При Александре II (1855-1881) общественное движение в целом сохранило свои направления: консервативное, либеральное и революционное, хотя все они, конечно, претерпели определенные изменения.
Главным идеологом консервативного направления стал М. Н. Катков. Он был очень влиятельным публицистом, но, учитывая проведенные при Александре II реформы, консервативная идея в целом была все же несколько ослаблена.
Это же можно сказать и о либеральном крыле общественного движения. Реформы как бы выбили почву из-под ног либералов, отняли у них их хлеб, поскольку реформы по сути своей были либеральными. Пропагандировать то, что и так осуществляется, было почти бессмысленно.
Зато реформы, а точнее особенности их проведения, дали широкое поле для развития революционного крыла общественного движения. К таковому в данный период времени относится народничество.
Фундаментом народничества была идея о необходимости сближения интеллигенции с народом (отсюда – хождения в народ) и теория общинного социализма, созданная А. И. Герценом и развитая Н. Г. Ченышевским. А. И. Герцен, увидев печальный для социалистического движения опыт европейских революций 1848-1849 гг., пришел к выводу, что социализм первым возникнет именно в России, так как здесь есть крестьянская община, основанная на социалистических принципах, а капитализм развит слабо.
Первые народнические организации возникли в Харькове и Москве еще до отмены крепостного права. После реформы 1861 года наибольшее влияние обрела народническая организация «Земля и воля» в Санкт-Петербурге (название отражает стремление крестьян к тому, чего они не получили в ходе реформы). Но эта организация просуществовала недолго и самораспустилась, потеряв всякую надежду на крестьянскую революцию.
В Москве ведущей народнической организацией стал кружок Н. А. Ишутина, который был разгромлен полицией после неудачного покушения члена кружка Д. В. Каракозова на императора Александра II. Во второй половине 1860-х в Москве и Санкт-Петербурге действовало несколько народнических кружков, самыми известными из которых были «нечаевцы» и «чайковцы».
В середине 1870-х после массового «хождения в народ» началась очередная волна правительственных репрессий («Процесс 193-х»). Но примерно в это же время, а именно в 1876 году создается вторая организация «Земля и воля». Наиболее известными ее участниками были М. А. Натансон, Г. В. Плеханов, С. Л. Перовская, А. И. Желябов, В. И. Фигнер и другие. Это была достаточно крупная и разветвленная организация, имелся свой печатный орган.
Однако по мере развития деятельности организации в ней наметился раскол на умеренных и радикалов. В 1879 году он привел к тому, что «Земля и воля» распалась на умеренный «Черный передел» (Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич и др.) и радикальную «Народную волю» (С. Л. Перовская, А. Д. Михайлов, В. И. Фигнер, А. И. Желябов и др.).
Народовольцы открыли так называемую «охоту на царя». Начиная с 18 ноября 1879 года они совершили пять покушений на Александра II, последнее из которых привело к гибели императора 1 марта 1881 года. Это вызвало массовые репрессии. Около 10 тысяч человек так или иначе были репрессированы.
В народничестве традиционно выделяют три идейных течения: анархистское (бунтарское) – М. А. Бакунин, заговорщическое – П. Н. Ткачев и просвещенческое (пропагандистское) – П. Л. Лавров.
После разгрома «Народной воли», «Черного передела» и других народнических организаций, а также вследствие того, что убийство царя ничего не изменило в общественно-политическом строе России, народничество оказалось в идейном тупике и его влияние постепенно сошло на нет.
Некоторым членам «Черного передела», таким как Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и другим удалось эмигрировать, и они в 1883 году основали в Швейцарии первую русскую марксистскую организацию «Освобождение труда». В целом, после разгрома народничества, как считалось ранее в советской историографии, начинается новый, марксистский этап революционного движения в России.
Марксисты отказались от идеи общинного социализма и исходили из неизбежности наступления капиталистических отношений в России, а значит и необходимости формирования организованного рабочего движения, ибо истинным носителем социалистической идеологии могут быть лишь пролетарии – люди без собственности.
В 1880-х – 1890-х гг. в Россию все больше проникают идеи пролетарского единства и в крупных городах России создаются марксистские кружки. В 1895 году в Санкт-Петербурге представители от всех таких кружков создали единую общероссийскую пролетарскую организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», возглавленную В. И. Лениным (Ульяновым). «Союз» вскоре был разгромлен властями, а Ленин отправился в ссылку в Шушенское.
Но это не могло остановить пропитывание рабочей массы идеями пролетарской солидарности. В итоге в 1898 году в Минске была создана первая российская рабочая партия – РСДРП, о которой более подробно рассказано в других наших статьях.
Что касается монархического крыла общественного движения, то оно усилилось при Александре III, когда его безоговорочным лидером и идеологом стал К. П. Победоносцев. Следует отметить, что консерваторы, имея в своих руках рычаги власти, а значит и возможности для смягчения общественных противоречий, не смогли сделать в этом отношении правильных шагов, настаивая на «незыблемости самодержавия».
Видя такую неуступчивость и отрицание очевидных общественных изменений, консолидировались российские либералы, флагманами которых были представители крупной отечественной промышленной и финансовой буржуазии, хорошо осознававшие свое истинное финансовое могущество и требовавшие усиления своего политического влияния и управляемости власти. Их главными рупорами в конце XIX века были газета «Русские ведомости», журнал «Русская мысль» и некоторые другие издания.
Они настаивали на реформах и продвижении в сторону конституционной монархии. Либералы были приближены к власти и обладали соответствующими рычагами, поэтому неслучайно, что именно либералы в итоге и свергли ненавистное им самодержавие.
В заключении отметим, что в конце XIX века возникает идейное течение «либерального народничества» (В. Г. Короленко, Н. К. Михайловский, Я. В. Абрамов и др.). Суть их идей сводилась к тому, что первоочередной задачей должно стать поднятие жизненного уровня народных масс, а реформы следует проводить только после этого.