Найти в Дзене
TVcenter ✨️ News

Железная леди Аросева: за что ее боялись и обожали в театре?

Оглавление

Ольга вдруг заговорила, словно в пустоту:

"Жутко подумать... Будто вчера сидела вот так же, еще до тебя. И казалось, что все уже позади..."

Аркадий, не отрываясь от рояля, слегка повернулся к ней: "А сейчас?" Она усмехнулась:

"А сейчас... Порой ловлю себя на том, что мне тридцать пять, а дурю, как девчонка. Забавно, правда?"

И кто бы мог подумать, сколько всего уместилось в эти тридцать пять лет жизни Ольги Аросевой.

Ленинградский калейдоскоп

В юном Ленинграде Ольга пережила свой первый серьезный роман. Все случилось стремительно, как вспышка , с актером Владимиром Сошальским. Он казался ей воплощением идеала, и когда он предложил ей руку и сердце, она ответила "да" без колебаний. Казалось, вот оно – начало прекрасной сказки! Но, увы, сказка быстро превратилась в унылую быль.

Сошальский, привыкший купаться во внимании поклонниц, недолго хранил верность. Вскоре у него появилась новая пассия. Гордая Ольга не стала устраивать сцен. Просто собрала свои вещи и ушла , без слез и упреков. Позже, когда Аросева стала знаменитой на всю страну, этот эпизод ее биографии старались не афишировать. Да и сама она вспоминала о нем без особого энтузиазма – не столько из-за душевной боли, сколько из-за досады на собственную наивность. Как она сама говорила:

"Всех своих мужчин бросала я, и только один – меня".

Вот так, иронично и с горчинкой.

Ольга Аросева
Ольга Аросева

"Я бы осталась, если бы ты попросил..."

Второй супруг, Константин Жуков, был полной противоположностью Сошальского. Старше на одиннадцать лет, спокойный, интеллигентный, с тонким чувством юмора и безграничной любовью к музыке. В их отношениях не было бурных страстей, но и расставание прошло тихо и мирно. Когда Ольге предложили работу в Москве , Жуков отказался переезжать. Ленинград был его домом, его музой, его жизнью. Она не стала настаивать, понимая, как важна привязанность к родному городу.

Помню, как сейчас: перрон Московского вокзала, промозглый ленинградский ветер треплет полы ее плаща. Жуков взял чемодан , поставил его в вагон и произнес:

"Ну что ж, когда доедешь, напиши хотя бы, что все в порядке. Обещаешь?"

Ольга кивнула. Но вдруг обернулась:

"Костя, а если...". "Нет, Оленька, никаких "если", – мягко прервал ее Константин, поправляя ее шляпку. – Ты едешь покорять Москву, а я... остаюсь со своей музыкой. Так будет лучше для нас обоих".

Прощальный гудок паровоза заставил Жукова подхватить ее под руку и буквально втолкнуть в вагон. Поезд тронулся. Ольга прижалась лбом к холодному стеклу и в последний раз махнула ему рукой. Он стоял на перроне , высокий и немного нескладный, и смотрел вслед уходящему поезду. И только когда его фигура полностью исчезла в тумане, она позволила себе тихо прошептать в пустое купе:

"Дурак... Я бы осталась, если бы ты попросил..."

Эх, мужчины, мужчины... Вечно вы что-то недоговариваете!

Ольга Аросева
Ольга Аросева

Трагедия, изменившая все

В Москве судьба свела Ольгу с Юрием Хлопецким, молодым и талантливым выпускником ГИТИСа, который стал ее третьим мужем и партнером по сцене. Казалось , их союз будет счастливым: Ольга ждала ребенка. Но трагическая потеря малыша перечеркнула все надежды.

"Вы никогда не сможете иметь детей",

– прозвучал этот врачебный вердикт, как смертный приговор.

Осознание того, что эта новость ставит крест не только на ее мечтах о материнстве , но и на их семейном будущем, было невыносимым.

Ольга Аросева
Ольга Аросева

Удивительно, но именно Ольга, несмотря на свою боль, находила силы поддерживать Юрия. Она пыталась стать для него опорой, хотя сама нуждалась в поддержке не меньше. К сожалению , их брак не выдержал этого испытания. Но расстались они тихо, без скандалов. Более того, они еще несколько лет продолжали играть вместе, произносить слова любви и страсти – все то, что не смогли сохранить в реальной жизни. Но однажды Юрий появился на спектакле в состоянии сильного опьянения. Ольга, стоя за кулисами, слышала шепот коллег: "Хлопецкого увольняют". Больше они не виделись.

Аркаша: тихая гавань

После болезненного развода Ольга недолго оставалась одна. В ее жизни появился Аркадий Погодин, известный эстрадный певец. Несмотря на то, что он был старше ее на 24 года и ушел из семьи ради молодой любовницы, их союз оказался на удивление гармоничным. После развода Погодину достался участок во Внуково с небольшим деревянным домиком. Именно туда он и перевез свою новую пассию. Для актрисы это было неожиданно: из шумного города – в тихий дачный поселок. Но именно здесь начался один из самых счастливых периодов ее жизни.

