Кольца, броши, камеи, подвески — драгоценности польской аристократии будто небрежно брошены на крышку этого ящика щедрой рукой отца невесты. Отправляя дочь в сердце старого врага, Сигизмунд Старый снабдил Ядвигу оберегом, но ларец не помог — наоборот: каждого, кто к нему приближается, поражает странная беда.
Тринадцатая курфюрстина Бранденбурга
Изготовленный в Нюрнберге в 1533 году, этот «ящичек для хранения вещей» (42×24×26,2 см) теперь пребывает в Эрмитаже. Конструктивно, это деревянная основа, на котором серебряные чеканные пластины (6,6 кг металла) и сусальное золото (еще 700 гр), а также ряд отдельных личных аксессуаров.
«Все эти детали могли использоваться ранее как самостоятельные украшения, которые были отправлены мастеру заказчиком, королем Польши Сигизмундом. Инкрустированные украшения являются настоящей коллекцией сокровищ XV–XVI веков», — сообщает музей.
Все логично. Крышка у ларца непрозрачная, а кольца и броши сверху — это вроде надписи «Что внутри». Не кофе или перец: драгоценности. Приданое польской принцессы Ядвиги Ягеллонки (1513-1573), в замужестве — супруги курфюрста Бранденбургского Иоахима II Гектора (Гогенцоллерна).
Новая (13-я по счету) курфюрстина Бранденбурга, заступившая на трон в 1535 году, была дама с непростыми корнями. Не только наследница польско-литовской династии Ягеллонов, но и внучка могущественного венгерского магната Иштвана Запольяи. И, например, праправнучка князя Тверского, великого князя Владимирского Александра Михайловича.
«Некоторые элементы декора имеют иконографический смысл: на них изображены различные исторические личности и мифологические персонажи. Выбор драгоценностей носит символичный характер», — говорит Эрмитаж. Целая Восточная Европа отправляла к тевтонам, с которыми трения имелись уже около пяти веков, свою древнюю кровь 22 лет от роду.
В конце концов, при случае брошь с крышки этого ларца можно было сковырнуть и пустить в оборот. Подкупить офицеров стражи, например.
Коварство межэтажных перекрытий
Семейная жизнь Ядвиги сложилась как у всех: сначала пошла очень бодро, потом не раз споткнулась на идеологических различиях, а потом рухнула. За первые 10 лет брака Ягеллонка родила своему Гогенцоллерну шестерых детей, но два последних сразу умерли. В 1539-м муж Иоахим стал протестантом, но Ядвига к нему не присоединилась.
Более того, она стала проводить свои католические мессы в личной часовне свекрови, лютеранки Елизаветы Датской. Которая была не только жива, но и до предела разъярена этим новым обстоятельством своей жизни. Что это, как не внутрисемейная Мировая война?
А в 1551 году с Ядвигой что-то случилось, необычное ЧП: под курфюрстиной рухнул пол охотничьего домика. Может, кто-то подстроил. А может, Ядвига слишком сильно топнула ногой в ходе семейной ссоры. Так или иначе, фактор Ягеллонки был убран со политической сцены Европы.
Ядвига сломала бедро и позвоночник. Следующие 22 года она почти не двигалась. Иоахим Гектор открыто жил с любовницей Анной Сюдов. Потом коварный супруг помер, но на трон взошел его сын от первого брака, Ядвиге не друг. Анну Сюдов он посадил, а про старую курфюрстину будто все забыли.
Меж тем Ягеллонка 22 года лежала в замке Альтруппин на берегу озера в окрестностях Берлина и ненавидела все это. И смотрела, должно быть, смотрела и смотрела тяжелым взглядом на ларец, который не помог.
Будто зарядила его.
Беды Шарлотты и бегство «Картье»
В 1713-м ларец Ядвиги прибыл в Россию уже в качестве приданого глазастой принцессы Шарлотты Кристины Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской — невесты царевича Алексея Петровича.
Пребывание Шарлотты в России сложилось ужасно. Муж пил и путался с крепостной красоткой Евфросиньей. Тётка мужа Наталья затеяла с новой родственницей нелепую ссору и отклоняла приглашения к миру. Долговязый свёкр Пётр поселил молодых в мазанке на берегу Невы и куда-то уплыл.
В марте 1714 года гофмейстер принцессы просил Сенат починить крышу «на квартире Ея Высочества Государыни кронпринцессы для того, что в дождливую пору невозможно места сыскать, где притулиться». А в 1715-м юная кронпринцесса умерла от перитонита, рожая будущего Петра II.
Такие дела.
Несчастный ларец завис в Эрмитаже. В 2018-м ювелирная компания Cartier профинансировала реставрацию шедевра. Ларец Ядвиги почистили, восстановили частичные утраты золочения, сварили с помощью миллисекундной лазерной установки разрывы и трещины конструкции. Дерево пропитали спиртовым раствором шеллака с воском, эмали — полимером.
«Это один из главных экспонатов Эрмитажа, полный романтики и красоты, — говорил директор музея Михаил Борисович Пиотровский на презентации результатов проекта. — Сегодня мы с удовольствие даем вам возможность восхититься мастерством реставраторов, благородством Cartier и его правильным выбором, с кем и в какой сфере сотрудничать».
Уже весной 2022 года фирма «Картье» бежала из России, потеряв при этом несусветную сумму денег.
Подписчики сообщают в комментариях, что ларец Ядвиги сейчас выставлен в Бриллиантовой кладовой Эрмитажа. Надо бы зайти посмотреть, конечно. Но что-то боязно :-)