Как правило, клады обнаруживаются случайно: при распашке поля, во время земляных работ на стройках, при сносе старых домов... Обычно такая находка, в лучшем случае, представляет собой несколько десятков позеленевших от времени монет, уложенных в небольшой горшочек или кувшин. Очень редко встречаются золотые монеты, так как выпускалось их сравнительно мало. Но независимо от вида металла каждый клад имеет огромное научное значение.
В 1951 году около г. Крымска уже был найден кувшинчик с двадцатью монетами первой половины VIII века времён правления Юстиниана II и Льва III Исавра. Находки золотых византийских монет VIII века на Северном Кавказе, в Прикубанье, Подонье и Крыму служат еще одним подтверждением укрепления политических и экономических отношений Хазарии с Византийской империей в этот период.
В начале мая 1989 года при земляных работах на рисовых чеках четвертого отделения колхоза "Путь коммунизма" Славянского района механизаторы обнаружили клад древних золотых монет, находившихся, очевидно, в каком-то керамическом сосуде. На значительной площади чека трактористам удалось собрать 207 монет, которые бригадир М.Ю. Солдаев сдал в районное отделение милиции. О кладе немедленно сообщили дирекции Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника, и Анфимов И.Н. (исследователь по древней истории и археологии Кубани) был срочно направлен в г. Славянск-на-Кубани для выяснения обстоятельств находки.
"Пасмурным весенним днем мы выехали на место. Наша машина, пройдя около трех километров по шоссе Славянск-на-Кубани - Темрюк, свернула вправо и стала петлять по дамбам, разделяющим рисовые чеки, как две капли воды похожие друг на друга. Но вот наконец и чек, где был найден клад. На его ровной вспаханной поверхности, а также на боковых скатах дамб при осмотре то и дело попадаются обломки костей домашних животных, фрагменты разнообразных глиняных сосудов. Становится ясно, что здесь более тысячи лет тому назад, в VIII - IX веках нашей эры, располагалось большое селище, неизвестное ранее археологам. К сожалению, оно практически полностью уничтожено при строительстве рисовых систем. Таким образом, клад был зарыт не в чистом поле, а рядом с жилищем, на территории поселения. Этот вывод важен для последующей реконструкции "родословной" клада."
Собранные монеты вместе с обломками керамики поступили на хранение в Краснодарский музей-заповедник имени Е.Д. Фелицына. Очищенные монеты были тщательно взвешены, измерены, описаны, сфотографированы, - по изображениям и надписям установлено время и место их чеканки.
На монете обычно указывается имя властителя, в период правления которого она выпущена. Причем год чеканки и страна могут не значиться, но имя "монетного сеньора" присутствует обязательно, так как выпуск собственной монеты свидетельствовал о независимости и суверенности государства, а качество металла и вес - о его процветании или упадке. Поэтому монеты являются одним из основных источников, позволяющих с большой точностью определить даты исторических событий и фактов, а также датировать те археологические памятники, на которых они были найдены.
Почти все найденные монеты (205 штук) представляют собой византийские солиды, отчеканенные в Константинополе на императорском монетном дворе.
Впервые эту монету (название ее происходит от латинского solidus - крепкий, массивный) ввел в обращение римский император Константин I (306-337). Вскоре солид становится основной монетой и денежно-счетной единицей Римской империи, а затем и Византии, в денежном хозяйстве которой на всем протяжении ее истории господствовал золотой монометаллизм, то есть, кроме полновесного золотого солида, выпускалась только разменная медная монета для мелкой торговли. Солид всегда чеканился из высокопробного золота: из одного фунта - 72 монеты весом 4,55 г. каждая. Стабильность и высокое качество византийского солида привели к тому, что соседние страны Востока и Запада брали его за образец при выпуске своих денег из золота.
Две золотые монеты, найденные в кладе, были выпущены в столице Арабского халифата (Багдаде) при династии Аббасидов, но по весу и размеру они идентичны византийскому солиду. Ещё в 696 году пятый халиф из династии Омейядов - Абд аль-Малик провел денежную реформу и начал чеканить золотой динар, соответствующий солиду. Но так как, согласно Корану, на монетах нельзя было изображать живые существа (людей, животных), то вместо них обычно помещались цитаты из Корана и другие надписи.
На всех же найденных византийских монетах клада мы видим изображения императоров в парадном одеянии, а также надписи на греческом языке, в сокращенной форме указывающие имена правителей. Все солиды выпущены при первых трех императорах Исаврийской династии, время царствования которых охватывает период с 717 по 780 год, то есть более шестидесяти лет.
Изображения и надписи отчеканены в плоском рельефе, по ним монеты можно разделить на пять типов.
На лицевой стороне двух самых ранних из них - погрудное изображение Льва III Исавра (717-741), в короне и плаще, с державой и крестом в правой руке (рис. 1)
На оборотной стороне - погрудное изображение его сына и соправителя Константина (будущего Константина V Копронима), отличающееся от изображения императора отсутствием бороды и усов.
Интересно, что обычай отпускать бороды принесли в Византийскую империю славяне, заселившие в это время значительную часть Балканского полуострова и Малой Азии, а император стал изображаться на монетах бородатым с 602 года.
