Найти в Дзене
Тех Лаб

Интересные факты о фильме «Не может быть!»

Леонид Иович Гайдай, гениальный мастер советской комедии, всегда отличался невероятной творческой энергией и умением находить вдохновение в самых неожиданных источниках. Его работы, ставшие классикой отечественного кинематографа, пронизаны тонким юмором и острой наблюдательностью. Именно эти качества привели его к знакомству и плодотворному использованию произведений Михаила Зощенко, мастера сатирического рассказа, чье творчество отражало жизнь мещанского общества 20-х годов с присущей ему иронией и сарказмом. Влияние Зощенко отчетливо прослеживается уже в ранних работах Гайдая. Так, сценарий культовой комедии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", покоряющей зрителей своей динамикой и неисчерпаемым запасом юмористических ситуаций, был частично вдохновлен рассказом Зощенко "Интересная кража в кооперативе". Этот рассказ, с его типичными для Зощенко эксцентричными персонажами и неожиданными поворотами сюжета, стал своего рода прообразом одной из новелл фильма. Гайдай сумел мастерс

Леонид Иович Гайдай, гениальный мастер советской комедии, всегда отличался невероятной творческой энергией и умением находить вдохновение в самых неожиданных источниках. Его работы, ставшие классикой отечественного кинематографа, пронизаны тонким юмором и острой наблюдательностью. Именно эти качества привели его к знакомству и плодотворному использованию произведений Михаила Зощенко, мастера сатирического рассказа, чье творчество отражало жизнь мещанского общества 20-х годов с присущей ему иронией и сарказмом. Влияние Зощенко отчетливо прослеживается уже в ранних работах Гайдая. Так, сценарий культовой комедии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", покоряющей зрителей своей динамикой и неисчерпаемым запасом юмористических ситуаций, был частично вдохновлен рассказом Зощенко "Интересная кража в кооперативе".

Этот рассказ, с его типичными для Зощенко эксцентричными персонажами и неожиданными поворотами сюжета, стал своего рода прообразом одной из новелл фильма. Гайдай сумел мастерски перенести дух и атмосферу зощенковской прозы на экран, придав ей динамизм и кинематографическую выразительность. Следующим ярким примером влияния Зощенко на творчество Гайдая стал фильм "Не может быть!", сценарий которого базировался на двух рассказах "Забавное приключение" и "Свадебное происшествие", а также на пьесе "Преступление и наказание" (хотя, стоит отметить, что в данном случае, заимствование скорее касается атмосферы и типажей, нежели прямого сюжетного переноса).

-2

Изначально фильм задумывался под интригующим названием "Тайна, покрытая лаком", что подчеркивало загадочность и неожиданность событий, заложенных в основе сценария. Режиссеру казалось целесообразным перенести действие из дореволюционной России в современность, адаптируя героев к новой реальности. Однако художественный совет счел этот замысел нецелесообразным, утверждая, что тип мещанства, изображенный Зощенко, стал реликтом прошлого и не находит отражения в современной жизни. Таким образом, Гайдай был вынужден сохранить исторический антураж, что в конечном счёте, ничуть не ухудшило качество фильма.

-3

Съемочный процесс "Не может быть!" также был полон забавных и непредсказуемых случаев. Вячеслав Невинный, уже утвержденный на роль брата Горбушкиной, находился на съемках другого фильма. Стремясь поскорее закончить работу и прибыть в Астрахань (где проходили съемки), он попросил администратора купить ему билет на самолет. Однако, неприятный сюрприз поджидал их: непогода затянула съемочный процесс. Когда же съемки, наконец, возобновились, довольный администратор сообщил Невинному, что билет уже куплен и... сдан обратно. Выяснилось, что на съемочную площадку пришла телеграмма с текстом "Съёмка сегодня в Астрахани не может быть. Гайдай". Администратор, не зная названия будущего фильма, принял это за отмену съемок и поспешил вернуть билет в кассу. Этот случай ярко иллюстрирует непредсказуемость и юмор, которые сопровождали съемки фильма.

-4

Выбор актеров также заслуживает отдельного внимания. Валентина Теличкина и Олег Даль, известные своей яркой индивидуальностью и высоким профессионализмом, поначалу относились к Гайдаю с некоторой долей скепсиса. Теличкина, например, считала его легковесным режиссером, а Даль также не был полностью уверен в успехе проекта. Однако, работа над фильмом стала для них уникальным опытом сотрудничества. Если отношение Даля к стилю режиссуры Гайдая осталось практически без изменений, то Теличкина в ходе съемочного процесса полностью пересмотрела свое мнение. Поначалу казавшийся ей мрачным и суровым, Гайдай постепенно раскрылся перед актрисой, продемонстрировав свои исключительные режиссерские таланты и искромётный юмор. К концу съемок между ними установились взаимопонимание и теплое отношение, что стало залогом успеха работы над картиной. Это подчеркивает то, насколько уникальна атмосфера, которую Гайдай создавал на съемочной площадке, позволяющая даже изначально скептически настроенным актерам раскрыть свой талант в полной мере.

-5

Фильм «Свадебное происшествие» Леонида Гайдая подарил зрителям не только забавные ситуации, но и интересную историю воссоединения двух замечательных актеров – Людмилы Шагаловой и Георгия Вицина. Это была уже их третья совместная работа, и каждый раз их экранные персонажи оказывались связаны семейными узами.

-6

Вспомним их предыдущие встречи на съемочной площадке: в комедии «Женитьба Бальзаминова» Шагалова играла мать Миши Бальзаминова, а Вицин – в «А вы любили когда-нибудь?» - предстал в неожиданном амплуа матери героини Шагаловой. И вот, наконец, они воплотили на экране образ супружеской пары – родителей невесты. Это воссоединение стало для них приятным событием, ведь совместная работа всегда привносит особую атмосферу и понимание между актерами, уже имеющими опыт сотрудничества. Интересно, что Леонид Гайдай изначально планировал пригласить на роль отца невесты Юрия Никулина, но тот был сильно занят в цирке, и роль досталась Вицину, создав, таким образом, забавное и неожиданное продолжение их экранной семейной саги.

-7

Съемочный процесс запомнился не только актерской игрой, но и оригинальным подходом к решению проблемы с продуктами для свадебного застолья. Чтобы избежать порчи продуктов и их «исчезновения» во время длительных съемок, режиссер принял довольно экстравагантное решение: все продукты были облиты керосином! Можно только представить, какой невыносимый запах стоял на съемочной площадке! Актёры старались отыграть свои сцены как можно быстрее, чтобы поскорее покинуть этот «ароматный» антураж. Единственным исключением из «керосиновой» обработки была так называемая «чёрная икра», которая на самом деле представляла собой утиную охотничью дробь, искусно замаскированную под деликатес с помощью растительного масла.

-8

Этот факт еще раз подчеркивает юмор и креативность, заложенные в самой концепции фильма. В результате, зритель получил не только забавную историю о свадебных перипетиях, но и забавный закулисный анекдот о съемочном процессе, который запомнился актерам и съемочной группе надолго.