Найти в Дзене
C A E S A R

Из-за чего в Гималаях каждый мужчина обязан делиться своей женой с другими?

Когда мы слышим слово «брак», в голове сразу возникает образ пары: мужчина и женщина, связанные семейными узами. Иногда, в разговоре всплывает и тема многожёнства — особенно в контексте восточных стран, где мужчины могут иметь несколько жён. Но что, когда подобное происходит с точностью наоборот? В затерянных в облаках деревнях Гималаев существует редкая и почти исчезнувшая традиция: несколько мужчин делят одну жeну. Это не выдумка и не сюжет для какого-нибудь фильма. Это реальность, в которой живут племена высокогорного региона Верхняя Долпо в Непале. Почему же там всё устроено именно так? И как сами местные жители объясняют такую странную — на первый взгляд — семейную модель? Верхнее Долпо — одно из самых труднодоступных мест на планете, расположенное более чем в 500 километрах от шумной столицы Катманду. Именно в этом регионе обитают племена, чья жизнь и по сей день подчинена вековым обычаям предков. Местные жители живут в крайне суровых условиях: гигиена на минимальном уровне,
Оглавление

Когда мы слышим слово «брак», в голове сразу возникает образ пары: мужчина и женщина, связанные семейными узами. Иногда, в разговоре всплывает и тема многожёнства — особенно в контексте восточных стран, где мужчины могут иметь несколько жён.

Но что, когда подобное происходит с точностью наоборот?

В затерянных в облаках деревнях Гималаев существует редкая и почти исчезнувшая традиция: несколько мужчин делят одну жeну.

Это не выдумка и не сюжет для какого-нибудь фильма. Это реальность, в которой живут племена высокогорного региона Верхняя Долпо в Непале.

Почему же там всё устроено именно так? И как сами местные жители объясняют такую странную — на первый взгляд — семейную модель?

Жизнь над облаками: где царит традиция полиандрии

-2

Верхнее Долпо — одно из самых труднодоступных мест на планете, расположенное более чем в 500 километрах от шумной столицы Катманду.

Именно в этом регионе обитают племена, чья жизнь и по сей день подчинена вековым обычаям предков. Местные жители живут в крайне суровых условиях: гигиена на минимальном уровне, женщины ежедневно трудятся в полях, часами собирая урожай под нещадно палящим солнцем, а мужчины по-прежнему водят караваны, меняя соль из Тибета на рис с равнин южного Непала.

-3

Дороги сюда почти не ведут, инфраструктура практически отсутствует, и даже медицина здесь — понятие весьма условное. Основное передвижение у людей в этих племенах — на яках, мобильная связь — практически отсутствует, а электричество — настоящая роскошь.

-4

Именно здесь, среди каменных хижин и террасных полей, сохраняется древняя форма брака, которую называют фратернальной полиандрией — когда одна женщина официально становится женой сразу нескольких мyжчин из одной семьи, чаще всего — братьев.

Почему так происходит?

-5

Причина подобной практики — жестокая нехватка ресурсов.

Земля в горах неплодородна, участки для земледелия маленькие, а климат слишком суров для устойчивого сельского хозяйства. Поэтому разделение имущества, крупного рогатого скота и земли между разными сыновьями — это путь к гибели семьи. А точнее родителей.

Ведь если каждый из братьев заведёт свою жену и потребует часть земли и рогатого скота (положенную ему) по праву рождения — где и на что тогда все остальные члены семьи будут жить и вести сельское хозяйство? Такой путь привёл бы к обнищанию.

Гималайская свадьба
Гималайская свадьба

Поэтому у этих племён и существует древняя традиция: старший сын получает жену, и когда подрастают его младшие братья — они тоже становятся её мyжьями. Женщина, таким образом, становится супругой сразу всей мужской части семьи по братской линии. Это позволяет не делить скромное хозяйство на несколько кусков, пока ничего не останется, а сохранять всё имущество в рамках одной крепкой семейной ячейки из поколения в поколение.

Иногда такие браки заключаются, когда старшему сыну ещё нет и 18 лет, а его младшие братья ещё дети. В таких случаях невеста может принимать участие в их воспитании, а позже — в буквальном смысле готовить их к ceкcyaльной жизни и затем стать их полноправной жeнoй.

Как устроен быт в таких семьях?

-7

В отличие от патриархальных традиций Непала, в гималайских деревнях всё не так однозначно, как может показаться на первый взгляд.

Мужья здесь не только дeлят одну женщину, но и разделяют с ней обязанности. Они готовят, убирают, следят за детьми. А вот женщины, наоборот, чаще занимаются финансовыми вопросами, управляют домом и принимают важные решения.

Женщина по имени Сангмо, общаясь с журналистами, в одном из интервью английской прессе рассказала следующее:

«Два брата приносят деньги, и я решаю, как их потратить. Это проще. Всё, что у нас есть, остаётся в одной семье. Хозяйство не делится, и я не конкурирую с другими жёнами — я одна».

А её муж Пема, которому 30 лет, добавил:

«Обычно мы стараемя исполнять супружеские oбязaтeльства по очереди. У каждого из нас заранее прописан график. Но если вдруг мы все оказываемся дома в один и тот же вечер, по закону старший брат cпuт с нашей женой».

Это, конечно, не означает полного отсутствия ревности, но правила в таких семьях строго определены, и старший брат, как правило, имеет приоритет.

Женская гарантия безопасности

-8

На первый взгляд, кажется, будто женщина в такой семье теряет свободу. Но в местных условиях это, наоборот, повышает её защищённость.

Если один из мужей погибнет — что совсем не редкость в этих краях, где средняя продолжительность жизни составляет всего 46 лет, а для женщин - 48 лет для мужчин (по данным голландской организации SNV) — у неё останутся другие мужья. Она не остаётся одна с детьми и хозяйством на руках.

Таким образом, полиандрия работает как семейная "страховка" — от голода, от бедности, от одиночества.

Умирающая традиция, о которой жалеют немногие

-9

В последние годы эта форма брака встречается всё реже. Молодёжь, уезжающая учиться или работать в города, стесняется деревенских обычаев.

Дороги, мобильная связь, Интернет, телевизоры, смартфоны и даже TikTok всё активнее проникают в глухие поселения и медленно размывают веками устоявшиеся уклады. Молодые люди всё активнее стараются переехать в город и устроить там свою жизнь. Но из-за финансовых соображений удаётся это (конечно же) единицам.

Но пока в Верхней Долпо не будет достаточно земли, еды, медицинской помощи и социальной поддержки, эта форма брака вряд ли исчезнет совсем. Люди всё ещё женятся так, как делали это их деды и прадеды — не ради любви, а ради выживания.

А как вы относитесь к подобным брачным обычаям? Дикая архаика или разумный компромисс в условиях полной изоляции? Поделитесь своим мнением в комментариях — тема явно не оставляет равнодушным.

Вам также может быть интересно:

У каждого успешного мужчины в Китае должна быть вторая жена эрнай или сяосян. Чем эти жёны отличаются от обычных?
C A E S A R
1 мая

Если вам понравилась статья, то подписывайтесь на наш канал C A E S A R и ставьте лайки! У нас интересно!