Найти в Дзене

"Россия" или "Один день в вагоне" - реальная история .

Совершая путешествие по городам Транссибирской железнодорожной магистрали, по маршруту поезда "Москва - Владивосток", я в один из дней оказался в городе Улан - Удэ, Республика Бурятия. До дома оставалось уже относительно недалеко. Это был предпоследний город, стоящий на маршруте моего следования. Здесь я пробыл два полных дня и две ночи. Теперь снова спешил на железнодорожный вокзал для продолжения своей задуманной поездки. Следующим городом на моём пути значился город Красноярск, от которого здесь меня отделяли ровно одни сутки пути следования. Впереди был долгий целый день и последующая за ним ночь. Фирменный поезд "Россия", "Владивосток - Москва", прибыл на станцию "Улан - Удэ", строго по расписанию. Правда, как это было характерно почти для всех поездов, принадлежащих Российским железным дорогам, люди не увидели состав с необычными внешне фирменными вагонами. Поэтому "Россия" подходила к перрону первой платформы, станции "Улан-Удэ" в виде обычного пассажирского поезда. Отличалс
Фото взято для вида, из личного фотоархива - лето 2022 года, город Мурманск. К данной истории отношения не имеет.
Фото взято для вида, из личного фотоархива - лето 2022 года, город Мурманск. К данной истории отношения не имеет.

Совершая путешествие по городам Транссибирской железнодорожной магистрали, по маршруту поезда "Москва - Владивосток", я в один из дней оказался в городе Улан - Удэ, Республика Бурятия.

До дома оставалось уже относительно недалеко. Это был предпоследний город, стоящий на маршруте моего следования. Здесь я пробыл два полных дня и две ночи.

Теперь снова спешил на железнодорожный вокзал для продолжения своей задуманной поездки.

Следующим городом на моём пути значился город Красноярск, от которого здесь меня отделяли ровно одни сутки пути следования. Впереди был долгий целый день и последующая за ним ночь.

Фирменный поезд "Россия", "Владивосток - Москва", прибыл на станцию "Улан - Удэ", строго по расписанию.

Правда, как это было характерно почти для всех поездов, принадлежащих Российским железным дорогам, люди не увидели состав с необычными внешне фирменными вагонами.

Поэтому "Россия" подходила к перрону первой платформы, станции "Улан-Удэ" в виде обычного пассажирского поезда. Отличался этот поезд от других особенностью своего графика движения, имея большое преимущество перед другими поездами, идущими параллельно

Пришло время пройти на посадку и занять своё место.

Когда я открыл дверь купе, где находилось моё верхнее место, там уже ни кого не было, так как пассажиры вышли прогуляться. В тоже самое время на одной из вешалок висела военная форма и не одна. Таким образом мне сразу стало понятно, что моими попутчиками будут трое военных.

В купе они вернулись только перед самым отправлением поезда. Это были кадровые военные, которые в армии служили чуть ли не сначала 90х годов, решив посвятить воинской службе полностью свою жизнь. Двое из них ехали за пополнением в город Тюмень. Один же отправлялся в Нижний Новгород, в отпуск к родителям, на побывку.

Лишь я в этой компании к армии отношения не имел, увы, ни какого.

Только, как оказалось довольно скоро - это была моя не первая встреча в этом вагоне с военными.

Довольно скоро я узнал, что в соседних вагонах этого же поезда едет очень много солдат. В моём же вагоне, наравне с другими пассажирами, встречались жёны офицеров, ехавшие с детьми на отдых. О чём вскоре после отправления поезда из города Улан-Удэ выдал ребёнок одной женщины.

Он в это время бегал по всему вагону и шалил, когда ему на встречу из купе вышел один из моих соседей.

"Что бегаешь, в армию со мной сейчас пойдёшь?", - сказал, шутя, ему мой сосед по месту.

"Не надо нас в армию, мы и так с армией связаны сильно, у нас отец военный", - ответила ему, улыбаясь, вышедшая из купе мама этого ребёнка.

Потом у меня в этом же вагоне состоялась встреча с двумя бабушками - путешественницами, решившими проехать на поезде через всю страну до Архангельска. Но, к сожалению, с ними серьёзно поговорить не удалось. Поскольку, очень скоро они стали меня принимать за человека без места в этом вагоне.

От чего мне даже стало не много смешно.

"Ага - пассажир без места и вещей, да ещё разгуливающий по всему купейному вагону", - подумал я

"И где у тебя место?", - спрашивали они.

