В тексте можно выделить несколько видов информации, которые взаимодействуют между собой и создают общее смысловое содержание. Вот основные типы:
1. Фактуальная информация:
Это конкретные факты, события, даты, имена, места, цифры и другие объективные данные, представленные в тексте.
Она отвечает на вопросы: Что произошло? Где? Когда? Кто участвовал? Сколько?
Пример: “В 1961 году Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет на корабле “Восток-1”.”
2. Концептуальная информация:
Это идеи, понятия, концепции, теории, аргументы и объяснения, которые автор использует для раскрытия темы.
Она отвечает на вопросы: О чем текст? Какова основная идея? Какова точка зрения автора? Какие аргументы он приводит?
Пример: В статье о глобальном потеплении концептуальная информация будет включать объяснение парникового эффекта, доказательства изменения климата, аргументы о причинах и последствиях этого явления.
3. Подтекстовая (имплицитная) информация:
Это информация, которая не выражена прямо, но подразумевается, считывается читателем на основе контекста, аллюзий, метафор, иронии и других стилистических приемов.
Она требует от читателя определенных знаний, опыта и умения “читать между строк”.
Пример: Фраза “Этот политик всегда говорит одно, а делает другое” подразумевает, что политик не заслуживает доверия, хотя это и не утверждается прямо.
4. Оценочная (эмоциональная) информация:
Это информация, которая выражает отношение автора к предмету речи, его оценки, чувства, эмоции, мнения и убеждения.
Она может быть выражена прямо (например, через использование оценочных слов) или косвенно (например, через выбор лексики, тон повествования, использование стилистических приемов).
Пример: Фраза “Преступное бездействие властей привело к трагедии” выражает негативную оценку действий властей.
5. Информативная избыточность
Информация, которая не несет новой информации, а лишь повторяет или уточняет ранее представленную.
Это может быть полезно для лучшего усвоения, но в больших объемах может утомлять читателя.
Взаимосвязь видов информации:
Эти виды информации тесно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Фактуальная информация служит основой для концептуальной информации, концептуальная информация может быть подкреплена примерами и иллюстрациями. Подтекстовая и оценочная информация помогают читателю глубже понять намерения автора и его отношение к предмету речи.
Примеры в разных типах текстов:
· Новостная статья: Основной упор делается на фактуальную информацию (кто, что, где, когда). Концептуальная информация объясняет контекст события. Оценочная информация, как правило, ограничена, но может присутствовать в комментариях экспертов.
· Научная статья: Основной упор делается на концептуальную информацию (теории, гипотезы, методы). Фактуальная информация используется для подтверждения или опровержения теорий.
· Художественная литература: Все виды информации играют важную роль. Фактуальная информация создает правдоподобный мир, концептуальная информация раскрывает темы и идеи произведения, подтекстовая информация обогащает смысл, а оценочная информация выражает авторское отношение к героям и событиям.
Понимание этих видов информации помогает читателю более глубоко и критически анализировать тексты, выявлять скрытые смыслы и оценивать намерения автора. Это особенно важно в современном мире, где мы ежедневно сталкиваемся с огромным потоком информации.