Найти в Дзене
Дюков

«Мартин Иден» Джека Лондона: Глубже, чем кажется. ЧАСТЬ 1

Роман «Мартин Иден» Джека Лондона может показаться на первый взгляд до оскорбительного простым. Эту книгу проходят по школьной программе в Америке, а у нас она известна как одна из самых популярных книг о любви и трудолюбии. И всё же мне кажется, что она глубже, чем кажется. Несмотря на то, что темы любви и трудолюбия действительно присутствуют в романе, причём они исследуются Лондоном весьма неплохо, мне кажется, что этот роман куда интереснее и сложнее. Во-первых, «Мартин Иден» — это идеальный представитель литературы модернизма. В нём есть практически все элементы языка, стиля, композиции и даже актуальные на тот момент темы. Во-вторых книга говорит с читателем о творчестве и цене искусства. Роман поднимает такие вопросы, на которые большинство творческих людей не хотят или даже боятся отвечать. В романе «Мартин Иден», который считают главным творением Джека Лондона, полно весьма занимательных и разносторонних тем, которые могут заставить задуматься как опытного читателя, так и лю
Оглавление

Роман «Мартин Иден» Джека Лондона может показаться на первый взгляд до оскорбительного простым. Эту книгу проходят по школьной программе в Америке, а у нас она известна как одна из самых популярных книг о любви и трудолюбии. И всё же мне кажется, что она глубже, чем кажется.

Несмотря на то, что темы любви и трудолюбия действительно присутствуют в романе, причём они исследуются Лондоном весьма неплохо, мне кажется, что этот роман куда интереснее и сложнее. Во-первых, «Мартин Иден» — это идеальный представитель литературы модернизма. В нём есть практически все элементы языка, стиля, композиции и даже актуальные на тот момент темы. Во-вторых книга говорит с читателем о творчестве и цене искусства. Роман поднимает такие вопросы, на которые большинство творческих людей не хотят или даже боятся отвечать.

В романе «Мартин Иден», который считают главным творением Джека Лондона, полно весьма занимательных и разносторонних тем, которые могут заставить задуматься как опытного читателя, так и любого творческого человека.

-2

Почему я решил немного изменить структуру и рассказать только о произведении, а не о контексте и всей биографии писателя? Потому что «Мартин Иден» Джека Лондона — первая книга за год, которая меня по-настоящему тронула. Поскольку я сам пишу тексты, я привык смотреть на книги под аналитическим углом. Однако «Мартин Иден» смог вызвать во мне невероятные эмоции и погрузить в тоску. При всём уважении к другим книгам великих и знаменитых писателях, работы которых я уже разбирал в статьях, именно книга Джека Лондона сняла с меня аналитические очки и заставила меня именно прочувствовать эту историю. Связано ли это с тем, что я сам писатель? Возможно. Но я понял, что к этой книге я хочу подойти по особенному. Так, как она этого заслуживает.

Что вас ждёт в этом цикле статей? История создания романа, краткая биография Джека Лондона и почему он талантливый маркетолог; как стиль «Мартина Идена» делает книгу самым ярким представителем модернизма; как показано общество; в чём особенность города, общества и денежных отношений в романе; женщины и творчество в романе; как эта книга говорит о сознательном и бессознательном опыте и эмпирическом познании в целом; небольшой разбор философов, повлиявших на Лондона и упоминаемых в Идене, такие как Герберт Спенсер и Фридрих Ницше и много чего ещё.

Предлагаю начать с самой базовой информации: как именно роман «Мартин Иден» был написан.

Глава 1. История создания

Джек Лондон
Джек Лондон

Роман писался с 1908 по 1909 год. На тот момент Джек Лондон был весьма популярным писателем, и с ним хотели сотрудничать крупные журналы и издатели. Он часто публиковал и продавал свои рассказы, повести и произведения. К примеру, до «Мартина Идена» были написаны повести «Зов предков» и «Белый клык», а также ряд рассказов, эссе и статей. Лондон был популярным писателем, однако он испытывал сильнейший творческий кризис. Он решил вернуться к старым корням и уехал на два года в плавание через Тихий океан на корабле под названием «Снарк».

