Найти в Дзене
Extreme Sound

«Время пришло. Метал умер, гранж убил мейнстрим, это была революция»: Нечестивая история Cacophonous Records – лейбла 90-х, изменившего блэк

Эта статья основана на материалах Dayal Patterson ( Metal Hammer )

Cacophonous Records явили ничего не подозревающему миру Cradle Of Filth и Dimmu Borgir.

Cradle Of Filth 1996
Cradle Of Filth 1996

Основанный в начале 1990-х и просуществовавший в первоначальном виде до конца десятилетия, андеграундный британский блэк-метал лейбл Cacophonous Records помог запустить карьеры Cradle Of Filth, Dimmu Borgir, Sigh и многих других. В 2016 году, когда возрожденный лейбл готовился выпустить «полочный» альбом CoF, основатель лейбла Нил «Frater Nihil» Хардинг, фронтмен группы Дэни Филт и другие вспоминали, как Cacophonous сформировал экстремальный метал.

Эпоха дефицита лейблов и рассвет черного метала

Сегодня, когда музыкальных лейблов почти столько же, сколько групп, легко забыть, что было время, когда лейблы были наперечет, особенно в мире экстремального метала. В 80-е и 90-е подписание контракта было настоящим символом статуса – ведь до интернета лейбл часто был единственным способом донести свою музыку до фанатов. Никаких Bandcamp, YouTube, Spotify или Faсяbook тогда не было – черт возьми, даже MySpace еще не появился.

Именно на этом фоне произошел взрыв второй волны блэк-метала, и почти все ключевые релизы 90-х были разбросаны всего по нескольким лейблам: Osmose, Candlelight, Deathlike Silence, Fullmoon, Misanthropy, Merciless, No Fashion и, конечно же, Cacophonous Records, который помог засиять таким звездам, как Cradle Of Filth, Dimmu Borgir, Bal-Sagoth, Gehenna, Primordial и Sigh.

От магазина пластинок к кузнице блэк-метала

Корни Cacophonous на самом деле уходят в другой культовый британский лейбл, Vinyl Solution. Выросший из одноименного магазина пластинок на Портобелло-роуд, он предлагал разнообразный каталог – от техно и хип-хопа до хардкор-панка, а также значимые трэш- и дэт-метал группы, такие как Cancer, Macabre, Cerebral Fix и Bolt Thrower.

Нил Хардинг, тогда еще не Frater Nihil, начинал со скромной помощи в магазине, а затем возглавил почтовые заказы. К тому времени, как ему предложили курировать лейбл, он уже неплохо разбирался в бизнесе. Почти сразу он решил отделить метал-составляющую и превратить ее в новый, самостоятельный лейбл – так родился Cacophonous.

Изначально план был выпускать только семидюймовые пластинки, что он и делал, представляя андеграундные группы вроде Sigh, Kawir, Psychic Pawn, Megiddo и Monolith. Последние были местной трэш/дэт-метал командой, примечательной барабанщиком Ником Баркером, который вскоре присоединился к Cradle Of Filth. Именно пересечение путей с Cradle в 1993 году и приход Баркера определили курс для обеих сторон.

Dimmu Borgir
Dimmu Borgir

Судьбоносная демо-кассета Cradle Of Filth

«Группа оставила копию демо Total Fucking Darkness в магазине, когда меня не было, – вспоминает Нил. – Я послушал и подумал, что это потрясающе, так что на следующий день позвонил им, мы выпили пива и поговорили о будущем. У них была схожая идеология; это была сатанинская музыка, как я ее видел, и я подумал, что она очень хорошо впишется в то, что я хотел делать с лейблом. Cradle были первой группой, которую слушаешь и думаешь: ‘Это будущее’, и действительно все началось с этого».

«Я знал о магазине на Портобелло, потому что каждое Рождество работал в цветочном магазине моего дедушки в Лондоне, – вспоминает Дэни Филт. – В обед мне давали 20 фунтов, я прыгал на поезд и возвращался с кучей пластинок, говоря: ‘О, это было восхитительно’».

