Найти в Дзене
ДНЕВНИК ИСТОРИКА

Какие политические и правовые изменения произошли во Франции в 1789-1799 годах?

Процесс становления государства подразумевает становление формы правления и формы государственного строя. Во Франции эти два процесса шли параллельно друг другу. Можно выделить четыре основных документа периода становления буржуазного государства: 1. "Декларация прав и свобод человека и гражданина" 1789 года. 2. "Конституция Франции" 1791 года. 3. "Декларация прав и свобод человека и гражданина" 1793 года. 4. "Конституция Франции" 1793 года. Франция является страной конституционного строительства или страной конституционализма. Конституция 1791 года появилась во Франции впервые, собственной практики конституционного строительства у французов не было. Конституционное строительство охватывает период с 1794 года вплоть до XX века. В рамках этого периода была принята целая масса конституций, являющихся правовой основой организации и деятельности всех государственных органов, являющихся гарантией прав и свобод французских граждан. Чтобы сократить процесс изучения тринадцати конс

  • 1. Изменения в государственной и политической системе Франции

Процесс становления государства подразумевает становление формы правления и формы государственного строя. Во Франции эти два процесса шли параллельно друг другу. Можно выделить четыре основных документа периода становления буржуазного государства: 1. "Декларация прав и свобод человека и гражданина" 1789 года.

Декларация прав человека и гражданина. Картина работы Ле Барбье
Декларация прав человека и гражданина. Картина работы Ле Барбье

2. "Конституция Франции" 1791 года.

Конституция 1791 года
Конституция 1791 года

3. "Декларация прав и свобод человека и гражданина" 1793 года.

-3

4. "Конституция Франции" 1793 года. Франция является страной конституционного строительства или страной конституционализма. Конституция 1791 года появилась во Франции впервые, собственной практики конституционного строительства у французов не было. Конституционное строительство охватывает период с 1794 года вплоть до XX века. В рамках этого периода была принята целая масса конституций, являющихся правовой основой организации и деятельности всех государственных органов, являющихся гарантией прав и свобод французских граждан. Чтобы сократить процесс изучения тринадцати конституций Франции, принятых за этот период, нужно остановиться только на основных моментах: анализ самой конституции; характеристика органов государственной власти; характеристика принципов государственного строительства; способ и порядок формирования органов государственной власти; режим и форма государственного устройства. Первая конституция была принята 3 сентября 1791 года.

Её основные принципы: 1. Принцип национального суверенитета, это основополагающий принцип. 2. Принцип представительного правления. 3. Принцип конституционного правления. 5. Принцип провозглашения прав и свобод, и их гарантий.

-4

Эти принципы, так или иначе, присутствуют во всех конституциях, на всём протяжении конституционного строительства, хотя иногда они видоизменялись и исключались. Они отражают весь ход исторического развития конституционного строительства во Франции. 3 сентября 1791 года была принята первая писаная конституция, она была учредительной, и по способу принятия и изменения была жёсткой конституцией. Согласно этой конституции Франция являлась конституционной монархией, правовой основой в государстве становилась конституция, вернее её текст, зафиксировавший все указанные принципы. Смысл учреждения этой конституции видели в следующем, Франция переживала период консолидации французов в единую нацию, это отражало те изменения, которые происходили в обществе, и экономические изменения тоже, связанные со становлением капиталистического производства. Опорой такой консолидации становится государство - выразитель интересов всей нации. Согласно научной доктрине, народный суверенитет зиждется в самой нации, то есть получается, что нация выступает субъектом права. Признание национального суверенитета, его неделимость, его неотъемлемость, и не отчуждаемость. Выразителем интересов нации внутри государства может быть государственный орган в целом, способ - представительный орган, необходимый элемент всей государственной машины, при абсолютизме выразителем интересов был король. Это явление противоречило тем постулатам, которые существовали, поскольку считалось, что король был во главе по воле бога, а не народа, то есть получается, что он не мог быть выразителем их интересов. Принцип национального суверенитета был главным элементом, низвергающим абсолютизм. Интересы нации представляло законодательное собрание, которое сформировалось на базе Генеральных штатов, представительного собрания и учредительного собрания, которое приняло конституцию. Законодательное собрание - это был однопалатный орган, избираемый населением на два года, не могло быть распущено королём.