Это путешествие далось ему очень нелегко по целому ряду причин. Во-первых, для такого серьёзного маршрута, который включал в себя Таити, Гавайи и Самоа, команда матросов была совершенно неподготовленной. Слишком мало опыта, большие проблемы с дисциплиной и организацией; причём такие сильные, что сам Лондон, будучи бывалым, но не профессиональным моряком, помогал команде. Помимо ментальной боли, связанной с творчеством и кризисом, его мучила физическая, ведь писатель страдал от расстройства кишечника. Несмотря на поддержку жены и остальной команды, Джек Лондон испытывал большие трудности, которые пытался лечить алкоголем и ртутными препаратами, что сильно подкосило его здоровье. Однако были и радостные моменты в путешествии: на Гавайях Лондон научился плавать на доске для сёрфинга.

-4

Сам процесс написания романа шёл сложно. Но несмотря на болезни, проблемы с экипажем и трудные условия, Джек Лондон продолжал работать. Он был из тех писателей, для которых важна дисциплина: он каждый день запирался в каюте корабля и писал почти 1000 слов в любом состоянии, несмотря на внешние условия и трудности со здоровьем. Иногда это сильно его изматывало, что он описывал в своих дневниках под названием «Путешествие на "Снарке"». Что касается самого романа, то он по оценке многих людей считается глубоко автобиографичным. К примеру, два героя, которые оказывают самое сильное влияние на протагониста истории, Рут (или Руфь) Морз и господин Рэсс Бриссенден основаны на прототипах из реальной жизни Джека Лондона. Для писателя работа над «Мартином Иденом» была очень личной и важной, что можно предположить из первого рабочего названия произведения: «Безумный любовник Бога». К слову, имя для главного героя он позаимствовал от одного шведского знакомого, которого звали Мартен Эдин.

Если говорить про контекст произведения, в котором он писался — то Джек Лондон решил вспомнить свои похождения в качестве моряка а также рассказать про родной город: Сан Франциско.

Какой была реакция на роман «Мартин Иден»? Он продался хорошо, но не феноменально, а вот споров вокруг рукописи было очень много. Журналисты, эссеисты и литературоведы приняли её неоднозначно. Много говорили о критике капиталистической системы в пользу социализма, однако сам путь героя был скорее индивидуальным и не затрагивал общественных тем. Интеллигенция же оценила стиль и подачу Лондона достойной, но осталась не в восторге от портрета буржуазии и аристократии. Сам же писатель был опечален тем, что его манифест о трагедии индивидуализма рабочий класс и большинство читателей восприняли как историю успеха. А вот в советском союзе идеи Лондона совпали с идеологией и политической повесткой, потому в 1920-1930-х годах в СССР «Мартин Иден» стал одной из самых переводимых и читаемых книг.

А теперь пора приступить к общей информации: жанру, стилю, языку и композиции.

Глава 2. Как написан роман?

Картина «Грузовое судно». Эдвард Хоппер
Картина «Грузовое судно». Эдвард Хоппер

С литературным родом у «Мартина Идена» ничего сложного нет: он эпический, ведь тут используется повествование и описание, причём довольно часто. Однако как только главный герой начинает активно заниматься своим творчеством, в книгу так или иначе попадают другие роды литературы, к примеру — лирической. Да, Мартин Иден содержит в себе стихи, причём они органично связаны с сюжетом. Эпигаф к роману выглядит так:

Жар души сохранить бы до конца дней! Хмелем мечты упиваться упрямо!И ком глины — жилище души моей —Да не рухнет в пыль опустелым храмом!

Как и любой хороший эпиграф к крупному роману, это короткое четверостишие задаёт нужный тон читателю и говорит о том, чего ожидать от книги.

Как я говорил выше, «Мартин Иден» по направлению — чистый модернизм. Почему? Давайте разбираться.