Ольга Аросева
Ольга Аросева

Погодин, человек старой закалки , создал для своей "Олюшки" удивительный мир покоя и стабильности. Его солидный доход позволял ему не только содержать жену, но и постепенно превращать скромный участок во Внуково в настоящую усадьбу. Они строили свой дом вместе. Аркадий Соломонович, несмотря на возраст, сам брался за инструменты. А Ольга, забыв о капризах, носила ему ведра с раствором. Вскоре на участке появились просторная терраса, баня с резными наличниками и даже бассейн – неслыханная роскошь по тем временам. По вечерам Погодин играл на рояле , а Ольга, свернувшись калачиком в кресле, чувствовала себя в полной безопасности.

"Аркаша, сыграй "Утомленное солнце"",

– просила Ольга, слушая плавные пассажи рояля.

"Опять о грустном, Олюшка? Давай что-нибудь повеселее",

– отвечал он.

Но она настаивала.

"Ты же знаешь, под эту мелодию я лучше всего засыпаю".

Погодин качал головой, но начинал играть. И вот однажды, слушая музыку, Ольга вдруг произнесла:

"Страшно подумать... Вот так же сидела, когда тебя еще не знала. И казалось, вся жизнь уже прошла..." Аркадий, не прекращая играть, слегка повернулся к ней: "А теперь?" Она усмехнулась: "А теперь... Теперь я иногда ловлю себя на мысли, что мне тридцать пять, а веду себя я стала как девочка. Смешно..."

Но их "тихая гавань" не просуществовала долго. Когда врачи диагностировали у Погодина неизлечимую болезнь , Ольга, привыкшая к его заботе, сама превратилась в сиделку. Вот так жизнь порой делает крутые повороты.

Взлет карьеры

Именно в период брака с Погодиным карьера Аросевой взлетела до небес. Хотя первые шаги в кино она сделала еще в 1946 году, скромные эпизодические роли не принесли ей известности. Все изменилось с выходом культового фильма "Берегись автомобиля", где ее Люба запомнилась зрителям своей искренней непосредственностью. К роли подруги Деточкина актриса подошла со всей серьезностью: три месяца провела в троллейбусном парке , осваивая профессию водителя.

"Мой единственный диплом – права троллейбусника",

– шутила она потом.

Но настоящую народную любовь ей принесла, конечно же, Пани Моника из "Кабачка "13 стульев"". Этот образ стал квинтэссенцией самой Аросевой: ее фирменной иронии , обаяния и той самой "изюминки", которую невозможно сыграть понарошку. Зрители верили, что перед ними настоящая польская аристократка – мудрая, язвительная и бесконечно обаятельная.

Какой она была на самом деле?

Сегодня, зная все перипетии личной жизни актрисы, сложно поверить, что за образом женщины невероятной душевной тонкости и преданности скрывалась настоящая железная леди. Ее острый язык и взрывной характер были легендой в театральных кругах. Она не знала полутонов: либо безудержная любовь, либо яростное неприятие.

"Когда Аросева входила в гримерку , мы сразу понимали: сегодня будет жарко",

– вспоминали коллеги.

Ольга Аросева
Ольга Аросева

Ее крик был слышен во всем театре, а саркастические замечания разили наповал. Однажды, недовольная игрой партнера, она бросила ему: "Дорогой, ты играешь так, будто у тебя руки растут не из того места!" Бедный актер потом месяц ходил к психотерапевту.

В спектакле "Как пришить старушку" произошел и вовсе курьезный случай, который мог закончиться трагедией. Во время одной из сцен героиня Аросевой должна была идти по "крыше" – деревянному мостику , скрытому под натянутым полотном. Но в тот вечер рабочие сцены забыли установить этот мостик. Ситуацию спасла бдительная завтруппой. В полумраке кулис она разглядела опасность и , рискуя сорвать спектакль, подползла к актрисе во время действия и прошептала:

"Ольга Александровна, крыши нет! Не наступайте!"

Та, не дрогнув, мгновенно переиграла сцену. А перепуганные рабочие, осознав свою ошибку, бросились к ней с мольбами о прощении.

"На колени!"

– приказала она.

А потом процедила сквозь зубы:

"А теперь пошли вон отсюда!"

Но в ее буйном нраве была странная справедливость. Она могла устроить разнос на репетиции, а вечером , узнав о чьих-то семейных проблемах, первой принести деньги со словами:

"Возьми, не позорься. Я же знаю, твоя зарплата – слезы".

Ее боялись, уважали и обожали. Потому что за всем этим громом и молниями скрывалась редкая цельность натуры. Она не умела лицемерить , не признавала полуправды и ненавидела подхалимов.

"Лучше мой крик, чем их сладкая ложь",

– говорила она о коллегах-интриганах.

Да, с ней было непросто. Но те, кто выдерживал ее напор, получали преданного друга и защитника на всю жизнь. Как говорил один старый театральный мастер:

"Аросева – как гроза: напугает, зато потом воздух чистый и дышится легче".

Вот и пойми теперь, какой она была на самом деле? Та, что кричала на коллег и раздавала подзатыльники? Или та, что ночами пересматривала старые фотографии и шептала что-то ушедшим любимым... Загадка , да и только. Но в этом, наверное, и заключается вся прелесть этой удивительной женщины.

🎬 За каждой статьёй — часы поиска, анализа и любви к миру шоу-бизнеса. Если вам нравится наш канал, поддержите нас — и мы расскажем ещё больше интересного!"