Найти в Дзене
Записки на дежурстве.

Несколько историй из времен женской консультации.

Дело было много лет назад. Тогда я вела курсы подготовки к родам в одной из женских консультаций нашего города. Именно в нее как раз и приходила «девочка Настя» из одноименного рассказа, но это было позже. А сам цикл этих рассказов мне бы хотелось начать с того, как я вообще туда попала, и почему попала именно туда. К женским консультациям я всю жизнь относилась настороженно. И тут дело даже не в том, что я считаю их чем-то плохим-нет, вовсе я так не считаю. Но ощущая себя до мозга костей человеком «стационарным», мне было сложно выдержать неспешность и размеренность амбулаторного звена. Приемы, беседы, бумажки. Рутина. Когда старший сын был малышом, я сознательно пришла на эту «спокойную» работу, с удивлением обнаружив: спокойной она не является. Скучноватой для меня-возможно, но никак не спокойной. Там огромное количество своих нюансов, сложностей и непростых решений, помноженных еще и на то, что пациент «не под рукой», его не видишь круглосуточно. И работа эта очень нужная и очень

Куколки-"пеленашки", славянский оберег будущих мам и младенцев. Делались из кусочков ткани, "жили" в колыбели до родов, а после становились первой игрушкой малыша.
Куколки-"пеленашки", славянский оберег будущих мам и младенцев. Делались из кусочков ткани, "жили" в колыбели до родов, а после становились первой игрушкой малыша.

Введение в тему))

Дело было много лет назад.

Тогда я вела курсы подготовки к родам в одной из женских консультаций нашего города.

Именно в нее как раз и приходила «девочка Настя» из одноименного рассказа, но это было позже.

А сам цикл этих рассказов мне бы хотелось начать с того, как я вообще туда попала, и почему попала именно туда.

К женским консультациям я всю жизнь относилась настороженно.

И тут дело даже не в том, что я считаю их чем-то плохим-нет, вовсе я так не считаю.

Но ощущая себя до мозга костей человеком «стационарным», мне было сложно выдержать неспешность и размеренность амбулаторного звена.

Приемы, беседы, бумажки. Рутина.

Когда старший сын был малышом, я сознательно пришла на эту «спокойную» работу, с удивлением обнаружив: спокойной она не является. Скучноватой для меня-возможно, но никак не спокойной. Там огромное количество своих нюансов, сложностей и непростых решений, помноженных еще и на то, что пациент «не под рукой», его не видишь круглосуточно.

И работа эта очень нужная и очень важная.

Просто, все же-работа эта не моя.

Моя-это драйв стационара: вот эти все «отслойки», преэклампсии, угрозы.

Роды и операции.

Когда, сменив три «пижамы» за сутки, не чуя ног и других частей организма, с дергающимся от напряжения глазом и урчащим от голода желудком, ты наутро идешь домой с четким ощущением того, что именно в последние 24 часа ты точно жил не зря.

А если вдруг и накрывает тебя хандра, как любого нормального человека-время от времени, и начинаешь вдруг задумываться: а там ли я нахожусь?

А зачем вообще «все это»?

То прежде чем пойти домой-идешь с утра в отделение новорожденных.

И вот там, глядя на серьезных «гусеничек» в цветных пеленках, отчетливо понимаешь: ты именно там, где надо. Вот тут как раз и посмотри-«зачем». Более чем наглядный результат.

Именно этого мне так не хватало в ЖК.

Правда та консультация, в которой я работала тогда, давно, была все же при роддоме-и это спасало. И можно было иногда брать дежурства, хотя и в режиме «лайт» (несколько раз в месяц), но все равно: это вполне сочеталось с заботами мамы, при этом позволяло сохранить собственную психику.

Но как только сын немного подрос, и начал с пониманием относится к маминым отсутствиям-мама немедленно вернулась в стационар.

А через некоторое время мне пришло в голову родить второго ребенка.

И тут надо было придумать «план Б», потому как в моем понимании, ребенки до определенного возраста плохо переносят круглосуточную занятость своих мам. А мамы вроде меня- плохо переносят занятость только ребенками, и даже в декрете им нужно что-то ещё, помимо пюре из брокколи и песочницы.

И в результате раздумий я нашла себе новое направление работы, на время и вовсе уйдя из государственной медицины.

Тогда как раз активно появлялись и были популярны различные курсы и тренинги, я немного поработала в разных местах, получая нужный мне опыт, параллельно поучилась, получая подходящие к случаю сертификаты- и все закончилось тем, что я создала свой собственный курс подготовки к родам.

Ну, а имея на руках (а точнее-в голове, все же речь о нематериальных ценностях) такой козырь, как собственная программа-я уже могла выбирать, куда я с этим пойду.

И я выбрала один из частных центров семейного образования, который как раз очень хотел развиваться в данном направлении.

Никакой, разумеется, медицины-исключительно и только санпросветработа, ну а в случае необходимости медицинских консультаций всегда можно было посоветовать кого-то из коллег в профильных местах.

И некоторое время мне это вполне даже нравилось, но все (как всегда!) изменил один случай.