-5

Основные функции - это право на установление законов, право на принятие и издание законов, право за контролем денежных средств и привлечением к суду министров за преступления против общества и конституции, право объявления войны. Противостояло абсолютной власти монарха. Монарх царствовал в силу закона, обязан был приносить присягу на верность нации и конституции. Расходы короля определялись определённым документом, особа короля была объявлена священной и неприкосновенной. Титул "божьей милостью король", был заменён на "король французов", что говорит об окончательном падении абсолютной монархии. Способ и порядок формирования высших органов государственной власти. Это стало сферой законодательства исполнительной власти (её глава - король), которая в соответствии с конституцией имела право издавать акты и указы, но они нуждались в соответствующей подписи министра. То есть могли издавать указы, определять порядок формирования высших органов государственной власти, а также и представительного органа. Декретом Учредительного собрания было принято положение, которое делило всех французов – избирателей на пассивных и активных. Предполагало наличие право голоса (активные), либо его отсутствие (пассивные). Для того чтобы реализовать право голоса активных, надо было их организовать в группу, которая бы представляла интересы богатых, поэтому устанавливаются соответствующие цензы: национальной принадлежности; достижение двадцатипятилетнего возраста; проживание в данной местности не менее одного года, и уплата налогов в установленном законом порядке, нельзя также было быть в услужении. Избирательный корпус состоял из граждан в соответствии с административно-территориальным делением страны. Департаменты - дистрикты - кантоны. Активные граждане избирали от своих округов выборщиков, на департаментах выборщики выбирали депутатов в законодательное собрание, то есть получаются двухстепенные выборы. Выборщики ограничивались определёнными цензами, главным из них был имущественный. Принцип разделения властей. Вся власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная – законодательное собрание, исполнительная – король, судебная – независимая от исполнительной и законодательной, избиралась непосредственно народом на определённый срок, король должен был утвердить избранного на пост. Судей не могли смещать без веских оснований. Суды не могли вмешиваться в осуществление законодательной и исполнительной власти. Этой конституцией также устанавливался суд присяжных. В 1793 году - конституция и "Декларация прав человека и гражданина", но не вступили в действие, поскольку сложилась система, возглавляемая революционным силами, ядром которых были якобинцы. Были сформулированы следующие принципы: 1. Принцип народного суверенитета. 2. Принцип, связанные с включением институтов непосредственно демократии, референдум и плебисцит. 3. Исключается принцип разделения властей. Законодательная власть теперь принадлежит национальному собранию, которое только предлагает законы. Законопроекты приобретали силу закона только после утверждения их на первичных собрания. Первичные собрания могли отклонить законопроект, предложенный национальным собранием. Быстрая смена законодательного органа власти (избирался на один год), была с одной стороны выгодна, а с другой нет. Полномочия национального собрания: · Имело право издавать законы в области гражданского и уголовного законодательства. · Заведовало расходом и доходом республик. · Могло издавать декреты, имеющие высшую юридическую силу. Исполнительной властью обладало правительство в составе двадцати четырёх членов, избирающихся национальным собранием по спискам кандидатов на первичные департаменты собрания. Способ формирования национального собрания - всеобщее избирательное право, без всяких цензов, теперь можно было избирать с двадцати одного года, пассивные также получили право голоса. Идеологическая основа принципа народного суверенитета восходит к  Руссо, который считал, что принцип разделения властей не ведёт к добру, только народ формирует власть, был сторонником парламентарной монархии/республики.

Наполеон  захватывает власть в Франции в 1799
Наполеон захватывает власть в Франции в 1799

В 1799 году – период правления Бонапарта, который создал конституцию, отвечающую его требованиям и притязаниям, этот правления носит название режима личной власти или цезаризма. Основные принципы: 1. Принцип народного суверенитета. 2. Принцип народного представительства. 3. Принцип конституционализма и т.д. Они присутствовали, но только формально. В этот период чисто представительного органа не было, только орган, который отражал процесс принятия законодательства, законы принимал сам император. Состав так называемых представительных органов формировался самим императором согласно избирательным спискам. Во Франции восстанавливается монархия, складывается такая форма, которая получила название - легитимной монархии, низводящая избирателей на положение электората.