Найти в Дзене

ОГЭ-2025. ОБЗ. Вопрос 12. Лексическое значение слова

Решаем ОБЗ вместе

1.

В предложениях 1–6 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «нападающий игрок в командных играх с мячом».

(1)В нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. (2)Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне. (3)На первый взгляд так оно и было. (4)Меня нельзя было приглашать на день рождения без Павлика.

(5)Я покинул футбольную дворовую команду, где считался лучшим бомбардиром, когда Павлика отказались взять хотя бы запасным, и вернулся вместе с ним. (6)Так возникла иллюзия нашего неравенства.

2.

В предложениях 1–7 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «обещающий успех, выгоды, удовольствие».

(1)Мы сидели на майском берегу, под щедро распустившимся летним солнцем, у тонкой реки и быстрой воды.

(2)Вода называлась Истье, а недалекая деревня – Истцы. (3)Вдруг Корин, друг отца, выступил с заманчивой идеей:

– Захар, а помнишь? (4)Мы с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри. (5)Давай сплавимся туда по реке! (6)На велосипедных колесах туда добираться полчаса. (7)А по речке часа за два, ну, за три спустимся. (8)Полюбуемся местными красотами.

3.

В предложениях 12–17 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «чувство близости, основанное на преданности и симпатии».

(12)Светлана Леонидовна весело рассмеялась.

– (13)Дорогие мои девочки, это вы сейчас так думаете, потому что никаких забот у вас нет. (14)Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба. (15)Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?

– (16)Кстати, о мелочах, – продолжала Светлана Леонидовна. – (17)Расскажу вам историю, как мои друзья помогли мне в одной мелочи.

4.

В предложениях 1–3 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «привлекающий к себе, возбуждающий интерес».

(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

5.

В предложениях 49–56 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против определённого поведения, поступка».

(49)Ну, пожалуйста. (50)Мне всё равно…

(51)Но поставить другого – значит поддержать бойкот.

(52)Потом вдруг Алёнкины глаза наполнились слезами, и она сказала сердито, с вызовом:

– Думаешь, я без них не справлюсь? (53)Очень надо! (54)Справлюсь и без них! (55)Вот увидите.

(56)И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало. (49)Ну, пожалуйста. (50)Мне всё равно…

(51)Но поставить другого – значит поддержать бойкот.

(52)Потом вдруг Алёнкины глаза наполнились слезами, и она сказала сердито, с вызовом:

– Думаешь, я без них не справлюсь? (53)Очень надо! (54)Справлюсь и без них! (55)Вот увидите.

(56)И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало.

6.

В предложениях 24–30 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «чувство собственного достоинства, самоуважения».

(24) Как он тогда крепко сжимал губы и гордился внутренне тем, что не произнёс за весь вечер ни слова.

(25) Он уже забыл про свою гордость. (26)Ему хотелось закричать. (27)Но тут, к своей великой радости, он услышал, как мать заворочалась в постели. (28)Потом отец сонным голосом спросил:

– Который час?

– (29)Спи, спи, – ответила мать. – (30)Ещё рано.

7.

В предложениях 27–33 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «изысканный, изящный».

(27)Венька, стиснув зубы, влез в Виталькин пиджак. (28)Он тоже был ничего: стального цвета в чёрную крапинку.

(29)Только не нужен был Веньке этот элегантный пиджак! (30)Никто из его одноклассников в пиджаках по школе не ходил. (31)Никто! (32)Лишь один он! (33)Он, правда, ни разу ни от кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды, но всем своим существом чувствовал, что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса.

8.

В предложениях 6‒11 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «очень холодный».

(6)Однажды Ваня принёс маленькую, выкопанную с корнем берёзу. (7)Корни он обложил сырым мхом и обернул плотной тканью.

– (8)Зачем ты её выкопал, чудак? – спросил Рувим.

– (9)Вы же часто говорили, что вам жалко лета, – пробурчал Ваня. – (10)Вот я и выкопал вам берёзу, чтобы на всю студёную зиму вам летняя память была. (11)Оно, конечно же, весело поглядеть на зелёный лист, когда на дворе снег валит как из мешка.

9.

В предложениях 5–8 найдите слово со ЗНАЧЕНИЕМ «отнестись без внимания к чему-либо».

(5) В альбоме с марками его привлекли портреты царей, шахов, султанов, магараджей, президентов и прочих правителей кануна мировой войны, когда этот альбом был выпущен, – коллекцией моей он пренебрёг. (6)Раздражение моё против гостя росло.

– (7)Альбом – вещь, а марки – мусор, – подвёл итоги Оська. – (8)Что у тебя ещё есть?

10.

В предложениях 26–31 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «растеряться от неожиданности, испуга».

(24) Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко...

(28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё.

11.

В предложениях 1–5 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «полоса в лесу, очищенная от деревьев».

(1)Стадо телят и бычков тянулось на старую, заваленную деревьями про́секу. (2)Бычки и телята, да и мы тоже, тащились медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

(3)В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. (4)Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. (5)Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

12.

В предложениях 1–6 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «подвесное полотнище или сетка для лежания»

(1)Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.

(2)Что сулит мне этот долгожданный воскресный день? (3)Может, буду помогать маме собираться на дачу.

(4)На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам – в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом.

(5)А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. (6)Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.

13.

В предложениях 30–36 найдите разговорное слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «виднеться в отдалении».

– (30)Наталья, лебеди у меня там, – признался Сергей, – на озере лёд, погибнуть они могут.

(27) Свет в подвал проникал через зарешеченное окошко, и глаза к темноте привыкли не сразу.

