Найти в Дзене

Нужно ли намеренно отрабатывать карму в сложных ситуациях или можно стараться избегать этого?

Ответ Е. С. Даявана Свами: – Не обязательно отрабатывать карму. Это не отработка кармы, а наоборот. Есть такое понятие, как криямана-карма. Есть санчита – общая карма, которая в каком-то смысле является направлением, в котором мы двигаемся. При этом учитываются наши прошлые ошибки, наша кармическая задача в текущем воплощении. Астрологи могут это увидеть, подсказать, и по жизни мы даже сами можем что-то замечать. А криямана-карма – это деятельность, которая может усугубить ситуацию, притянуть плохие реакции, которые уже стоят в очереди на исполнение. Они когда-то должны к нам прийти, может, не в этом воплощении, но мы можем ускорить их приход. Допустим, мы живем в определенной реальности, и у нас может быть белая полоса. Но если я сознательно совершу какой-то неблаговидный поступок, реакция придет тут же, и реальность вокруг меня поменяется. Например, можно совершить такой поступок, что меня могут осудить, посадить в тюрьму. Я ухудшаю ситуацию со своей криямана-кармой. С другой стороны

Ответ Е. С. Даявана Свами: – Не обязательно отрабатывать карму. Это не отработка кармы, а наоборот. Есть такое понятие, как криямана-карма. Есть санчита – общая карма, которая в каком-то смысле является направлением, в котором мы двигаемся. При этом учитываются наши прошлые ошибки, наша кармическая задача в текущем воплощении. Астрологи могут это увидеть, подсказать, и по жизни мы даже сами можем что-то замечать. А криямана-карма – это деятельность, которая может усугубить ситуацию, притянуть плохие реакции, которые уже стоят в очереди на исполнение. Они когда-то должны к нам прийти, может, не в этом воплощении, но мы можем ускорить их приход. Допустим, мы живем в определенной реальности, и у нас может быть белая полоса. Но если я сознательно совершу какой-то неблаговидный поступок, реакция придет тут же, и реальность вокруг меня поменяется. Например, можно совершить такой поступок, что меня могут осудить, посадить в тюрьму. Я ухудшаю ситуацию со своей криямана-кармой. С другой стороны, у меня всегда есть возможность, допустим, следить за своим здоровьем, диетой, заниматься йогой. Мы начинаем заниматься йогой, вытягиваем руку, и сразу замечаем, что какие-то блоки есть, оказывается, уже накопились какие-то проблемы. Не занимаясь гимнастикой, йогой, мы этого не заметим, и в какой-то момент у нас возникнут серьезные проблемы со здоровьем. Но аскезы, совершаемые во время гимнастики или пробежки, как бы устраняют эти проблемы, которые точно возникли бы в нашей жизни. Поэтому, опираясь на разум, мы можем избегать ситуаций, с которыми нам не хотелось бы сталкиваться.

Кришна - Верховная Личность Бога
Кришна - Верховная Личность Бога

Вообще, страдания – это гуна невежества, это не обязательно очищение. Самое лучшее очищение – служение Кришне. И чтобы в нашем служении не было оскорблений, чтобы мы могли служить в умиротворенном, спокойном состоянии сознания, наилучшее, что можно сделать, – организовать наше служение таким образом, чтобы ум был более-менее спокойным. Иногда ситуация складывается так, что на нее невозможно повлиять, и тогда мы терпим. Но если можно избежать лишних беспокойств и страданий, нужно их избегать. Для этого нам Кришна дал разум. Иначе Кришна не давал бы нам разум. Мы, как механизм, просто отрабатывали бы свою тяжелую карму.

До того момента, как стать преданными, мы тоже не хотели страдать. Молились, желали выйти из тупика. У нас страдания были больше из-за отсутствия смысла жизни. Но мы начали прилагать усилия, искать, и Кришна послал нам знание. Это означает, что если мы усилия прилагаем в сторону уменьшения градуса страданий, лишних беспокойств, невежества, страсти, то Кришна идет нам навстречу. Он обязательно нас выведет. У Кришны нет такой задачи, чтобы мы обязательно отстрадали на все 108 процентов то, что нам положено. В преданном служении Он устраняет все страдания. Мы освобождаемся от всех видов страданий. Кришна сохраняет нам какие-то последствия нашей кармы для того, чтобы помочь нам очиститься.

Но опять-таки, настоящие глубокие страдания происходят только с преданными, которые практикуют мишра-бхакти, бхакти-абхасу. То есть, служа Кришне, они держатся за свои корыстные желания, оправдывая философией даже материальные стремления, корысть. Не хотят меняться, занимаются служением, чтобы улучшить свою материальную ситуацию. Не для того, чтобы удовлетворить Кришну. Тогда будут происходить более ощутимые ситуации очищения. Но когда мы пытаемся практиковать чистое преданное служение, Кришна максимально убирает все, что нам мешает в служении. А мешает нам в служении прежде всего оскорбительное сознание. Поэтому, если есть возможность, нужно избегать лишних беспокойств, а если нет – терпеть.