Во-первых, здесь есть классический конфликт: герой-индивидуалист, который борется революционной идеологией. А самый краткий пересказ романа «Мартин Иден» выглядит так: моряк-писатель старается пробиться в светское общество и завоевать любовь девушки своим творчеством. На протяжении всего романа Иден горячо идёт на конфликт и не боится говорить об обществе то, что думает. Это особо видно в конце романа.

Все люди и все слои общества или, вернее, почти все люди и слои общества подражают тем, кто стоит выше. Ну, а кто стоит выше всех в обществе? Бездельники. Богатые бездельники.

Такой же конфликт одного человека с обществом можно найти в «Постороннем» и «Калигуле» Альбера Камю, «Портрете Дориана Грея» Оскара Уайльда и даже «На западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка. Большинство этих произведений заканчиваются весьма трагично для главного героя: смертью. Физической, ментальной или психологической.

Во-вторых нужно обратить внимание на поток сознания, к которому прибегает Лондон. Помещаясь в голову Мартина Идена, мы следим за беглым ходом его мыслей, где каждое предложение содержит в себе эмоцию, а следующее предложение меняет её оттенок.

Мартин помнил, какой рассказ посылал в «Трансконтинентальный ежемесячник». «Колокольный звон», один из «страшных рассказов», и в нем целых пять тысяч слов. А раз первоклассные журналы платят по одобрении, значит, в конверте чек. Два цента за слово– двадцать долларов за тысячу: чек должен быть на сто долларов. Сотня долларов! Вскрывая конверт, он мигом припомнил все свои долги: три доллара восемьдесят пять центов бакалейщику, мяснику ровно четыре, булочнику два, в зеленную пять, итого четырнадцать восемьдесят пять. Потом два пятьдесят за квартиру и еще два пятьдесят за месяц вперед, за два месяца за машинку– восемь долларов и еще за месяц вперед – четыре, итого тридцать один доллар восемьдесят пять центов... Он прямо видел эту сумму– сто долларов, – словно она была написана в воздухе огненными цифрами, и даже если вычесть все долги, он все равно богач: в кармане сорок три доллара девяносто центов. Да притом будет заплачено за месяц вперед за комнату и за машинку.
Картина «Чёрное море». Иван Айвазовский
Картина «Чёрное море». Иван Айвазовский

Род литературы — эпический, направление — модернизм, а вот жанр — драма. Вся история в романе пропитана любовными перипетиями, внутренними монологами и фантазиями главного героя о девушке, которую хочет заполучить. Причём эта драма весьма любопытная с точки зрения контекста. Лондон был очень плодовитым писателем, и на момент 1909-го года за его плечами было большое количество рукописей, книг, повестей, статей, эссе и рассказов. С 1899-го года, когда Теодор Драйзер ещё не приступил к «Сестре Кэрри», а Эрнест Хемингуэй только появился на свет, Джек Лондон регулярно писал по 2 крупных романа в год и продавал их различным издателям и журналам. Причём одну и ту же рукопись каждый день сначала давал журналу, чтобы тот публиковал её по частям, а после посылал рукопись другому издателю, который выпускал её целиком, и зарабатывал второй раз. Джек Лондон считается одним из самых продаваемых писателей Америки за всю историю страны, а общий объём его книг составляет почти 3 миллиона слов.

Это я веду к чему? К тому, что на тот момент написания «Мартина Идена» Джек Лондон был прекрасным знатоком своего дела, имел почти 10 лет опыта работы с текстом и читателями, а также отлично понимал, чего хотят издатели и читатели. Во многом «Мартин Иден» — коммерческое чтиво. Посудите сами: с первой же главы главный герой влюбляется в девушку из высшего общества, которая также влюбляется в него, но её родители не могут допустить, чтобы бедный моряк стал её супругом. И после Мартин решает покорить её сердце и уважение публики благодаря писательству. История обещает быть трагичной и интересной, а широкая аудитория может в ней увидеть призывы к трудолюбию. Намеренно или нет, но Джек Лондон уже обещает публике болеть за Мартина Идена. Лондон мог знать, как отреагирует публика на историю простого, грубого, но очень амбициозного моряка, и намеренно расставил нужные акценты на влюблённости главного героя в начале романа, а точнее — как его захлёстывают чувства.

