и Анны Дмитриевны Ефремовых в большой коммунальной квартире на Арбате.

Николай Иванович Ефремов работал бухгалтером в системе ГУЛАГа, и семья несколько лет прожила в Воркуте, где юный Олег достаточно близко познакомился с нравами уголовного мира.

После возвращения в Москву в победном 1945 году Ефремов поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1949 году.

Как это ни парадоксально после окончания учебы его пригласили преподавать в родном ВУЗе, но вот в труппу МХАТа не взяли.
Олег Ефремов поступил в Центральный детский театр, переживавший тогда не лучшие времена.
Однако, как говорится, «что не делается все к лучшему». После прихода в ЦДТ молодого режиссера Анатолия Эфроса театр буквально перерождается и быстро становится одним из самых популярных в Москве середины 50-х годов прошлого века. На сцене Центрального детского театра Ефремов сыграл более 20 ролей, а в 1955 году впервые попробовал себя в роли режиссера поставив музыкальную комедию «Димка-невидимка».

-10

В середине 50-х годов вместе со своими студентами Галиной Волчек, Игорем Квашой, Светланой Мизери, Лилией Толмачёвой, Евгением Евстигнеевым и Олегом Табаковым организовал новый театр – студию, впоследствии трансформировавшуюся в Театр «Современник», ставший одним из символов хрущевской «оттепели».

Новый театр впервые заявил о себе в 1956 году спектаклем по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» режиссером, которого выступил сам Ефремов. Он же исполнил в нем и главную роль Бориса Бороздина. Позже в 60-е годы, Олег Николаевич играл роль Федора Ивановича Бороздина отца Бориса.

Олег Ефремов в спектакле «Павшие и живые»
Олег Ефремов в спектакле «Павшие и живые»

В 1971 году министр культуры СССР Екатерина Фурцева предложила Ефремову возглавить МХАТ переживавшего в то время жестокий кризис. При нем театр пережил второе рождение.

Листайте галерею

Спектакли, поставленные им:

и многие другие, стали заметными событиями в театральной жизни Москвы.

Вслед за Ефремовым в МХАТ перешли такие корифеи «Современника», как Евстигнеев и Табаков. Олег Николаевич привлек к работе в возрождаемом театре Иннокентия Смоктуновского, Олега Борисова, Александра Калягина и других замечательных актеров. Он же вернул во МХАТ Татьяну Доронину, что, как известно, привело к расколу театра в 1987 году на Ефремовский (историческое здание в Камергерском переулке) и Доронинский, на Тверском бульваре.

В кино Олег Ефремов начал сниматься ещё в середине 50-х годов. Многие фильмы с его участием с удовольствием смотрятся и сегодня:

Листайте галерею

Всего фильмография Олега Николаевича насчитывает около 90 киноролей

Народный артист СССР О. Н. Ефремов скончался 24 мая 2000 года.
Похоронен на 2-м участке Новодевичьего кладбища в так называемом «Вишневом саду». Дело в том, что еще до революции Станиславский выкупил несколько десятков мест для захоронения мхатовцев, и теперь в этом месте почти на каждом памятнике можно увидеть знаменитую чайку. По сложившейся традиции ухаживают за могилами студенты школы – студии при прославленном театре.

-14

Тодоровский Пётр Ефимович (1925–2013)

-15

Замечательный советский кинорежиссёр, кинооператор, сценарист, композитор.
Народный артист РСФСР. Участник Великой Отечественной войны.
Командовал минометным взводом. Был несколько раз ранен и контужен. Дошел со своим взводом до Берлина.

-16

В 1949 году поступил во ВГИК на кинооператорское отделение. Как кинооператор, снял фильмы: "Весна на Заречной улице" (1956), "Два Фёдора" (1958), "Жажда" (1959), и др.

В начале 60-х годов обратился к режиссуре, поставил 17 фильмов (почти все по своим сценариям), в том числе: "Верность" (1965), "Фокусник" (1967), "Последняя жертва" (1975), "Любимая женщина механика Гаврилова" (1981), "Военно-полевой роман" (1983), "По главной улице с оркестром" (1986), "Интердевочка" (1989), "Анкор, ещё анкор!" (1992), "Какая чудная игра" (1995), "В созвездии быка" (2003).
Пётр Ефимович великолепно играл на гитаре, был автором музыки и песен к ряду фильмов, в том числе и некоторых своих.

Был дружен с Владимиром Высоцким и несколько раз помогал ему записывать песни в студии, создавая всякого рода «красивости» на своей семиструнной гитаре.

-17

П. Е. Тодоровский неоднократно становился лауреатом различных престижных кинофестивалей, обладатель премий "Ника" и "Золотой орёл". В 1996 г. за фильмы "Военно-полевой роман", "Анкор, ещё Анкор!", "Какая чудная игра" был удостоен Государственной премии РФ.

-18

В последние годы Пётр Ефимович тесно сотрудничал с Гариком Сукачёвым и его музыкантами из группы «Неприкасаемые».

-19

Петр Ефимович отец известного кинорежиссёра Валерия Тодоровского, который в сериале «Оттепель» посвященном кинематографистам 60-х годов сделал его одним из героев фильма.

Кадр из сериала «Оттепель»
Кадр из сериала «Оттепель»

Скончался П. Е. Тодоровский 24 мая 2013 года, похоронен на 10 участке Новодевичьего кладбища.

-21

Хочу сразу пояснить, что памятник на могиле кинорежиссера является традиционным иудейским надгробием, которое должно представлять из себя вертикально установленную плиту или просто камень, на котором пишут имя человека и год рождения. Дата смерти не пишется, потому что в иудаизме земная жизнь считается лишь началом вечной.

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.