Найти в Дзене

Социальная психология. Психология малых групп. Лекция для ВУЗов и СУЗов. Часть 1. Классификация малых групп.

Бесплатная подготовка к этому экзамену, тут. 1920-1930-е: Первые экспериментальные исследования малых групп (Курт Левин, Якоб Морено)
1950-е: Развитие теорий групповой динамики (Дорвин Картрайт, Алвин Зандер)
Современность: Изучение виртуальных групп и нейробиологии группового поведения Ключевой тезис:
Малая группа — это 3-15 человек, объединенных общей целью, взаимодействующих непосредственно и имеющих устойчивую структуру. Классическая формулировка (Курт Левин, 1948):
Малая группа – это ограниченная совокупность людей (от 3 до 15), которые: Критерии малой группы: Пример:
Команда хирургов во время операции (5-7 человек) соответствует всем критериям, тогда как пассажиры лифта – нет. 2.1. По способу возникновения Тип группыХарактеристикаПримерИсследовательские данныеФормальныеСоздаются организацией с четкими целями и ролямиОтдел маркетинга компании78% рабочих задач выполняются через формальные группы (Harvard Business Review)НеформальныеВозникают спонтанно на основе симпатий и общих инт
Оглавление
Психология малых групп. Конспект лекции по предмету "Социльная психология"
Психология малых групп. Конспект лекции по предмету "Социльная психология"

Видео лекции, в 2-ух частях:

Социальная психология. Лекция 5. Психология малых групп.
Социальная психология. Лекция 6. Психология малых групп. Продолжение.

Весь курс предмета "Социальная психология":

Бесплатная подготовка к этому экзамену, тут.

1. Введение: Исторический контекст

1920-1930-е: Первые экспериментальные исследования малых групп (Курт Левин, Якоб Морено)
1950-е: Развитие теорий групповой динамики (Дорвин Картрайт, Алвин Зандер)
Современность: Изучение виртуальных групп и нейробиологии группового поведения

Ключевой тезис:
Малая группа — это 3-15 человек, объединенных общей целью, взаимодействующих непосредственно и имеющих устойчивую структуру.

2. Понятие и виды малых групп

1. Научное определение малой группы

Классическая формулировка (Курт Левин, 1948):
Малая группа – это ограниченная совокупность людей (от 3 до 15), которые:

  • Непосредственно взаимодействуют лицом к лицу
  • Объединены общей целью или деятельностью
  • Имеют устойчивую структуру взаимоотношений
  • Осознают свою принадлежность к группе (групповая идентичность)

Критерии малой группы:

-2

Пример:
Команда хирургов во время операции (5-7 человек) соответствует всем критериям, тогда как пассажиры лифта – нет.

2. Классификация малых групп

2.1. По способу возникновения

Тип группыХарактеристикаПримерИсследовательские данныеФормальныеСоздаются организацией с четкими целями и ролямиОтдел маркетинга компании78% рабочих задач выполняются через формальные группы (Harvard Business Review)НеформальныеВозникают спонтанно на основе симпатий и общих интересовКомпания друзей в университетеУдовлетворенность работой на 37% зависит от неформальных связей (Gallup)

2.2. По значимости для индивида

ТипВлияниеПримерПсихологический механизмРеферентныеИсточник норм и ценностей, эталон для сравненияПрофессиональное сообщество для молодого специалистаТеория социального сравнения ФестингераГруппы членстваФактическое участие без глубокой идентификацииСоседи по подъездуМогут стать референтными при близком контакте

2.3. По временному признаку

-3

3. Специфические виды малых групп

3.1. Терапевтические группы

  • Цель: Психологическая поддержка и изменение поведения
  • Пример: Группы Анонимных Алкоголиков (12 шагов)
  • Эффективность: 58% участников сохраняют трезвость 5+ лет (JAMA Psychiatry)

3.2. Виртуальные малые группы

  • Критерии:
    Общая цель (разработка ПО, онлайн-курс)
    Регулярное взаимодействие (Zoom, Slack)
    Групповая идентичность (аватарки, правила чата)
  • Пример: Команда фрилансеров из разных стран
  • Исследование: Виртуальные группы достигают целей на 23% медленнее, но демонстрируют больше креативных решений (MIT, 2022)

3.3. Экстремальные группы

  • Особенности:
    Высокий уровень стресса
    Четкое распределение ролей
    Усиленная сплоченность
  • Пример:
    Альпинистская экспедиция (6 человек)
    Экипаж космического корабля
  • Данные: В экстремальных условиях лидерство переходит к наиболее компетентному, а не формальному руководителю (Journal of Applied Psychology)

4. Динамические модели развития групп

4.1. Модель Такмана (1965)

  1. Forming (ориентация):
    Вежливость, поиск своего места
    Пример: Первая встреча проектной команды
  2. Storming (конфликт):
    Борьба за влияние, критика
    Данные: 40% групп распадаются на этой стадии
  3. Norming (нормирование):
    Установление правил и ролей
  4. Performing (работа):
    Максимальная продуктивность
  5. Adjourning (завершение)

4.2. Альтернативная модель (Уилер, 2020):

  • Фаза 1: Эмоциональное объединение (2-3 недели)
  • Фаза 2: Когнитивная дифференциация (ролевое распределение)
  • Фаза 3: Интеграция действий

5. Практическое значение классификации

5.1. В менеджменте

  • Формальные + неформальные группы:
    Google использует "20% времени" для создания кросс-функциональных неформальных групп
    Результат: 50% инноваций рождаются в таких группах

5.2. В образовании

  • Группы достижения vs референтные:
    Студенты, идентифицирующие группу как референтную, показывают +1.5 балла к GPA

5.3. В психотерапии

  • Подбор членов терапевтических групп:
    Оптимальный размер: 5-8 человек
    Гетерогенность по возрасту (+), но гомогенность по проблеме (+)

6. Критерии эффективности малых групп

Мета-анализ (Kozlowski & Bell, 2020):

  1. Целеполагание:
    SMART-цели повышают эффективность на 32%
  2. Ролевая ясность:
    Использование теста Белбина снижает конфликты на 41%
  3. Коммуникация:
    Группы с "открытой" сетью коммуникаций решают задачи на 25% быстрее

Пример провала:
Команда Boeing 737 MAX:

  • Формальная группа с нарушением коммуникации между отделами
  • Отсутствие критики авторитетов
  • Результат: катастрофические ошибки в проектировании

7. Современные тенденции

7.1. Гибридные группы

  • Сочетание офлайн и онлайн-взаимодействия
  • Пример: Команда разработчиков: 3 человека в офисе + 2 удаленно
  • *Правило 80/20:* 80% задач – синхронно, 20% – асинхронно

7.2. Нейродинамика групп

  • Исследования с fNIRS показывают синхронизацию мозговой активности при совместном решении задач
  • Применение: Подбор совместимых членов команд по нейропаттернам

2 ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ>>>

Внимание ВУЗам и СУЗам. Мы можем продать Вам образовательный контент или сделать его специально для Вас с помощью ИИ!

ПЛАН КУРСА: