Найти в Дзене
Pro-женское | Gadeliaid

Нур глазами зрителя: самые атмосферные уголки фестиваля

Я пришла на НУР впервые. Шла почти наугад, не имея никаких представлений, но с большим скепсисом, куда повернуть и что меня ждёт не знала — но именно в этом и есть магия. Фестиваль НУР невозможно «посмотреть» — его можно только прожить, пройти сквозь его шум, свет, людей и смыслы. В какой-то момент ты перестаёшь быть зрителем и становишься частью пульсирующего организма, где каждый световой импульс и каждая инсталляция — это ты. А сначала так и не скажешь, в мыслях: «ну что там такого можно почувствовать, это же просто груда металла». Нет!

Из локаций, которые я успела пройти в первый день, мне особенно запомнились три. И вот мой личный топ — глазами девушки, которая просто пришла и вдруг оказалась в эпицентре чего-то очень большого.

1 место: «Берёзка» от группы СЕТАП — медитативный портал в себя

Это пространство я нашла случайно — оно словно пряталось внутри общего шума фестиваля. За целый день путешествия по городу, для меня это была последняя локация. Внутри было красно-фиолетовое освещение, почти парящее, клубы дыма, и длинная струящаяся инсталляция, падающая с потолка. Свет сменялся на звезды, а потом на новый рисунок, и так по кругу. Каждое шоу длится 10 минут, сразу после, цикл возобновляется. Установку под названием «Берёзка» представила группа художников СЕТАП, и, честно, это было что-то за пределами простого искусства. Я села на пол, как и многие вокруг (на локации экстрим парка «Урам» поставили пуфы) — люди не спешили, не говорили, было приятно полежать и насладиться, а время там длится быстрее, чем кажется. В воздухе было ощущение разряженного воздуха как после дождя, озона, словно вокруг тебя купол абсолютной безопасности. Как будто ты зашёл внутрь собственного внутреннего состояния и остался там наедине с собой.

-2

2 место: «PANTERRA х ДЗЕН» / MASS-IV 001 — индустриальный монстр и внутренняя энергия

Если «Берёзка» — это про дыхание и молчание, то «Дзен» — это про напряжение и ритм. Эта инсталляция была похожа на рухнувший космический корабль, собранный из огромных металлических конструкций, обмотанных кабелями. По ним бегали красные огни и текстовые сообщения — словно машина пыталась что-то сказать, связаться с внешним миром.

Зрители стояли в тишине, наблюдая, как конструкция жила своей жизнью. Это была мощь, энергия, что-то урбанистическое и почти агрессивное. Но в этом было и своё притяжение. Эта локация казалась метафорой всего современного мира — переплетение проводов, смысла, сигнала и человека. На все закрытые локации гости НУР проходят по браслетам, это ваш билет. Но в этом году, многие локации стали бесплатными, поэтому любой желающий может пройтись по Казани и точно решить для себя, стоит ли идти на закрытые показы в следующем году. Спойлер: стоит! Все бесплатные локации-это лишь малая доля того, что вы увидите в остальных ангарах.

-3

3 место: «Blagodetelev / THIN SHAPER» в особняке Демидова — синий космос внутри здания

Третье место моего списка — это «тонкий шейпер», как его называли. Он находился в одном из залов особняка Демидова, и это был синий, почти неоновый космос. Всё вокруг было залито холодным светом, воздух был плотным от дыма и лазеров, а посередине вращались тонкие стеклянные трубки с лазерами, словно живой организм. Люди стояли по периметру и наблюдали — это был не перформанс, а почти обряд.

Каждое движение лазера отрезало реальность от времени. Люди переставали быть собой, просто растворялись в темно-синем свете. Здесь я впервые подумала о том, как можно погрузиться в искусство не глазами, а телом. Пространство становилось продолжением тебя. Это было ощущение, будто ты стоишь перед новой инопланетной жизнью, смотришь со стороны на движения — и тебе страшно, но ты не отводишь взгляда.

-4

Фестиваль как отражение себя

Каждая из этих локаций стала для меня частью внутреннего диалога. Я пришла просто посмотреть, а ушла с ощущением, что прикоснулась к чему-то большему. Фестиваль НУР — это не просто про современное искусство. Это про тебя, твои границы, про свет, которым ты можешь быть.

«Берёзка» напомнила мне, как важно замедляться. «Дзен» дал ощущение силы и напряжения, которое мы держим внутри. А «THIN SHAPER» — показал, как важно иногда потеряться в тишине и свете, чтобы снова найти себя.

И пусть это звучит громко — но я правда вышла другой. У каждого на НУР свой маршрут. Мой начался с того, что я позволила себе просто идти.