Удалось в первый день посмотреть китайский спектакль " Поэтический танец : путешествие легендарного пейзажа". 23 мая 2025 года его можно было увидеть в Государственном Кремлёвском дворце.
А привезли его на Театральный фестиваль им. А. П. Чехова.
Перед спектаклем зрители могли насладиться фортепианной музыкой
Признаюсь, впервые смотрела именно китайский спектакль. Я лично надеялась увидеть и услышать нечто этнически окрашенное, атмосферное. И не ошиблась.
Музыка, сопровождающая спектакль, хоть и в современной обработке, но с использованием аутентичных народных инструментов - и великолепных струнных, и берущих за душу духовых, и энергичных и глубоких ударных. К сожалению, весь спектакль проходил под фонограмму, но уровень записи был достаточно высок: чистый звук позволял услышать даже самые угасающие вибрации струны.
Вот бы услышать живую китайскую этническую музыку! Может, и будет возможность, ведь 2024 - 2025 годы объявлены годами культуры России и Китая.
Зато исполнители были живые люди, и здесь было на что посмотреть: высокий уровень профессионализма, оригинальные костюмы и танцы
О ЧЕМ СПЕКТАКЛЬ?
Собственно, такое длинное название уже презентует тему.
ТЕМА - буквально " Поэтический танец Путешествие легендарного пейзажа", то есть, история создания знаменитого полотна "Панорама гор и рек" (" Горы и воды на тысячу ли ") в музыке и танце.
Считается, что картину создал 18-летний гениальный художник Ван Симэн во времена династии Сун ( 960 - 1279 ).
Но это - история создания не в привычном смысле изложения исторического материала. Нет. Это история творческого поиска автора - от идеи до завершения шедевра, история отчаяний и озарений, история труда в самом широком смысле слова.
СОДЕРЖАНИЕ и ИДЕЯ
На сцене - скромный канцелярский стол, учёный - наш современник, работает в музее. Он разворачивает свиток, длинной в 11 метров и как будто погружается в атмосферу этого волшебного артефакта.
Мы видим молодого художника - создателя картины. Наш современник-ученый проходит весь путь создания картины вместе с ним и с теми, благодаря кому картина появилась на свет.
Какой гениальной ни была бы идея, она не нашла бы воплощения не только без гения автора, но также и без таких материальных вещей, как полотно, кисти и краски. Несколько интересных сюжетов, танцев в спектакле - именно о них, о людях труда, о творцах и создателях. Они не забыты, они увековечили себя в тех предметах, которые создали: вот они, занятые своей работой, на сцене, в сопровождении музыки, похожей на гимн. Так прославлялся человек труда в Советском Союзе, и так горько, что сейчас не так.
Наш же впечатлительный учёный прослеживает историю создания "Панорамы гор и рек" далее - от идеи, наброска - к идеальному великолепию. Не только прослеживает, узнаёт "как", подсматривает из-за плеча, грустит и радуется.
В финале, наконец, совершается великое, всё становится на свои места: шедевр окончен, он идеален. Появляется она - Картина.
Огромное полотно содержит массу миниатюрных деталей, прорисованных с ювелирной точностью. Здесь множество открытий в искусстве живописи, опередивших своё время.
Танцоры в одеждах, соответствующих светящимся цветам полотна, создают живую картину, не узнать которую нельзя.
Как бы постскриптум в спектакле: Музей. Полотно лежит на музейной витрине, посетители любуются и обсуждают его, затем - уходят. Слева к картине подходит наш современник, с другой стороны - создатель. Они смотрят друг на друга через картину, которая стала связующим звеном поколений.
Конечно, сухой пересказ содержания с точностью воспроизводит анекдот, в котором герой говорит, что Карузо - это ничего особенного, потому что ему Рабинович напел... а он послушал...
В том то и есть волшебная сила искусства, что посредством - в данном случае - музыки, самого абстрактного и самого волшебного вида искусства и танца, без единого слова до зрителя донесено столько, что и не выразишь ни в каких словах. Да и не надо. Но пройдя вместе с героями спектакля столь долгий путь за такое короткое время, чувства переполняют, глядя на то, как просто стоят два человека, а между ними - картина. А уж кульминационное звучание китайских народных струнных инструментов окончательно вынет всю душу.
И безусловно, одним из главных героев является художественное полотно "Горы и воды на тысячу ли". По сути, картина - это и есть главный герой, не зря же гений воспринимался как дар Божий, а создатель - всего лишь как проводник божественного.
Лично мне спектакль очень понравился, мне ни минуты не было скучно и кажется всё идеальным. Но, думаю, всё же, это - спектакль на любителя, на ценителя, эстета, человека, умеющего слушать и слышать, смотреть и видеть. И думать. И чувствовать. Само действие - достаточно размеренное, не быстрое, хотя некоторые танцы достаточно динамичны. Действие требует погружения, некоторой рефлексии. Здесь много красоты, но нет ничего ради шоу.
Надо ли идти на подобный спектакль? Обязательно надо. Вы либо получите огромное удовольствие, либо - шанс совершить самые удивительные открытия.