Я периодически просматриваю новостные ленты, заметки и обсуждения прочитанного.
Здесь я хотел бы поделиться своими впечатлениями и выводами от прочитанного.
Во-первых, стали все чаще попадаться опусы с многообещающими названиями типа «объясняю, почему в СССР …..», «10 желанных всеми советскими людьми …..», «О чем все поголовно мечтали, но не могли себе позволить....»
Понятно, это, т. н. кликабельные заголовки, которые были и раньше.
Вспомните заголовки в нулевых годах, типа «от чего умерла Алла Пугачева». Это то же самое.
На мой взгляд, авторы прибегают к таким приемам, чтобы скрыть собственную бездарность или некомпетентность в раскрываемой теме.
Это относится и к вышеупомянутым заголовкам. Как правило, авторы имеют более, чем смутное представление о том, о чем пытаются рассказать. Это забавно.
Но речь пойдет немного про другое. Интереснее (в данном случае) комментарии к таким опусам.
Речь сейчас пойдет о кассетах (канал то мой магнитофонный).
Тут сформировалось два лагеря. Одни считают, что кассеты MK-60 были вполне нормальные, другие — наоборот.
Тут аргументация забавная. Зачастую приводятся сравнения топовых японских кассет типа «золотого максела» с МК-60. Что в данном случае будет лучше — понятно, спорить тут не о чем. А если сравнить с Metal Master, то, как говориться, МК-60 остается только тихо повеситься.
Более логично было бы сравнение вот с такими кассетами (если уж речь идет о Maxell). И тут уже возможны варианты.
Но давайте все таки, выключив эмоции, попытаемся разобраться в сути явления.
И сразу, как говорил один персонаж из «Свадьбы в Малиновке», власть переменится.
Во-первых, любое явление надо рассматривать только с точки зрения своего времени. А это 70-е годы. А первый советский кассетник появился либо в конце 60-х или в начале 70-х. Точно не помню, да и в нашем контексте это не очень важно.
А важно вспомнить, какая кассетная техника была в Союзе на то время. Это 4-й, 3-й и нарождающейся 2-й класс.
И предлагаемые отечественной промышленностью носители МК-60 вполне закрывали все потребности любителей звукозаписи.
В 80-х появились кассеты МК-60-2.
Фото не мое, нашел в интернете. На сегодняшний день у меня таких кассет не осталось, все были раздарены еще в 90-х.
Там лента была уже получше и звук с них был вполне приличный. Ради интереса я купил тогда несколько штук и пробовал их записывать на своем Sony TC-186SD (это была у нас первая приличная кассетная дека). И результат меня сильно порадовал.
Кто то говорил, что в МК-60-2 лента лучше чем BASF. Это, конечно не так, не лучше, но и не хуже. В Шостке (речь идет о Свеме) в то время запустили производство лент по лицензии BASF.
Я это знаю, так как одно время дружил с дядькой, который там работал и участвовал в процессе запуска/освоения технологии.
Так вот, лента в кассетах была шикарная, но как говорится, дьявол кроется в деталях.
Ближайшими зарубежными «партнерами» советских кассет МК60 можно считать,например, вот это.
Тут сравнение будет точно в пользу МК-60, ленты там хуже и получить хорошее качество записи можно только на повышенной скорости. Но недолго. Ленты ведут себя прилично на нормальной скорости, а на повышенной быстро нарастает грязь и либо начинается скрип или пропадают верхи.
Вот с этими кассетами Ampex ситуация забавная. Ради интереса я купил на ebay десяток этих кассет, просто так.
Понятно, лента старая, их ленты и в 90-х особым качеством не отличались (ну, с чем сравнивать, конечно, но даже простые TDK D были лучше), а тут лента возрастом почти 40 лет.
Тем интереснее оказался «квест». Среди этих кассет, абсолютно одинаковых и неразборных (привет MK60) оказалась лента двух типов, более светлая коричневая и темная.
Это говорит о том, что в одних использован порошок Fe2O3 (цвета ржавчины), а более темные — это тоже оксид железа, но,видимо, с другой валентностью, Fe3O4 (я изучал химию только в школе, давно, могу ошибиться). Кстати, лента в МК-60 тоже похожего цвета.
Так вот, светло-коричневые ленты живы и сейчас, на них можно что то записать и слушать.
А вот темные ленты уже сразу начинают скрипеть, причем очень громко.
Забавно, я в свое время выкладывал видео с тестом кассеты Ampex в youtube, кажется. И недавно обнаружил это видео на rutube, где я точно ничег не выкладывал. У меня там даже аккаунта нет.
Немцы предоставили полный техпроцесс, со всеми требованиями и допусками. И если не отступать от технологии, то все будет на высшем уровне. Но это теория.
Суровая действительность внесла свои коррективы. Я даже не говорю о разного рода «рационализаторах» (среди них были и грамотные люди) а просто банальная гонка за планом, который в конце квартала или месяца становится очень пожароопасным и вспыхивает в самый неожиданный момент. Какой уж там контроль качества и точное соблюдение технологии.
