Найти в Дзене
Такая История

Народничество. Общественное движение при Александре II - Николае II

При Александре II (1855-1881) общественное движение в целом сохранило свои направления: консервативное, либеральное и революционное, хотя все они, конечно, претерпели определенные изменения.

Главным идеологом консервативного направления стал М. Н. Катков. Он был очень влиятельным публицистом, но, учитывая проведенные при Александре II реформы, консервативная идея в целом была все же несколько ослаблена.

Михаил Никифорович Катков
Михаил Никифорович Катков

Это же можно сказать и о либеральном крыле общественного движения. Реформы как бы выбили почву из-под ног либералов, отняли у них их хлеб, поскольку реформы по сути своей были либеральными. Пропагандировать то, что и так осуществляется, было почти бессмысленно.

Зато реформы, а точнее особенности их проведения, дали широкое поле для развития революционного крыла общественного движения. К таковому в данный период времени относится народничество.

Фундаментом народничества была идея о необходимости сближения интеллигенции с народом (отсюда – хождения в народ) и теория общинного социализма, созданная А. И. Герценом и развитая Н. Г. Ченышевским. А. И. Герцен, увидев печальный для социалистического движения опыт европейских революций 1848-1849 гг., пришел к выводу, что социализм первым возникнет именно в России, так как здесь есть крестьянская община, основанная на социалистических принципах, а капитализм развит слабо.

Крестьянский сход
Крестьянский сход

Первые народнические организации возникли в Харькове и Москве еще до отмены крепостного права. После реформы 1861 года наибольшее влияние обрела народническая организация «Земля и воля» в Санкт-Петербурге (название отражает стремление крестьян к тому, чего они не получили в ходе реформы). Но эта организация просуществовала недолго и самораспустилась, потеряв всякую надежду на крестьянскую революцию.

В Москве ведущей народнической организацией стал кружок Н. А. Ишутина, который был разгромлен полицией после неудачного покушения члена кружка Д. В. Каракозова на императора Александра II. Во второй половине 1860-х в Москве и Санкт-Петербурге действовало несколько народнических кружков, самыми известными из которых были «нечаевцы» и «чайковцы».

В середине 1870-х после массового «хождения в народ» началась очередная волна правительственных репрессий («Процесс 193-х»). Но примерно в это же время, а именно в 1876 году создается вторая организация «Земля и воля». Наиболее известными ее участниками были М. А. Натансон, Г. В. Плеханов, С. Л. Перовская, А. И. Желябов, В. И. Фигнер и другие. Это была достаточно крупная и разветвленная организация, имелся свой печатный орган.

Георгий Валентинович Плеханов
Георгий Валентинович Плеханов

Однако по мере развития деятельности организации в ней наметился раскол на умеренных и радикалов. В 1879 году он привел к тому, что «Земля и воля» распалась на умеренный «Черный передел» (Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич и др.) и радикальную «Народную волю» (С. Л. Перовская, А. Д. Михайлов, В. И. Фигнер, А. И. Желябов и др.).

Народовольцы открыли так называемую «охоту на царя». Начиная с 18 ноября 1879 года они совершили пять покушений на Александра II, последнее из которых привело к гибели императора 1 марта 1881 года. Это вызвало массовые репрессии. Около 10 тысяч человек так или иначе были репрессированы.

В народничестве традиционно выделяют три идейных течения: анархистское (бунтарское) – М. А. Бакунин, заговорщическое – П. Н. Ткачев и просвещенческое (пропагандистское) – П. Л. Лавров.

После разгрома «Народной воли», «Черного передела» и других народнических организаций, а также вследствие того, что убийство царя ничего не изменило в общественно-политическом строе России, народничество оказалось в идейном тупике и его влияние постепенно сошло на нет.

Репин И. Е. Арест пропагандиста
Репин И. Е. Арест пропагандиста

Некоторым членам «Черного передела», таким как Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и другим удалось эмигрировать, и они в 1883 году основали в Швейцарии первую русскую марксистскую организацию «Освобождение труда». В целом, после разгрома народничества, как считалось ранее в советской историографии, начинается новый, марксистский этап революционного движения в России.

Марксисты отказались от идеи общинного социализма и исходили из неизбежности наступления капиталистических отношений в России, а значит и необходимости формирования организованного рабочего движения, ибо истинным носителем социалистической идеологии могут быть лишь пролетарии – люди без собственности.

В 1880-х – 1890-х гг. в Россию все больше проникают идеи пролетарского единства и в крупных городах России создаются марксистские кружки. В 1895 году в Санкт-Петербурге представители от всех таких кружков создали единую общероссийскую пролетарскую организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», возглавленную В. И. Лениным (Ульяновым). «Союз» вскоре был разгромлен властями, а Ленин отправился в ссылку в Шушенское.

-5

Но это не могло остановить пропитывание рабочей массы идеями пролетарской солидарности. В итоге в 1898 году в Минске была создана первая российская рабочая партия – РСДРП, о которой более подробно рассказано в других наших статьях.

Что касается монархического крыла общественного движения, то оно усилилось при Александре III, когда его безоговорочным лидером и идеологом стал К. П. Победоносцев. Следует отметить, что консерваторы, имея в своих руках рычаги власти, а значит и возможности для смягчения общественных противоречий, не смогли сделать в этом отношении правильных шагов, настаивая на «незыблемости самодержавия».

Видя такую неуступчивость и отрицание очевидных общественных изменений, консолидировались российские либералы, флагманами которых были представители крупной отечественной промышленной и финансовой буржуазии, хорошо осознававшие свое истинное финансовое могущество и требовавшие усиления своего политического влияния и управляемости власти. Их главными рупорами в конце XIX века были газета «Русские ведомости», журнал «Русская мысль» и некоторые другие издания.

-6

Они настаивали на реформах и продвижении в сторону конституционной монархии. Либералы были приближены к власти и обладали соответствующими рычагами, поэтому неслучайно, что именно либералы в итоге и свергли ненавистное им самодержавие.

В заключении отметим, что в конце XIX века возникает идейное течение «либерального народничества» (В. Г. Короленко, Н. К. Михайловский, Я. В. Абрамов и др.). Суть их идей сводилась к тому, что первоочередной задачей должно стать поднятие жизненного уровня народных масс, а реформы следует проводить только после этого.

Благодарим за прочтение. Спасибо за лайк!