“Да, золотые дни в Аранхуэсе пришли к концу”. Этими словами И. Ф. Шиллер начал свою драму “Дон Карлос, инфант Испанский” и обеспечил этому прекрасному городу место в мировой литературе.
Аранхуэс – (1569-1778) испанский ответ Версалю.
Фернандо Шестой Бурбон, двоюродный брат Людовика Пятнадцатого Бурбона.
Если хоть кто-то когда-то скажет вам, что дворец в Аранхуэсе можно не посещать, что смотреть там, дескать, нечего, достаточно визита только во дворец Келуш, что в Лиссабоне - не верьте. Скиньте этому кому-то ссылку на этот пост-)
В сорока семи километрах к югу от Мадрида в глубокой излучине, во влажной низине реки Тахо магистр ордена Сантьяго в 1387 году построил монастырь. Водами реки Тахо вспоены спаржа и клубника, цветы, кусты и деревья, поэтому Аранхуэс в скудном ландшафте Ламанчи кажется оазисом в пустыне. Это обстоятельство и подтолкнуло Филиппе Второго к решению устроить здесь летнюю резиденцию для королевской семьи. В 1569 (1564) году архитекторами был приглашен Хуан Батиста де Толедо, которого, когда де Толедо скончался, сменил Хуан же, но уже Эррера, который был занят в тот момент на строительстве дворца-монастыря св. Лоренцо в Эскориале. Сеньор Эррэра предложил объединить церковь с дворцом, стоявшего здесь монастыря, и выкупленного католическими королями Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским. Впечатление, которое производит дворец, в значительной степени зависит от материала, который использовался для его постройки: сеньор Эррера выбрал кирпичи тёплого коричневого цвета и светлый известняк для оконных рам, пилястр и других украшений. Контраст строительных материалов создаёт особую приподнятую атмосферу. Это сочетание, а также ритмичное оформление фасадов за долгое время строительства дворца так и остались неизменными, поэтому двухэтажное здание с квадратным внутренним двором производит впечатление закрытого сооружения.
В XVIвеке из-за кризиса в стране строительство надолго остановилось.
В 1724 году завершилось работы в Сан-Ильдефонсо, что в 80 км к северу от Мадрида, и дворец становится летней резиденцией короля Испании. Филиппо Пятый, откровенно ненавидя свою резиденцию в Пардо, с её гнетущей обстановкой и мрачными интерьерами, взял за правило постоянно вместе со всем двором переезжать из одного дворца в другой. В начале каждого года двор перебирался во дворец Пардо, где проводил всю зиму. После завершения Страстной недели двор немедленно направлялся в Аранхуэс, где проводил остаток весны. С наступлением лета, сразу же после праздника Сан-Хуан (у русских – ночь Ивана Купалы), двор вновь паковал сундуки, усаживался в кареты и перебирался через мадридскую Сьерру, чтобы обосноваться в Сан-Идельфонсо, спасаясь тем самым не только от непомерной жары центрального плоскогорья, но и от нередких в те времена эпидемий, вызываемых ею. После смерти Филиппе Пятого в 1746 году, его преемником стал Фернандо VI. Он привязался к Аранхуэсу даже больше, чем его отец, который всё же предпочитал Сан-Идельфонсо, где двор проводил значительно больше времени. Такой стиль жизни был с легкой руки французов весьма распространен тогда во многих королевских и императорских дворах Европы. Предпочтение, которое Фернандо отдавал Аранхуэсу, было во многом вызвано тем, что его жена, Барбара де Браганса, чувствовала там себя уютнее всего.
В 1748 дворец сгорел. Торцовую часть здания в том виде, как она выглядит сейчас, оформлял Джакомо Бонавиа. Он, учитывая проект Эрреры, подчеркнул пространство над порталом входа линией крыши, весь периметр которой украшает балюстрада. На балюстраде над входом установлены статуи испанских королей, пребывавших в своё время в Аранхуэсе.
В 1759 году Карлос III сменил на престоле своего брата Фернандо VI, который умер, не оставив наследников. Ради испанской короны Карлос покинул королевство Обеих Сицилий.