«Principle… (альбом The Principle Of Evil Made Flesh) изначально должен был быть семидюймовкой, – продолжает он. – Мы были в туре с Cancer, и Ник [Баркер] был их барабанным техником. Он приехал продюсировать EP, и за один день стал нашим барабанщиком, а EP превратился в альбом. Все произошло очень быстро, что было очень захватывающе для молодой группы».

-3

Выпущенный в начале 1994 года с запоминающимся названием The Principle Of Evil Made Flesh и историческим каталожным номером NIHIL1, он стал самым амбициозным релизом Cacophonous на тот момент, полностью изменив суть лейбла. Нил отказался от выпуска семидюймовок и сосредоточился на раскрутке Cradle. Это была гораздо более сложная задача, чем может показаться, ведь хотя группа в итоге продала полмиллиона копий альбома, вначале их встречали со значительным недоумением и даже активным сопротивлением. Даже тур по Великобритании 1993 года с Emperor (сегодня легендарный) с трудом собирал публику. «Помню, на одном концерте было буквально два человека, – смеется Дэни. – Мы в итоге сказали: ‘Это никуда не годится’ и ушли со сцены посреди песни».

Сатанинская паника и вызов обществу

Блэк-метал в 93-94 годах был еще довольно неизвестным явлением, особенно в Великобритании, и дистрибьюторы шарахались от этой дерзкой шестерки в корпспейнте. Многие СМИ отказывались от поддержки из-за ассоциаций жанра с осквернением святынь, поджогами, убийствами и тоталитарной политикой, и возникла своего рода «сатанинская паника» с пугающими историями в британских таблоидах и даже на BBC. В какой-то момент и группе, и Нилу даже пришлось подписать заявление об отмежевании от ультраправой политики, чтобы получить дистрибуцию.

Но хотя элементы истерии определенно присутствовали, нет сомнений, что и группа, и особенно Cacophonous задумывались как нечто большее, чем просто музыкальные проекты. Это был откровенно сатанинский лейбл, который беззастенчиво черпал вдохновение из довольно экстремальных оккультных групп, что в значительной степени отражалось и в самих Cradle, и было очевидно в текстах и оформлении Principle.... Наиболее показательным был последний (не указанный в треклисте) трек Imperium Tenebrarum – по сути, короткое заявление о намерениях, озвученное самим Нилом.

«Были разные оккультные группы, люди говорили о сатанинской войне и изменении вещей с оккультной точки зрения, – говорит Нил. – Среди тех, кто слушал сатанинский блэк-метал, было ощущение, что ты часть чего-то большего. Вот почему на Imperium Tenebrarum мы говорим о сжигании храмов и походе против догм, потому что я действительно в это верил и хотел это показать с помощью лейбла. И отчасти поэтому я поддерживал Cradle».

«Было ощущение, что происходит что-то революционное, – добавляет Дэни. – Казалось, время пришло. Это был 93-й. Метал умер ужасной смертью, гранж убил мейнстрим, так что это ощущалось как революция. Группы появлялись повсюду, были эти знаменитые обложки журналов, поджоги церквей, ты не знал, что происходит изо дня в день, и серьезность всего этого только добавляла азарта».

Bal-Sagoth 1990
Bal-Sagoth 1990

Расширяя горизонты: Bal-Sagoth, Dimmu Borgir и Sigh

Другой значимой британской группой, подписанной Cacophonous, стала Bal-Sagoth. Гораздо менее мрачные, чем Cradle, и с уклоном в фэнтезийную литературу, а не оккультизм, их смесь симфонического экстремального метала и героической атмосферы стала музыкальным шаблоном для будущих групп, таких как Turisas и Ensiferum. Cacophonous выпустил первую половину шестиальбомной дискографии группы.