Это была самая обычная районная женская консультация, в самом обычном районе города.

Чисто амбулаторное звено: прикреплена была даже не к роддому, а к районной поликлинике, но жила от поликлиники условно-самостоятельно, находилась через две улицы.

Маленькое желтое двухэтажное здание в глубине уютного зеленого двора.

Видавший виды ремонт, хотя и очень чисто.

Я зашла туда с целью разложить рекламные листовки того самого образовательного центра, где и были мои курсы-он был недалеко.

Должна была положить их где-то в холле-и пойти по своим делам, и не было бы тогда этого рассказа.

Но мне вдруг показалось неправильным просто положить рекламу и уйти-трусливо как-то, что ли? И я решила зайти к руководству, чтобы представиться и познакомиться.

Заведующая Ирина Алексеевна встретила меня приветливо, хотя и иронично: «Курсы рекламировать? В ЖК? Да вы смеетесь? У нас тут полно своих специалистов!»

Но несмотря на такую первую реакцию, все же согласилась послушать про нас подробнее.

А когда вникла в то, что именно я делаю, да еще узнала, что я-акушерка, тут же предложила мне работу у них.

Я удивилась-а как же ваши специалисты, которых «полно»?

И оказалось, что и специалисты, и курсы у них и правда были, и даже очень хорошие! Но вот и радость, и беда-одновременно: врач, которая их вела, собралась уйти в декрет. Ирина Алексеевна с одной стороны, была очень рада за будущую маму, причем рада искренне! Но с другой стороны-не менее искренне она ломала голову над тем, кому бы эти курсы теперь перепоручить?

И тут пришла я. А может, это как раз и есть знак судьбы?

Но я сразу честно сказала о том, что в государственную медицину временно уже наигралась: знаю, что начнется, стоит мне согласиться.

Приходи/уходи по времени, делай сперва свою, а потом еще массу чужой работы, а зарплаты ….короче, нет-и не уговаривайте!

А у самой такая, блин, ностальгия по стационару!

Но в стационар я сейчас не могу, младший сын совсем мелкий еще и дежурства-пока не вариант. Так может, рискнуть и принять предложение?

Все же это почти «своя стая», хотя и не роддом. А у меня уже очевидная ломка по белому халату последние пару-тройку лет.

И тут, видя мои колебания, Ирина Алексеевна «пошла с козырей», вкрадчиво сообщив: я тебе обещаю-нужно будет заниматься только «школой» и больше ничем, чего ты сама не захочешь.

А что захочешь-то обязательно постараемся организовать.

Подумай.

В тот день я ушла от нее очень и очень взволнованная.

Ушла изучать вопрос, думать и принимать решение.

Зашла, называется, почти случайно…вот все у меня, как всегда!

Люди обычно работу ищут.

А меня работа, похоже, находит и выбирает сама.

По существующим приказам, «школы пациентов» обязаны были существовать в рамках любого медицинского учреждения: в детских и во взрослых поликлиниках, в диспансерах и в консультациях, и даже в стационарах.

Другое дело, что существовать им чаще всего приходилось исключительно на бумаге: не было желающих что-то такое делать, и обычно руководство специального человека под это дело не искала, спихивая на работающих и так врачей и медсестер отчетность по данным направлениям.

Теоретически врачи и медсестры могли все это и на практике проводить, знаний и опыта для этого хватит у любого практикующего специалиста. Но ведь их основной работы никто при этом не отменял, да и все-таки немногие умеют читать лекции-это отдельный навык.

Знать и уметь что-то на практике -не равно уметь интересно и доступно рассказать об этом.

«Школа профилактики сахарного диабета», «Школа профилактики рака молочной железы», «Школа климакса»- это только некоторые названия существующих в приказе разновидностей профилактической работы с населением на тот момент.

Ирина Алексеевна ставку сделала на качество этой работы, а не на галочки в отчетах-и не прогадала, так как выигрывали, как оказалось, при этом все стороны.

С одной стороны, для беременных женщин возможность что-то уточнить или переспросить лишний раз, специально не записываясь к врачу, была очень удобна, и «нашим» мамам не приходилось выискивать информацию по форумам, читая там порой откровенную ахинею. Это заметно снижало их тревожность, повышало уверенность в себе и в благополучном исходе беременности, а также способствовало профилактике массы тех проблем, которые происходят с будущими мамами исключительно «от нервов».

Ну а с другой стороны-эта информированность женщин, в свою очередь, здорово облегчала работу врачей, так как благодаря этому врачи на приемах могли лечить, а не учить.

К тому же, сами будущие мамы, понимая-что и для чего им назначает доктор, относились к назначениям гораздо более ответственно.

И всем в результате было хорошо.

И да, повторю-это была самая обычная, районная консультация.

«Школа материнства» была абсолютно бесплатной, в нее попадали по направлениям наших же докторов, и посещаемость была почти что стопроцентная-запись была за месяц!