Он увидел бледное воздушное создание с облаком золотистых волос и одухотворённым взглядом огромных голубых глаз. Он не заметил, что на ней надето, зная только, что одежда была такая же поразительная, как она сама. Хрупкий, золотистый цветок на тоненьком стебле. Нет, дух, божество, богиня — земля не могла породить такую возвышенную красоту.

Здесь можно сравнить Джека Лондона с Львом Толстым. Он тоже на момент публикации «Анны Карениной» был уважаемым писателем и много работал с издателями, а потому также расставлял акценты так, чтобы заинтересовать читателей с первых строк.

-7

Как вы могли прочитать из отрывков выше, язык у Лондона весьма насыщенный. К тому же, начало романа сильно контрастирует с последними главами, и это тоже связанно с сюжетом. Поскольку Мартин Иден это простой необразованный моряк, в первых главах больше идёт акцента на чувствах главного героя. И надо отметить мастерство писателя: он показывает не только возвышенную любовь и духовную связь с Рут Морз, но и прагматичное, «рабочее» мышление моряка. Это отражается в языке: много морских терминов, сравнений и метафор.

Вот отрывок из начала романа:

Тут и его опалило жаром, сквозь загар на щеках слегка проступила краска смущения, ему же показалось, будто щеки жжет, как перед открытой топкой в кочегарке. Видать, не положено говорить с порядочной девушкой об эдаких подлостях, о поножовщине. В книгах люди вроде нее про такое не говорят, а может, ничего такого и не знают.

А вот отрывок из конца произведения:

— Но, что еще хуже, заставляет меня усомниться в Любви, в таинстве любви. Неужто любовь так примитивна и вульгарна, что должна питаться внешним успехом и признанием толпы? Похоже на то.

Несмотря на автобиографичность произведения и очень близкую связь писателя и главного героя, Лондон ведёт повествование от третьего лица, а не от первого. Это подчёркивает его профессионализм как писателя.

-8

Ну а что насчёт общего стиля в книге? Как пишет Джек Лондон? Он пишет весьма занимательно и легко: здесь не нужно познание больших и тяжёлых слов как у Достоевского, Гоголя, Пруста или Гессе. Картинка для читателя остаётся понятной, доступной и вполне живой. Обратите внимание на это описание комнаты Мартина Идена, который только начинает свой путь писателя.

Мартин Иден пробрался по тёмному коридору и вошёл к себе в крохотную каморку для прислуги, в которой и умещались кровать, умывальник да стул... Он положил книги Суиберна и Браунинга на стул, снял пиджак и сел на кровать. Пружины одышливо заскрипели под ним, но он не обратил на это внимания. Начал было снимать башмаки, но упёрся взглядом в стену напротив, где на белой штукатурке проступали длинные грязно-бурые пятна — следы протекшего сквозь крышу дождя и увидел: на этом нечистом фоне то плывут, то вспыхивают ведения.

Джек Лондон даёт в начале весьма широкое описание и прямо описывает комнату, а после ставит сильные акценты на том, что именно находится в ней. Поскольку мы почти 80% романа наблюдаем от лица Мартина Идена, у нас, читателей, могут соединяться мир материи и мир фантазий, который он воплощает не только в своих книгах,но и разговорах с представителями рабочего класса, светского общества и маргиналов. Это передаётся весьма органично.

-9

А какая композиция в романе? Тут тоже нет ничего сверхъестественного, ибо все главы выглядят последовательно, а их количество (в зависимости от издательства, перевода и объёма текста) составляет 46-48 глав. Большую часть романа мы следим за самим Мартином: его бытом, мыслями, работой и взаимоотношениями с людьми. Однако бывают такие моменты, когда мы наблюдаем уже за другими персонажами: чаще всего это семья Морз, а точнее — сама Рут и её разговоры с матерью, братьями и даже отцом, который не одобряет Мартина Идена. Да, иногда могут появляться вставки с поэзией, однако чаще всего это именно история повествования и описания. К слову, даже в классической композиции прослеживаются признаки модернизма: последовательность, строгая связь истории с персонажем и временем.