Эти две вышеописанные монеты могли быть отчеканены в период с 720 по 740 год, так как Лев III (основатель династии) провозгласил наследника августом (то есть по существу соправителем) в марте 720 года. Лев III, получивший свое прозвище по происхождению (Исаврия - область в Малой Азии), был искусным военачальником и прославился победами в войнах с мусульманами. Имя Льва III также связывают с началом иконоборческой политики, продолженной его преемниками. Уничтожение икон и преследование их поклонников в конечном счете должно было подорвать могущество монастырей, а также сокращение крупного церковного землевладения в пользу государства и императорской власти.
Большая часть монет (198 штук) относится к царствованию Константина V Копронима (741-775). Эти монеты делятся на две группы. На более ранних мы видим погрудные изображения Константина V и его отца Льва III (рис. 2).
Они выпущены в первые годы правления молодого императора и довольно малочисленны (всего 5 экземпляров). На остальных же солидах Константина V запечатлен и наследник престола август Лев, провозглашенный соправителем в 751 году (рис. 3)
Таким образом, данные монеты отчеканены в период с 751 по 775 год. В это время происходит новое массовое заселение славянами провинций Византийской империи. Даже на патриарший престол был впервые избран славянин Никита (766), ставший верным сторонником императора. При Копрониме Византия с переменным успехом вела войны против арабов на юге и против молодого Болгарского государства на севере. Осенью 775 года, возвращаясь из очередного похода против болгар, Константин умер.
Его сын Лев IV Хазар правил с 775 по 780 годы. В этот период внимания заслуживает лишь успешно проведенный в 778 году большой поход против халифата. Лев IV, будучи больным и предчувствуя скорую смерть, поспешил сразу же после восшествия на престол объявить своим наследником и короновать шестилетнего сына Константина. На пяти монетах клада мы видим их стоящими (рис. 4) или сидящими на двойном троне с высокой спинкой, в коронах с крестом и в плащах (рис. 5)
На оборотной стороне монет - изображения уже умерших к тому времени деда и отца царствующего императора - Льва III Исавра и Константина V Копронима. Таким образом, на солидах Льва IV отчеканены портреты сразу всех императоров-иконоборцев. Это был единственный и совершенно уникальный эпизод в истории византийской чеканки, причины которого не совсем ясны для современных исследователей-нумизматов.
В найденном кладе наиболее поздние из сохранившихся монет выпущены при Льве IV Хазаре, поэтому с большой долей уверенности мы можем предположить, что клад был зарыт в последней четверти VIII века (не ранее 775 года).
К середине VIII века Хазарский каганат сформировался в мощное раннефеодальное государство с многоплеменным населением, развитым сельским хозяйством, ремеслами и торговлей, территория которого охватывала степи юга Восточной Европы от Волги и Каспия до Днепра и Крыма. В это государство входили и многие северокавказские народы. Переход части кочевников к оседлости обусловил появление новых поселений по берегам степных рек и вдоль восточного побережья Азовского моря. Остатки таких поселений, принадлежавших скорее всего поздним булгарам, обнаружены археологами на правобережье реки Кубани. Одним из таких поселений являлось селище близ г. Славянска-на-Кубани, где найден вышеописанный клад.
Керамика, собранная здесь, типична для культуры Хазарского каганата VIII-IX веков. Это сероглиняные миски и кухонные горшки, украшенные геометрическим орнаментом, а также привозные красноглиняные изделия, изготовлявшиеся в основном в крупных керамических мастерских на Южном берегу Крыма: круглодонные амфоры - корчажки, в которых доставлялось вино, большие сосуды - пифосы с массивными венчиками, служившие для хранения припасов, глиняные баклажки - их приторачивали к седлу, отправляясь в дорогу (рис. 6).
Клад сохранился частично, поэтому мы никогда не узнаем подлинного количества монет, зарытых в землю их владельцем. Для науки же чрезвычайно важно, чтобы все монеты сохранились. Ведь потеря даже одной из них может повлиять на датирование клада а, следовательно, и на определение его значения. Тем не менее состав клада в какой-то степени дает представление о соотношении монет разных лет выпусков на денежном рынке.
Почти все солиды имеют следы износа - результат длительного обращения, на многих монетах при внимательном рассмотрении можно увидеть грубо процарапанные значки, наносившиеся, вероятно, при подсчете крупных денежных сумм. Вес ряда монет значительно меньше стандарта и зачастую не превышает 3,4-3,7 г, - это объясняется тем, что их края аккуратно обрезали по периметру. Подобный способ хищения драгоценного металла был широко распространен в разных странах в различные исторические эпохи.
Клад, найденный в мае 1989 года близ г. Славянска-на-Кубани являлся самым крупным кладом византийских золотых монет VIII века не только в Краснодарском крае, но и в Советском Союзе. Большая часть находок солидов Льва III Исавра и Константина V Копронима на территории Хазарского каганата представлена единичными экземплярами. На Кубани они появляются, в основном, из прибрежных районов, где процветала международная торговля (например, село Джигинское Анапского района, станицы Тамань, Курчанская и поселок Сенной Темрюкского района).
Литература:
- Анфимов И.Н. Клад золотых монет VIII века из г. Славянска-на-Кубани //Кубанский краевед. Краснодар. 1990. С. 218-230
- Крупнейший клад византийского золота из Краснодарского края
© Филиппов Е.В.