"В соседнем купе", - отвечал я.

Но это им особо ничего уже не говорило. Пришлось уйти.

Самыми общительными в моём вагоне оказались мои соседи по местам по купе и женщина с ребёнком, чей муж был, как мои соседи, был военным офицером.

Хотя та женщина ехала с одним своим ребёнком. В её купе вскоре стали появляться дети со всего вагона. Они рисовали в альбомах-раскрасках и просто игрались. Именно за этим делом я их всех однажды и застал, случайно заглянув в их купе.

Тогда как поезд, не ожидая времени, продолжал следовать по просторам России, где за окном вагона вдоль всего железнодорожного полотна тянулось пресное море - озеро "Байкал". Своей протяжённостью, оно действительно напоминало море. Пускай в нынешнюю поездку, я на этом озере отдыхать не планировал, но зато несколько часов следования своего поезда, радовался, что мог полюбоваться его красотами из окна вагона.

Вид на озеро Байкал из окна вагона. Июнь 2018 год.
Вид на озеро Байкал из окна вагона. Июнь 2018 год.

В это же самое время на одной из станций, мы, не останавливаясь, обогнали стоящий там скорый поезд "Чита - Москва", рядом с которым в это время гуляли его пассажиры. Видно было, что стоянка у этого поезда была довольно продолжительная.

"У него, что колесо спустило?" - удивлялись мои соседи

"Нет, у него расписание такое", - отвечал им я, понимая, что мы его и должны были обогнать, следуя дальше, опережая время.

Данный поезд ушёл из города Улан - Удэ не задолго до прибытия туда фирменного поезда "Россия". Возможно, я бы тогда поехал и на нём, но из-за более позднего прибытия в Красноярск, чем прибывала туда "Россия", решил всё же воспользоваться именно поездом, на котором ехал в данное время.

Хотя далеко ни во всех вагонах моего поезда было очень тихо и спокойно. Когда я лежал на своей верхней полке. Между собой заговорили мои соседи.

С их слов мне стало известно, что один из демобилизовавшихся солдат - срочной службы, по дороге домой сильно напился. Проводница, видя, в каком он состоянии поставила ему ультиматум, что тот у неё выкупает все шоколадки, и тогда закрывает глаза на все его пьяные выходки.

После, говорят, что вызвали полицию. Но когда пришли полицейские, они не сразу смогли его скрутить, поскольку, этот солдат оказался их сильнее.

Мои соседи за этого солдата почему-то сильно переживали, поскольку, с их слов, солдат, возвращающийся домой из армии, до самого приезда в родные края, считается военнообязанным.

"Почему за него другие солдаты не вступились, которые были рядом с ним?"

"Ведь то, что делала проводница - это же вымогательство. Дойди такое до начальника поезда, её бы сразу могли беспощадно наказать", - удивлялись мои соседи.

"Тут нечему удивляться, Вы же не знаете, что было перед этим, что предвещало, может этот пьяный солдат других своих товарищей тоже достал", - вмешался в их разговор вдруг я.

Соседи замолчали, словно согласившись с моей позицией. Тогда поезд в это время стал подъезжать плавно к городу Иркутск, где я решил на время выйти погулять.

Ещё перед прибытием туда я спросил проводницу: "Сколько нам до туда ещё ехать по времени?"

Но когда она узнала, что у меня билет до Красноярска, сильно удивилась моему вопросу.

Возможно, данный вопрос побудил проводницу, по прибытию в Иркутск, на перроне сразу за мной следить, словно боялась моего отставания от поезда.

Станция "Иркутск Пассажирский"
Станция "Иркутск Пассажирский"

Встречала меня в этом городе 42 летняя замужняя женщина, по имени Оксана, бывшая журналистка одной местной газеты, с которой был знаком уже давно. В это время она отдыхала на озере "Байкал", от мужа и детей. Уже больше недели жила под Иркутском.

Узнав, что я буду проезжать через этот город, она согласилась на встречу со мной, пусть на те короткие 20 минут стоянки моего поезда.

Оксана уже к тому времени заканчивала свой отпуск, чтобы через несколько дней вернуться в родной Нижний Тагил. Понятно, что ввиду её замужества, я сразу вынужден был соблюдать дистанцию, не подходя к ней сильно близко. В тоже самое время эта дистанция ни сколько не мешала нам разговаривать о её отдыхе, о моём, вообще о жизни. Да только время летело здесь за разговором гораздо быстрее, чем если бы просто стояли, молча.