Стилистически «Мартин Иден» — чтиво весьма занимательное. Джек Лондон обладает богатым языком и не боится погрузиться в голову своего персонажа, который для него является автобиографичным способом для рефлексии. При этом он способен совмещать элементы классической и коммерческой литературы, а это дано далеко не каждому писателю. История влюблённого моряка способна растрогать человека из любой прослойки общества и при этом она может вызывать интерес разными способами.

Прежде чем говорить о сюжете, хочу затронуть хронотоп романа. Иными словами — где и когда происходит время, по каким законам логики оно работает и как влияет на общую историю.

Глава 3. Хронотоп, город, общество

-10

Место в романе очевидно с самого начала: перед нами Сан Франциско начала ХХ века. Внимание и достоверность сеттинга здесь похожа на классику русской литературы, поскольку место действия романа прямо влияет на героев, а герои — на место. Это полноценный функционирующий мир, где события могут происходить и без участия героев. Да, у Лондона был реальный прототип, и всё же создания живого и правдоподобного сеттинга для романа — весьма непростая задача.

Предлагаю рассмотреть хронотоп «Мартина Идена» с точки зрения марксистской школы литературоведения. Этот подход отличается от остальных тем, что книгу анализируют по трём конкретным пунктам: контекст (история, сеттинг, место и время), социум (классовая борьба, угнетатели и угнетаемые) а также наличие идеологии через призму текста (авторская система взглядов, ценностей и мировоззрения). Это будет полезно для понимания истории и взглядов Лондона. Начнём с города, где происходят действия романа.

-11

Особенность Сан Франциско Джека Лондона в том, что он вообще не живописный. Вспомните описания мрачного Петербурга у Достоевского, карикатурный NN Гоголя в «Мёртвых душах» или футуристичную утопию в «Дивном новом мире» Хаксли. Там в первую очередь город цеплял именно тем, как он выглядел. У Джека Лондона в романе «Мартин Иден» другой подход: прагматический. Лондон уделяет внимание тому, как в Сан Франциско живут жители, особенно транспортной системе. В городе ходят трамваи, остановки находятся на весьма близком расстоянии друг от друга. Почти отсутствуют города. И в то же время, добраться до другого туристического городка или небольшой деревни ни на автомобиле ни на трамвае нельзя: только пешком или на велосипеде. Также здесь присутствуют поезда, что говорит о связи Сан Франциско с другими городами (по типу Нью-Йорка или Чикаго) и его важность для экономики. Иными словами, в «Мартине Идене» город обладает своим обликом: он живой, люди в нём постоянно чем-то заняты, и при этом он настолько большой, что его нельзя обойти пешком простому человеку.

Но при этом в Сан Франциско существуют также и культурные заведения, которые помогают жителям провести досуг: от пабов и отелей до опер и банкетных залов, где проводятся светские вечеринки. И вся прелесть в том, что Мартин Иден успевает побывать и там и там. Потому это идеальная подводка для анализа общества в романе, а оно тут показано весьма интересно.

-12

Да, экономическое отражение реальности и классовое неравенство в «Мартине Идене» тоже нельзя игнорировать, ибо здесь можно увидеть завуалированную критику капиталистической системы. Большинство людей, которые окружают Мартина Идена, это талантливые и очень добрые работники, которые, к сожалению, никак не могут разорвать порочный круг и выбраться за пределы работы. Кто-то целыми сутками сидит дома и следит за порядком, кто-то владеет небольшой лавкой, а кто-то и вовсе работает по 14 часов в сутки. Причём большинство подобных людей — Мария, Джо, Гертруда — люди спокойные, отзывчивые и обладающие христианской добродетелю. А самое главное — они невероятно скромные. Да, у них не так много поводов для хвастовства, но их щедрость, великодушие и доброта в романе привлекают как самого Мартина Идена, так и читателей.