Именно поэтому часть готовой продукции (речь идет о МК-60-2) была такой, какой и должна быль, я часть — нет, и ленты быстро начинали сыпаться и мерзко скрипеть и свистеть.
Что было с другими кассетами, например Ассофото, - не знаю. В мое время лучшими лентами считались ленты Свема и все старались покупать именно их. Опытные покупатели еще по дате изготовления принимали решение, брать — не брать.
Еще высказывались претензии к конструкции самих кассет. Неразборный корпус — это неудобно. Со временем этот недостаток был частично устранен. Часть кассет в 80-е уже можно было разобрать.
С другой стороны, не все кассеты по другую сторону границы были разборные. Было и много неразборных. В частности, у меня была одна неразборная кассета красно-белая Philips 60 минут. К качеству претензий не было, а вот корпус был неразборный.
В середине 80-х я купил в магазине несколько кассет МК-90. Уже вполне хорошие кассеты, с хорошей лентой, с разборным корпусом.
Пара таких кассет у меня есть и сейчас, нормально слушаются.
А вот хромдиоксидные МК-60 меня не впечатлили. Но качество не лучше и не хуже зарубежного «мейнстрима» 80-х от Agfa, Basf и пр.
еще раз хочу напомнить, что речь идет о «мейнстриме», а не «хай энде» типа Super Chome, а тем более о более «продвинутом» псевдохроме.
Есть еще один момент.
Если взять общую продажу кассет на западе, то ее структура будет иметь вид пирамиды в основании которой продажи дешевых кассет, разных мелкосоников, типа вот этого:
.
Единственная их ценность — низкая цена. И особых объективных преимуществ кроме времени звучания у них перед MK 60 нет.
Действительно хорошие кассеты даже внутри одного типа (1), как Super Ferro от BASF и AGFA, SD (частично) и AD от TDK и другие стоили существенно дороже и их продажи были не такими обширными, как вышеприведенные. Эти можно расположить на вершине виртуальной пирамиды. В этой нише у MK-60 действительно нет шансов. Но и техники, способной раскрыть весь потенциал высококлассных кассет было относительно не так много.
Большая часть — это средний класс типа моего Sony TC-186 и разного рода бумбоксы.
Топовые Nakamichi, Akai и пр. стоили весьма приличных денег и целевой рынок для них был существенно уже. Кроме того, наличие одного топового компонента тянет за собой все остальное и общая стоимость топовой системы влезет не в каждый бюджет.
В Союзе же таких проблем в 70-х не было, соответственно хозяевам «Легенд», «Электроник» и прочих "Воронежей" в этом отношении жилось спокойно.
Техника же высокого класса была, конечно, но это были катушечные аппараты. Там качественный звук получить проще.
Еще один миф — это сказки о том, как кассеты МК-60 стирают магнитные головки. Это абсолютная выдумка. Абразивность лент была не больше, а зачастую меньше, чем у импортных лент.
Когда то в «Радио» была статья про это, с графиками и таблицами. Видимо этот слух возник из того, что абразивность ленты — величина не постоянная. Новая лента действительно имеет несколько большую абразивность, но после 2-3 прогонов абразивность снижается в 10 раз. Это относится к любой магнитной ленте. На каком то форуме я читал, что достаточно просто периодически включить режим воспроизведения с «нулевой» только что распечатанной кассетой на 15-20 минут и ни какой другой чистки не требуется.
Еще пара слов о порче кассет советскими магнитофонами. Это тоже миф.
На фото кассета Fuji, куплена в примерно 78 году.
У меня тогда была только «Электроника 302» и эти кассеты (это упаковка 4 шт.) много лет я «крутил» только на нем. Фото же сделано года 3 назад.
Как видно, состояние кассеты (всех остальных тоже) идеальное.
Надо просто следить за ЛПМ, вовремя чистить тонвал и прижимной ролик. Возможно (не всегда) нужно регулировать усилие подмотки и перемотки.
Если усилие подмотки слишком велико — лента будет растягиваться и деформироваться. Если наоборот — то лента будет провисать и в коце концов начнет наматываться на прижимной ролик или тонвал (что будет более грязным).
Если усилие перемотки будет слишком велико — то ЛПМ будет рвать ленту.
Это, конечно, если нет какого нибудь брака. Еще есть (небольшая) вероятность изменения взаимного положения тонвала и прижимного ролика в результате удара (падения) самого аппарата. Такое может произойти с любым магнитофоном.
И в заключение, может создаться впечатление, что я пытаюсь доказать, будто МК-60 были лучше, чем зарубежные «партнеры».
Это не так. В союзе не было такого разнообразия изготовителей и, соответственно, марок кассет. Но общий уровень ничем не уступал аналогичному среднему уровню зарубежных лент/кассет. А если говорить о начальном уровне — то кассеты МК-60 были лучше.
Кроме того, на западе продавалось огромное количество уже записанных кассет. Там качество вообще было самое разное. И лучше (дороже) и хуже (дешевле). Вполне возможно, что объемы продаж уже записанных кассет превосходили объемы продаж кассет без записи.
На этом пока все.