В прошлой жизни довелось мне учиться в начальной школе №3 за церковью. Уже как-то рассказывала вроде бы страшную историю, но тогда все воспринималось совершенно спокойно. На школьный двор выходила стена с зарешеченными окнами — тюрьма предварительного заключения при отделении милиции.
То ли это здание, то ли здание отделения решили расширить и, естественно, начали копать котлован под фундамент, а раскопали церковное кладбище. Мне в память врезался раскрытый гроб, в котором лежала, вероятно, девушка, в красном бархатном платье, сафьяновых туфельках, с толстой русой косой. Все безобразие убрали с детских глаз довольно быстро, но та самая коса перебрасывалась с помощью палки не обремененными особой моралью мальчишками, а чьим-то черепом играли в футбол.
То есть здание тюрьмы, как минимум в 70-х соседствовало с церковью и никого это не смущало.
Второй непреложный факт касается столовой тюрьмы — готовили для заключенных, уже, а скорее еще, потому что происходило дело до 1960-х, в подвальном или первом этаже старого купеческого дома (собственник пока не установлен) на современной улице Гагарина, которое занимает архив.
Наконец, по воспоминаниям, в доходном доме Ананьева (сейчас налоговая), после революции был Ревком и органы правопорядка, в числе которых и НКВД. По крайней мере, именно отсюда отправлялись партии заключенных по этапу. Временные рамки не определены.
Дальше начинаются загадки. На сайте Госкаталог.ру оказалось несколько фотографий 1929 года. Уадмотдел — это скорее всего сокращение от "Уездный административный отдел", а вот где находился Уездный дом заключения, история умалчивает. Вероятнее всего, сотрудники сфотографировались около этого самого дома, за спиной улица, и явно не Ленина, может, кто-то узнал?
Скорее всего, на фото снова сотрудники НКВД. Загадка, где сделано это фото, и опять, возможно, кто-то угадает. Фотографии на фоне кирпичной стены в Сасове нередки. Одна ли и та же это стена, или живописные кирпичные стены в ассортименте, определить затруднительно.
Кто такой Айзин А.М? Здесь занятно... Сведения из Циклопедии:
Арон Михайлович Айзин — сотрудник НКВД, капитан или майор административной службы
Родился 01.03.1895 (13.03.1895) в Нижнем Новгороде.
В КП с 01.1923.
Учился в городском училище, окончил; делопроизводитель 1912-1915; служил в Армии 1915-1917; рядовой 321-го стр. полка; милиционер, г. Кострома 08.17- 17; нач. 2-го района милиции, г. Кострома 17- 18; зав уголовно-розыскным бюро г. Костромы 13.09.18-28.11.18; служил в РККА 1919-1921; рядовой; квартирмистр; врид нач. снабжения бригады; член РКП(б) 1919-1920; нач. 3-го района милиции, г. Рыбинск 07.21- 1.12.21; зав управлением милиции г. Рыбинска и Рыбинского уезда 1.12.21-4.09.22; зав управлением милиции г. Рыбинска и Рыбинского уезда 15.09.22- 22; комиссар управления милиции Рыбинской губернии; зав ОСО управления милиции Рыбинской губернии - 23; нач. милиции 2-го района, Минский округ Белорусская ССР 24- 28
Следующая страница биографии — с 1941 участник Великой Отечественной войны, в чине майор админ. сл.|майор|капитан администр. службы, имеет награды: Медаль «За боевые заслуги»|Орден Отечественной войны II степени|Медаль «За оборону Москвы»|Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»|Медаль «За победу над Японией»...
Сасовский период не освещен в открытых источниках. Ну, да бог с ним, я не о персоналиях. В удостоверении указан адрес Сасовского городского совета: Торговая улица (дом бывш. Просвирина). Торговая — это современная Гагарина. Вероятнее всего, в этом же доме в 1929 было и НКВД. На Гагарина кирпичных домов всего ничего, который из них Просвиринский?
Потом (временные рамки образования не определены), до 1960-х в городе была пересыльная тюрьма НКВД. Вот тут полные непонятки. Основная масса старожилов помнит ее между церковью и школой №3. 3-метровый забор, вышка охраны, с "дяденькой с ружьём", дети побыстрее пробегали мимо, когда шли на Сасовку купаться.
Второй вариант — рядом с церковью, на углу безымянного переуулка слева от церкви и современной Банковской улицы, третий — в старом здании швейной фабрики, четвертый — за Когизом (на его месте сейчас Пегас). Какой вариант выбрали бы вы?
Откровение (для меня) этого года — место заключения на Темгеневском городище. Называли его "тюрьмой для "химиков", что, с учетом содержания "химиков", мне кажется маловероятным. Вспоминают о заграждении с колючей проволокой и вышках по валам, бараках за ними. Работали заключенные на карьере за оврагом. Надеюсь выяснить, что это было и когда, как минимум, родственник одного горожанина там сидел, знакомая другой — работала. Говорили, что на противоположной стороне дороги было тюремное кладбище.
На фотографии засыпанный и заросший колодец, который вырыли чтобы исключить походы на родник.
В голове постоянно возникает мысль — чем дальше в лес, тем толще партизаны, совсем недавняя история родного города все чудесатее и чудесатее