Найти в Дзене
cонечка

Как TikTok меняет музыкальную индустрию

Растущее влияние социальных сетей на музыкальную индустрию неоспоримо. Музыканты отныне делают песни более короткими и мемными, а виноват в этом всём TikTok. Как так вышло — давайте разбираться. TikTok — важный инструмент продвижения для музыкальных исполнителей и звукозаписывающих лейблов. Песни могут органически распространяться в приложении, даже если они десятилетиями были вне мейнстрима. Маркетологи также могут нанимать инфлюенсеров, чтобы помочь песне стать популярной, вызвав волну пользовательских постов от своих фанатов. А некоторые исполнители даже устраивают частные прослушивания с инфлюенсерами из TikTok в надежде, что это поможет новым песням набрать популярность в приложении. В конце 2000-х снискать славу на музыкальном рынке можно было, разместив ролик на YouTube. Каверы тогда ещё 12-летнего Джастина Бибера, например, заметил в 2008 году продюсер Скутер Браун, который помог ему записать дебютный мини-альбом. Сейчас же таким «трамплином» стал TikTok — сервис для записи и п
Оглавление

Растущее влияние социальных сетей на музыкальную индустрию неоспоримо. Музыканты отныне делают песни более короткими и мемными, а виноват в этом всём TikTok. Как так вышло — давайте разбираться.

Сабрина Карпентер в клипе Espresso (2024)
Сабрина Карпентер в клипе Espresso (2024)

TikTok — важный инструмент продвижения для музыкальных исполнителей и звукозаписывающих лейблов. Песни могут органически распространяться в приложении, даже если они десятилетиями были вне мейнстрима. Маркетологи также могут нанимать инфлюенсеров, чтобы помочь песне стать популярной, вызвав волну пользовательских постов от своих фанатов. А некоторые исполнители даже устраивают частные прослушивания с инфлюенсерами из TikTok в надежде, что это поможет новым песням набрать популярность в приложении.

В конце 2000-х снискать славу на музыкальном рынке можно было, разместив ролик на YouTube. Каверы тогда ещё 12-летнего Джастина Бибера, например, заметил в 2008 году продюсер Скутер Браун, который помог ему записать дебютный мини-альбом.

Сейчас же таким «трамплином» стал TikTok — сервис для записи и просмотра коротких видео. С его помощью, например, популярность обрели песни актрисы Оливии Родриго. Её первый сингл Drivers License, завирусившись в приложении, занял первую строчку в рейтингах американского Spotify и Apple Music. А сама она впоследствии записала сольный альбом Sour.

Тикток как маркетинговый инструмент

В 2025 году TikTok — один из ключевых маркетинговых инструментов, считают отраслевые эксперты. Звукозаписывающие лейблы покупают рекламу у инфлюенсеров и подписывают контракты с популярными в приложении артистами. Музыканты меняют подход к написанию песен, чтобы пробиться в алгоритмические рекомендации.

Charlie XCX со своим альбомом Brat, признанным самой яркой новинкой лета 2024
Charlie XCX со своим альбомом Brat, признанным самой яркой новинкой лета 2024

Стартапы за деньги помогают артистам редактировать и монтировать ролики, а также находить блогеров, которые продвинут их композиции. Последние получают за это сотни и даже тысячи долларов. Сервис позволил независимым певцам самовыражаться без поддержки лейблов, а пользователям — находить новую музыку.

Согласно недавнему исследованию MRC Data, 75% пользователей TikTok в США говорят, что они используют платформу для поиска новых исполнителей, а 63% говорят, что впервые на платформе слышат музыку, которую никогда раньше не слышали.

Как TikTok меняет структуру песен?

Чтобы песня стала популярной, трек должен успеть «зацепить» за 15 секунд. Раньше песни писались с расчётом на цельное прослушивание, но теперь главное — моментально запоминающийся фрагмент. Припевы делают более короткими, как в композиции «Say So» у Doja Cat. Благодаря TikTok появляются новые музыкальные жанры: Hyperpop и Digicore — экспериментальная электроника с ускоренными битами и детскими голосами (Charli XCX, 100 gecs). Bedroom Pop — лофай-звучание, записанное дома (Clairo, Girl in Red). Silly Dance Music — танцевальные треки с абсурдными текстами («Buss It» Erica Banks).

Doja Cat, чьи песни послужили основой огромного количества трендов в TikTok
Doja Cat, чьи песни послужили основой огромного количества трендов в TikTok

Однако стоит учитывать, что как быстро песни поднимаются в чартах, так быстро они и опускаются. Пользователям не нравится однообразность. Многие треки становятся хитами на неделю, а потом их забывают. Также на артистов идёт давление со стороны лейблов, которые требуют «делать контент» вместо творческого развития. Итог TikTok не просто изменил музыку — он перевернул всю индустрию. Теперь успех трека зависит не только от таланта артиста, но и от того, попадёт ли он в тренды.

Интересно и то, как пользователи создают новый контекст для музыкальных произведений. Винтажные хиты соседствуют с песнями восходящих звезд и суперзвезд. Многие песни обрели новую жизнь в TikTok, а некоторые даже вернулись в чарты.

Чем кончится трансформация рынка — неизвестно, но текущее влияние TikTok на него вряд ли можно оспорить. «Раньше мы видели, как продажи растут после выпуска песни на радио. Теперь индустрией правит исключительно TikTok», — пишет одна из руководительниц лейбла Epic Records Лайза Каша. А какие TikTok песни вы добавили себе в плейлисты? Делитесь в комментариях!