Ирландские пэган-блэк-металлисты Primordial также были ранним подписанием, выпустив свой нашумевший дебютный полноформатник Imrama в 1995 году. Нил также стремился привлечь таланты из Норвегии и, сосредоточившись на более симфонической и эфирной стороне, подписал Gehenna и Dimmu Borgir, последних по наводке гитариста Emperor Самота. Выпуск Cacophonous второго альбома Dimmu, Stormblåst, в конечном итоге вывел группу на гораздо более широкую аудиторию, заложив основу для их следующего альбома Enthrone Darkness Triumphant, который и вовсе катапультировал их в мейнстрим.

Не все подписания лейбла оказались столь доступными. Японские блэк-металлисты Sigh перешли на Cacophonous после смерти владельца их предыдущего лейбла, лидера Mayhem Евронимуса. Затем они озадачили и своих фанатов, и новый лейбл серией превосходных, но все более экспериментальных работ, интегрирующих элементы джаза, рока и классики. Их знаменитый альбом Hail Horror, Hail даже побудил лейбл поместить на заднюю обложку дисклеймер, чтобы объяснить его необычный характер неосторожным слушателям.

Рост, проблемы и угасание

К середине 90-х блэк- и оккультный метал становились все популярнее. Продажи лейбла отражали это, и рост привел к найму нового персонала, в частности, Джули Вейр. «Внезапно я продавал 10 000 единиц вместо 1 000; это приносило деньги и перестало быть просто проектом на дому», – объясняет Нил.

Несмотря на быстрое расширение (а отчасти и из-за него), Cacophonous столкнулся с рядом проблем. Разногласия с Cradle Of Filth по поводу предполагаемого второго альбома, Dusk… And Her Embrace, привели к тому, что группа покинула лейбл и перезаписала альбом для Music For Nations. Хотя их компромиссный релиз 1996 года, V Empire, стал самым успешным в истории Cacophonous, потеря группы была значительным ударом. Другие лидеры продаж, такие как Dimmu Borgir и Bal-Sagoth, также ушли, подписав контракты с Nuclear Blast. Это была неприятная ситуация, так как немецкий лейбл занимался дистрибуцией для Cacophonous, что привело к разрыву между двумя сторонами – разрыву, который в конечном итоге обернулся катастрофой для британского лейбла.

«Мы нашли другого дистрибьютора, который хотел выйти на метал-рынок... но у них не было ни малейшего понятия, ни контактов, ни той же клиентской базы, – вспоминает Нил. – Вместо предпродаж в 5000 копий в Германии мы рухнули до 500. Фактически, мы потеряли свое место на рынке, и внезапно нас стали обгонять менее значимые лейблы, а денег не было».

Лейбл практически молчал с 1999 по 2002 год. Cacophonous предпринял короткое возрождение с несколькими совершенно другими группами между 2002 и 2004 годами, но закат был неизбежен, и Cacophonous ушел в тень.

Gehеnna 1990
Gehеnna 1990

Возвращение и неслыханное наследие

Десять лет спустя разговор между Нилом и Джули о возможности выпуска виниловых переизданий из бэк-каталога быстро зажег искру, которая привела к тому, что они договорились вернуть лейбл к полноценной работе, как с переизданиями, так и с новыми подписаниями. И, весьма поэтично, два десятилетия спустя Cacophonous наконец-то выпустил оригинальную, ранее не издававшуюся запись Dusk… And Her Embrace от Cradle of Filth, с совершенно другим составом, чем версия, выпущенная в 1996 году.

«Только у двух человек были мастер-ленты – у Дэни и у меня, – смеется Нил. – Так что я всегда искал законный способ их выпустить. Я не видел Дэни пять лет, но мы всегда находили общий язык и возвращались к тому товариществу 90-х».

«Это была другая эра группы, – говорит Дэни о неизданном альбоме, – и поэтому важно, чтобы он вышел. В то время мы были очень вдохновлены такими группами, как Emperor и Immortal, и эта версия больше отсылает к той эпохе, чем более отполированная помпезность версии MFN. Так что она буквально говорит об эпохе, которой больше никогда не будет. В прошлом были юридические проблемы, но прошло 20 лет, а 20 лет – это долгий срок, за убийство меньше дают!»