Что касается светского общества в книге, то оно занимает отдельную, весьма значимую часть жизни Мартина. Поскольку объект обожания главного героя, Рут Морз, является девушкой из состоятельной семьи, главному герою очень хочется пробиться в это самое состоятельное общество. Причём в начале романа он даже не мечтает сравниться с ним, ибо оно воспринимается как что-то высокое, недоступное и далёкое, а любая попытка сблизиться с ним обречена на провал. И всё же по ходу романа отношение к богачам меняется на противоположное.

Да, в книге отсутствует прямой антагонист, и всё же таковым можно назвать это самое светское общество. Оно не принимает людей из низшего сословия, старается скрыть свои скелеты в шкафу, общается высокомерно и совершенно не обладает глубиной познаний, о которых так высокопарно рассуждает. В то время как сам Мартин Иден пытается разобраться в том, что изучает и читает, а после не боится выразить своё мнение, даже если оно идёт вразрез с мнением большинства. Вот пример, когда Мартин критикует оперу:

В каждом искусстве свои условности... Но даже условности должны быть правдивы. Деревья, нарисованные на картоне и поставленные по обе стороны сцены, мы принимаем за лес. Это достаточно правдивая условность. Но, с другой стороны, морской пейзаж мы не примем за лес. Не сможем принять. Это насилие над нашими чувствами. Так и ты не можешь, вернее, не должна была принять это неистовство, и кривлянье, и мучительные корчи двух помешанных за убедительное изображение любви.
Картина «Забастовка бискайских рабочих». Вицент Кутанда
Картина «Забастовка бискайских рабочих». Вицент Кутанда

Но подпольное противостояние в городе между богатыми и бедными никогда не перерастает в открытый конфликт, что делает роман более реалистичным. Два мира, которые никогда не смогут друг друга понять, существуют параллельно. Рабочие завидуют богатеям, пока те в свою очередь их презирают и эксплуатируют. Но оба класса размышляют о том, как сделать мир лучше и что нужно сделать. В романе скорее идёт противостояние идеологическое, которое ни к чему не ведёт, так как в городе не происходят масштабные изменения. Даже Мартин Иден, который позже становится популярным писателем, не меняет систему классов или общество. Однако Мартин — пограничник: он из рабочего класса и при этом обладает правом голоса в сливках общества.

Также забавно, что самые образованные граждане романа, к которым тянет Мартина Идена, это социалисты. Они собираются в старом домике и обсуждают идеи разных философов. Высокие мысли и размышления о Ницше и Локке контрастируют с гнилыыми досками, дешёвым вином и постоянным запахом табака. Правда, это общество образованных людей, с которым Мартину было по-настоящему интересно, появляется только ближе к концу романа, и то в паре глав. Можно сказать, что эти представители «альтернативной элиты» обсуждают идеи Маркса, Ницше и Спенсера, и для них не имеет значения материальные блага, поскольку обмен мыслей для них куда выше. А можно сказать, что они не способны добиться в этом мире ничего стоящего.

-14

С чем по-настоящему контрастирует крупный, грязный, переполненный и живой Сан Франциско — это с океаном и походами Мартина Идена в плавание. Все океанические похождения моряка-писателя остаются за кадром, а они могут длится от нескольких недель до полугода. В романе все действия ставятся на паузу, когда Мартин Иден уезжает в плавание. Океан — место изоляции, где герой может отдохнуть, уделить время себе и ничего не потерять, то есть своеобразный кокон, который нельзя разрушить или сломать. Даже несмотря на то, что свои шрамы на лице и руках Мартин получил именно на корабле, для главного героя и читателя океан становится местом эскапизма. Некоторые герои романа так и вовсе говорят, что Мартину стоило б уехать в плавание насовсем и забыть про писательство. Океан становится кульминацией и катарсисом романа в последних главах, но об этом мы поговорим тогда, когда будем анализировать сюжет и идеи романа.