Все это я с удивлением узнала во время второго своего визита, который состоялся несколько дней спустя после первого-для принятия решения мне очевидно не хватало информации, и я пришла познакомиться с местом и коллегами поближе. Меня сразу же представили очень приятному доктору, моей предшественнице и счастливой будущей декретнице, Элеоноре.

И уже она провела мне подробнейшую экскурсию, знакомя с миром данной женской консультации изнутри.

Так я узнала, как будет называться моя должность в штатном расписании и собственно-вся эта работа. Согласно записи в трудовой я становилась «акушеркой кабинета психопрофилактической подготовки к родам», а все мои лекции о правильном питании и дыхании в родах шли под забавным заголовком «гигиеническое обучение и воспитание женского населения».

Надо ли говорить, что я решила попробовать? Ведь кем-кем, а вот воспитателем, тем более-взрослого «женского населения» я еще не была никогда!

Хотя бы ради такой прикольной строчки в трудовой я решила посмотреть, что из этого выйдет.

Спойлер: и застряла тут на целых шесть лет, исключительно по любви:)

Но впрочем, я по-другому работать и не умею, любовь -она есть всегда, объекты порой меняются.

Но мы снова отвлеклись:)

Наша ( уже именно-наша, да )) заведующая, надо отдать ей должное, подходила с умом, энергией и логикой ко всем внутренним вопросам, и организация курсов для беременных не стала исключением.

Да, до меня тут было очень и очень неплохо, но я была бы уже не я, если бы не захотела сделать кое-что по-своему.

Мне была дана полная свобода действий: расписания, графики, содержание лекций и количество рабочих часов в день.

И я развернулась от всей души.

До моего прихода «Школа» делила зал ЛФК со спортивным инструктором, и будущие мамы сидели на ковриках и фитболах во время лекций.

Доктор Элеонора, хотя и очень плотно занималась курсами, все же параллельно вела прием, и поэтому занятия у нее были несколько раз в неделю.

Но я пришла заниматься исключительно подготовкой к родам, никакой другой работы у меня здесь не было, и зала ЛФК, который, к тому же, нужно было бы делить, мне показалось мало.

Ирина Алексеевна, выслушав мои аргументы, просветлела лицом: она всей душой болела за вверенное ей учреждение, и любая инициатива, которая позволяла вывести консультацию на новый уровень ею, безусловно, приветствовалась.

Мне выделили отличный светлый и просторный кабинет, в котором я развесила и расставила все именно так, как было удобно для занятий, и отныне все приходящие в ЖК фармкомпании и прочие желающие что-либо у нас прорекламировать, в порядке ответной любезности, оснащали нашу «Школу» чем-то полезным.

Одна фирма очень красиво покрасила стены кабинета, и они перестали напоминать больничные. Другая купила нам удобные стулья, на которых будущие мамы могли сидеть максимально комфортно. Третья подарила нам шикарные магнитные доски для развешивания плакатов и записей цветными маркерами.

А забегая вперед-каждый ноябрь мы устраивали праздники в честь «Дня матери» и опять же, фирмы-спонсоры украшали шариками всю консультацию, организовывали фрукты и печеньки, а также милые сувениры для будущих мам.

Конкурс на лучший костюм) Тему,если честно, уже не припомню ))
Конкурс на лучший костюм) Тему,если честно, уже не припомню ))

Конкурс командного рисунка на какую-то заданную тему, две команды.
Конкурс командного рисунка на какую-то заданную тему, две команды.

Процесс создания командного рисунка)
Процесс создания командного рисунка)

Один из праздников. Действо с конкурсами проходило в зале ЛФК,а в кабинете были столы с угощениями.
Один из праздников. Действо с конкурсами проходило в зале ЛФК,а в кабинете были столы с угощениями.

Мое непосредственное начальство, в лице заведующей, выбивало у нашего вышестоящего начальства (главного врача поликлиники) плакаты и муляжи под мои пожелания, всегда и во всем идя мне навстречу.

А встречные условия самой заведующей можно было сформулировать короткой фразой: мы должны быть лучшими-и точка.

И мы были лучшими.

Это не раз признавали все комиссии, и все организации, в которых полагалось отчитываться за эту деятельность.

Многих к нам посылали учиться, и еще несколько великолепных «Школ» заработало в разных районах города благодаря тому опыту их организации, который я охотно передавала.

Всего я придумала пять занятий, и с понедельника по пятницу проходил один цикл. Плюс дополнительно были разные семинары.

Занимались, как в школе: с 10 до 15, с перерывом на чай и туалет, с ведением конспектов и выдачей печатных материалов, с практиками на пупсах, и отработкой массажей и дыхания-короче, все было серьезно))

Фрагмент стенда "школы"
Фрагмент стенда "школы"

Многие «мои» мамы до сих пор мне пишут в соцсетях и присылают фото взрослых уже «наших» деток- приятно)))

Естественно, что за время такого углубленного, пусть и всего лишь пятидневного цикла, я успевала со всеми перезнакомиться-пообщаться, и составить хотя бы общий психологический портрет каждой моей выпускницы.

И вот именно об одной из них и пойдет дальше речь.

Продолжение цикла про ЖК :