Аранхуэс стал своего рода жизнерадостным дополнением к исполненному достоинства, строгому Эскориалу. Свою лепту в строительство резиденции захотел внести и Карлос Третий (1716-1788), решив расширить дворец. Франсиско Сабатини, по заказу короля в 1771 году воздвиг боковой флигель, который оказался последним изменением, внесённым во дворец. Сабатини в своей работе ориентировался на барочнее резиденции Европы.
Полностью резиденция была закончена через двести лет после начала работ, в 1778 году.
Во внутренней отделке помещений Бурбоны стремились следовать в ногу со временем. Поэтому на третьем этаже можно видеть комнаты и в мавританском стиле, и в китайском. Особым блеском отличается Фарфоровая комната Карлоса Третьего, созданная Джузеппе Гриччи (1759-1765).
Во дворце около 2000 залов, комнат и кабинетов, однако посетителям предлагают 20 помещений. То, что могли себе позволить построить испанские короли в XVIII веке, не может позволить содержать Испания XXI века.
Карлос V Бурбон устраивал пышные катания по реке Тахо. Сюда часто приезжал король Филиппе IVс семьёй любоваться цветением королевских садов.
Роскоши убранства дворца сопутствует оттенок провинциальности и блеклость угасшей жизни. Дворец конечно уступает по роскоши интерьеров мадридскому дворцу.
1772 - во дворце был подписан военный оборонительный договор между Францией и Испанией против Англии. Франция и Англия весь XVIII вели колониальные войны. А т. к. в своё время Людовику XIV удалось посадить в Мадриде своего внука, смекайте сами, почему Франция именно с Испанией заключила союзнический договор.
Во дворце Аранхуэса в 1800 году Гойя писал натурные этюды членов королевской фамилии для знаменитой картины “Портрет семьи короля Карла IV”.
1808 – здесь разразился народный бунт, в результате которой Карлос IV отрёкся от престола.
Сеньор Эррара выбрал кирпичи тёплого коричневого тона и светлый известняк для оконных рам, пислястр и другого декора. Королевский дворец, нежного розоватого цвета, его трудно назвать величественным. Много простора, воздуха и голубого неба, по-испански щедрого на солнышко
Парк, похожий на лес, появился ещё при Карлосе Пятом Габсбурге (заложен в 1560 по проекту Х. Б. де Толедо, перепланирован в виде регулярного парка в 1732–33 французскими мастерами Э. Бутелу-отцом и сыном). Парк стал первым большим парком в Испании. Король приказал привезти из Англии вязы и другие деревья. Парк заново оформил Козимо Лотти. В результате его усилий в парке появились бассейны и фонтаны, клумбы и скульптуры, изображающие античных богов и героев, искусственные водопады (каскады) - все атрибуты парка барокко.
В парке у королевы Марии-Луизы бывали романтические свидания с фаворитом короля, а по совместительству министром иностранных дел и главою кабинета министров доном Мануэлем Годоем
Резиденция Аранхуэс служила излюбленным местом отдыха нескольких поколений королевской семьи вплоть до 1890 года.
Стараниями Козимо Лотти в парке Аранхуэс появились все атрибуты барокко. Как и полагается, парк во французском стиле не может обойтись без фонтанов, украшенных скульптурными группами по мотивам античной истории и мифологии. Один из самых эффектных фонтанов парка - фонтан “Гарпии”. По углам квадратной чаши бассейна стоят колонны с фигурами гарпий на капителях коринфского типа. По этим гарпиям фонтан и назван. В центре фонтана - бронзовая копия известной римской скульптуры “Мальчик, вытаскивающий занозу”, вокруг которой бьют многочисленные вертикальные струи. Фонтан находится в центре довольно просторной площадки с большими каменными скамьями по периметру и беседками-ротондами по углам. - паркового ансамбля, который, как единодушно упоминается во всех источниках, вдохновил Хоакина Родриго на создание знаменитого “Аранхуэсского концерта”.
В 2001 году Аранхуэс занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Аранхуэсе практически не ведется жилищное строительство, а его статус национального достояния запрещает размещать даже в его окрестностях промышленные объекты. Недавно на окраине открыли крупное казино, но, говорят, оно прогорает – из Мадрида ехать далековато, а местное население, в отличие от былых эпох, живет вовсе не развлечениями.