Станция «Маяковская» — не просто точка на карте Московского метрополитена, а символ эпохи, где инженерный гений переплетается с художественным замыслом. Открытая в 1938 году, она стала воплощением амбиций молодого советского государства, стремящегося удивить мир.
Архитектурный шедевр эпохи авангарда
Спроектированная архитектором Алексеем Душкиным, «Маяковская» — первая в мире колонная станция глубокого заложения. Её своды, напоминающие готические арки, поддерживают стальные колонны, облицованные рифлёной нержавеющей сталью. Этот материал, изготовленный на заводе «Дирижаблестрой», создаёт иллюзию лёгкости, несмотря на глубину 34 метра.
Особое внимание привлекают 35 овальных ниш в своде, украшенных мозаиками Александра Дейнеки. Чтобы осмотреть красивейшие мозаики, нужно запрокинуть голову и посмотреть наверх. Причем останавливаться придется много раз. Каждая мозаика - произведение искусства. Это жизнерадостные картины жизни советского человека, воспевание его труда, стремления к новым свершениям и подвигам. Сюжеты панно — «Сутки Страны Советов» — изображают трудовые будни и мечты о будущем.
Посмотрите как выглядит «Знамя СССР», «Два самолёта и цветущая яблоня», «Прыжок в воду парня и девушки», «Плодовое дерево», «Сигнальщик», «Бомбардировщики днём», «Парашютист», «Комбайн», «Прыгун с шестом», «Парашютисты», «Прыжок лыжника».
Символ стойкости в годы войны
Во время Великой Отечественной войны станция превратилась в бомбоубежище и символ несгибаемости.
А 6 ноября 1941 года здесь состоялось знаковое событие: в центральном зале прошло заседание Моссовета, где И.В. Сталин выступил с речью, транслировавшейся на всю страну.
На станции стоял состав из десяти вагонов для гардероба, буфета и оркестра. Двери поезда были открыты, и в вагонах были расставлены столы с простыми угощениями. С другой стороны к станции подошел спецпоезд из двух вагонов с членами Государственного Комитета Обороны, во главе со Сталиным. Под сводами метро звучали слова: «Наше дело правое — победа будет за нами!».
Вот так выглядел импровизированный Президиум, который устроили в тупике станции.
Сейчас там переход на новую станцию Маяковская. Вот как это место выглядит сейчас.
От Гран-при до современности
Ещё до войны, в 1939 году, проект «Маяковской» получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Станцию воссоздали в натуральную величину и окружили зеркалами что создавало эффект бесконечности. Но и в XXI веке «Маяковская» продолжает эволюционировать. В 2005 году открылся второй вестибюль с мозаиками Ивана Лубенникова, развивающими тему неба.
Факты, которые заставляют остановиться
- Родонит и мрамор: Колонны по контуру облицованы полудрагоценным сейчас родонитом. Пол станции выложен из трех сортов мрамора и прекрасно выглядит даже в наше время.
- Свадьбы под землёй: С 2021 года на станции проводят ночные церемонии бракосочетания, сочетая романтику и историю.
Культурный код и наследие
«Маяковская» — не просто транспортный узел, а музей под землёй. Её включили в список объектов культурного наследия, а бюст Владимира Маяковского в торце зала напоминает о поэте, чьё имя она носит. Здесь есть все - от сталинского ампира до современных арт-экспериментов. Её своды хранят память о войне, триумфах и повседневной жизни миллионов пассажиров. Каждая деталь здесь — напоминание о том, что метро может быть не только функциональным, но и вдохновляющим.
На этой станции нужно просто походить, посмотреть вокруг а потом и подумать.