-15

Вокруг денег крутится почти вся история. Для Мартина Идена каждый цент имеет свой вес, за ним стоят целые часы работы, которые не всегда оплачиваются. Доллары становятся эдаким макгафином: предметом, вокруг которого разворачиваются события. Общество в романе отвергает или принимает человека исходя из того, сколько у него денег. Здесь деньги — пропаганда счастья и успешного образа жизни, однако даже тут Джек Лондон создаёт драму и конфликт. Да, конфликт на почве того, как люди относятся к заработку этих самых денег. Мартин Иден убеждён, что благодаря его жажде знаний и постоянной работе можно заработать себе такой капитал, который позволит попасть в высшее общество, заслужить признание и любовь. А вот противостоят этой идее другие люди, причём как из высшего класса, так и из низшего. Их объединяет одно: убеждение в глупости Мартина. Богатый судья, простой рабочий в прачечной, пожилая итальянка, кузен возлюбленной — все люди продолжают ему твердить, что писательством заработать нельзя и ему нужно найти что-то более прагматичное, простое а самое главное эффективное и быстрое. Никто не доволен его образом жизни, когда ему приходится снова и снова закладывать в ломбард единственный костюм, жить в долгах, снимать дешёвую студию и голодать днями напролёт. И всё же в конце романа Мартин Иден оказывается прав.

Если взять биографию Джека Лондона и предположить, что он — носитель идеологии, то «Мартин Иден» является хроникой событий тех лет, которая передаёт не только дух города, но и отношения между людьми и классами. Джек Лондон был из бедной семьи и был вынужден работать на чёрных работах моряком, фабричным рабочим, журналистом и даже какое-то время побыл бездомным. Но к 1907-м году, ещё до путешествия на «Снарке» писатель смог накопить на небольшое поместье в Лос Анджелесе. Джек Лондон в начале своей жизни познал тяжесть труда, голода и отсутствия перспектив, но в более сознательном возрасте смог постичь блага и ужасы богатой жизни. Это — человек, который сделал себя сам исключительно благодаря упорному труду, смекалке и гибкости. В романах Идена богатое общество уже обладает роскошью, а сами люди лицемерны, эгоистичны, тщеславны, заносчивы и глупы. А вот бедные люди как будто и не стремятся к лучшей жизни и довольствуются тем, что у них есть: трудная, но стабильная работа и достаточно средств, чтобы прожить. Первые не заслуживают уважения в глазах Мартина Идена и Джека Лондона, а вторые не хотят что-то менять в своей жизни и идут по понятному пути. Но разница между Лондоном и Иденом в том, что последний искренне верит в общество и хочет до него достучаться. И это сыграет с ним злую шутку.

ИТОГ

Картина «Пляж в Палавасе». Густав Кубре
Картина «Пляж в Палавасе». Густав Кубре

Подводя промежуточный итог, внешняя оболочка романа «Мартин Иден» — история написания, стиль письма и место действия — представляет собой целую систему, которая бессознательно влияет на читателя и раскрывает темы, которые затрагивает Джек Лондон. «Мартин Иден» не находится в вакууме с остальными работами писателя, а показывает, взаимодействует и анализирует людей, с которыми общался автор. Благодаря скрупулёзному описанию места действия, богатому языку и личному опыту Лондон построил полноценную декорацию, которую можно и нужно принять за настоящую. Город обладает весом; персонажи выглядят, звучат и ведут себя правдоподобно; благодаря богатству эпитетов и многослойным абзацам описания читатель всегда понимает позицию как главного героя, так и Джека Лондона. В книге большое количество подтекста, который отлично дополняет сюжет, углубляет персонажей и раскрывает темы романа, а потому нельзя говорить об этой книге как о простом манифесте упорному труду и истории успеха.

Про сюжет, персонажей, психологические портреты, главного героя и символы мы поговорим во второй части, которая выйдет совсем скоро! :)