– (32)Тут вода! – поёжилась Лоскутикова возмущённо.

(33) Серый взял Наталью за руку, вывел на сухое место, и тут она увидела: в сумраке маячили лебединые шеи.

(34) Серый достал из карманов хлеб, растёр в ладонях, кинул лебедям.

– (35)Это и есть белые лебеди?! – усмехнулась Лоскутикова.

– (36)Самые настоящие, – погордился Серый.

14.

В предложениях 12–16 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «сомкнув, закрыв».

(12)Однажды Уродливый попытался подружиться с соседскими собаками. (13)Из своего окна я услышал его крики и тут же бросился на помощь.

(14)Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. (15)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. (16)Но что удивительно: пока я нёс его домой, он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком.

15.

В предложениях 1‒10 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «подставка, на которой художник укрепляет холст, доску, картон».

(1)Сколько раз я проходил мимо!

(2)Дворец пионеров. (3)Колонны. (4)Скульптуры у входа. (5)Мраморная лестница…

(6)Там, на четвёртом этаже, в окнах видны мольберты. (7)Громадная гипсовая голова смотрит на меня из окна…

(8)Сколько раз я проходил мимо! (9)Сколько раз мне хотелось подняться! (10)Один раз я уже вошёл в вестибюль.

16.

В предложениях 30–40 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «учреждение, оборудованное для астрономических, метеорологических, геофизических наблюдений».

(30)Она засмеялась.

– (31)Он иногда заплывает вон на ту скалу в море и поёт песни из кинофильмов или читает стихи.

– (32)А однажды он устроил там обсерваторию, – сказал первый мальчик. (33)Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.

– (34)А я слышал, – сказал второй мальчик, – как он разговаривал с морем. (35)Иду я. (36)Тихо. (37)И вдруг слышу: «Молчишь, не отвечаешь? (38)Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (39)Иногда ты мне кажешься очень хитрым. (40)А иногда – добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения».

17.

В предложениях 6–9 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «вежливо».

(6)Митя не уставал хвастаться своим домом: «Когда глядишь на Москву с шестого этажа…»,

«Не понимаю, как люди обходятся без лифта…» (7)Я деликатно напомнил, что совсем недавно он жил в нашем доме и прекрасно обходился без лифта. (8)Глядя на меня влажными тёмными глазами, Митя брезгливо сказал, что это время кажется ему страшным сном. (9)За такое следовало набить морду.

18.

В предложениях 4–7 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «углубление в грунте, по которому течёт водный поток».

(4)Наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, легко рассеял туман и вылился по реям в алые формы, полные роз. (5)Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.

(6)Пока «Секрет» шёл руслом реки, Грэй стоял у штурвала, не доверяя руля матросу, – он боялся мели. (7)Рулевой сидел рядом и по-прежнему не чувствовал никакой связи между алым убранством и прямой целью Грэя.

19.

В предложениях 1‒4 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ значением «сырой, холодный».

(1)Леонтий Назарович всю жизнь был обуреваем великой мечтой превратить родной городок в сплошной сад и цветник. (2)Каждый посаженный им куст акации или сирени, по его словам, был совершенно необыкновенного сорта, особенно пышного цветения и дивного благоухания. (3)На деле всё это оказывалось не совсем так, но Леонтий Назарович не смущался, и благородный его пыл от этого не ослабевал. (4)С весны до поздней промозглой осени он возился в скверах и на прибрежном бульваре, а зимой писал историю своего городка.

20.

В предложениях 1–7 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «рисунок или картина, выполненные с натуры, часть будущего большого произведения».

(1)Жил в городе Верном художник Николай Гаврилович Хлудов. (2)Судьба послала ему при редком долголетии ещё и завидную плодовитость. (3)Добрая сотня картин и этюдов до сих пор хранится в запасниках Центрального музея. (4)Картинная галерея взять их отказалась. (5)«Что за художник? – сказали искусствоведы. – (6)Ни стиля, ни цвета, ни настроения. (7)Просто бродил человек по степи да и заносил в свой альбом всё, что ему попадалось на глаза».

21.

В предложениях 28–33 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «крепостное военное укрепление».

(28)И я читал ещё. (29)Не спеша. (30)Про Веньку и про Нахимова, про гибель кораблей, затопленных у входа в бухту, и про матросов на бастионах. (31)А ещё в книге был Севастополь. (32)Я читал о жутких непрекращающихся бомбардировках, о развалинах и пожарах, но сквозь дым военного разрушения продолжал видеть мирный и солнечный город у необозримого моря. (33)Тот, который нужен был мне…

22.

В предложениях 5–10 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «безжалостный, беспощадный».

(5)Только вздохнёт тихонько, смахнёт украдкой слезу с грустных глаз и... простит тебя.

(6)Ведь сердце матери бездонно. (7)Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете. (8)Вдруг вспомнилось стихотворение Дмитрия Кедрина о том, как сын, вырвав сердце матери, понёс его жестокой возлюбленной. (9)Нелёгок был его путь, на скользком пороге он оступился и упал. (10)И в этот момент услышал, как сердце спросило: «Не ушибся, сынок?» (11)Мама простила предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе...

Разборы всех 36 вариантов из сборника Дощинского Р.А., Цыбулько И.П. за 2025 год вас ждут по ССЫЛКЕ

Видеоразборы всех вопросов ОБЗ ОГЭ по ССЫЛКЕ

Автора канала всегда можно ПОДДЕРЖАТЬ

Если материал был тебе полезен, подписывайся на канал и ставь лайки.

А вы уже готовы к ОГЭ? Проработали полностью всю ОБЗ? Пишите в комментарии.