Оксана очень удивилась, что я еду в купе, думая, что там народу едет очень мало, ни с кем не поговорить, как любила она.

И не знала она тогда, что её мнение было в этом плане сильно ошибочное.

Внезапно я услышал с вокзала объявление диктора, что до отправления осталось ровно 5 минут.

Оно по сути сразу резко оборвало наш разговор с Оксаной.

Проводница моего вагона сразу подошла ко мне и потянула рукой за одежду назад в вагон. Пришло время возвращаться в своё купе.

В окно вагона, я только тогда и видел, как Оксана уходила к зданию вокзала, чтобы после выйти в город. Отправления моего поезда ждать тогда она уже не стала.

Я продолжал ехать дальше через города: Ангарск, Усолье - Сибирское и Зима. Но именно почему-то в городе Зима во время очередной большой стоянки поезда, мне захотелось мороженого.

"Что ты мороженое тут ешь, зима же на улице", - смеялся один из моих соседей.

"А что, правда", - подумал я. Только мороженое выбрасывать было уже жалко, пришлось его доесть.

Тогда как фактический весь этот день, что мы ехали, не было ни зимы, ни осени, ни весны. Стояла тёплая июньская погода, светило солнце.

Станция "Зима" - Иркутская область.
Станция "Зима" - Иркутская область.

Только вот вместо больших прогулок, приходилось довольствоваться короткими выходами из вагона во время небольших стоянок поезда, будучи на всём пути своего следования временными его заложниками

Я продолжал общаться со своими соседями по купе, считавшими, что многие возвращаются сами в армию, не найдя себя после неё.

Высказывали своё отношение воинским поездам - эшелонам, которые хоть и были не предсказуемы в своём расписании, но в них можно было курить, когда хочешь. Поскольку, двое из моих соседей были курящими людьми.

Вскоре мне стало известно также, что один из военных не редко сопровождает в воинские части призывников в армию. Здесь он упомянул, что если сейчас едет в купе, то когда повезёт солдат, в купе уже ехать не получится, придётся ехать в плацкартном вагоне следить за новобранцами.

"Ты что, как сопровождающий, разве ночевать в купе проводника, плацкартного вагона, не имеешь право?" - спросил его я, не зная правил сопровождения.

"Но если проводница молоденькая попадётся, то конечно могу, а так вроде как нет", - полушутя, ответил мой сосед.

Хотя понятно, что в таких поездках, тем более, когда сопровождается воинский эшелон, о заигрывании с проводницами и речи быть не могло. О чём после мне говорил уже отец, много лет отслуживший в армии, а также про воинский устав, по которому офицерам положено ездить в купе.

Был за тот день пути следования фирменного поезда "Россия" по просторам нашей необъятной страны и момент, когда мои соседи по местам, видя, что ехать до большой остановки ещё довольно прилично, очень сильно захотели покурить. Да, поскольку, во всём поезде, ни в тамбурах, ни в купе, ни вообще в вагоне по нынешним правилам Российских железных дорог курить было нельзя, кто-то из моих соседей пошёл к проводнику спросить разрешение покурить у себя в купе, возможно, при этом, что-то ему заплатил.

Проводник вагона дал согласия. Меня тогда в купе почему-то не оказалось. Да когда я туда вернулся, был немного удивлён тому, что мои соседи вообще не оставили после себя следов курения. Только лёгкий запах от сигарет давал о себе знать, но и он вскоре выветрился вследствие работавшего кондиционера.

Узнав, что я год назад побывал в Нижнем Новгороде, старший прапорщик оттуда, начал меня расспрашивать про этот город. И конечно об этом городе немного ему рассказал. Нижний, как его любят называть нижегородцы, мне тогда действительно очень понравился. Не нравился только ремонт здания железнодорожного вокзала, вследствие чего, приходилось ютиться по разным закоулкам, чтобы найти там хоть какое-то подобие зала ожидания, когда настал день отъезда. Но город тогда готовился к Чемпионату Мира по футболу, который в дни моего следования по стране, успешно там проходил, охватывая многие большие города.

Чудом не пришёл в Сибирь. Последний город на том участке пути, где проходили игры, связанные с Чемпионатом Мира, был Екатеринбург.

Другие двое военных, слушая меня, удивлялись, что во Владивостоке до сих пор есть троллейбус.

"Ты когда был во Владивостоке последний раз?" - спрашивал меня один из соседей.

"Да вот не очень давно, может неделю, полторы назад", - отвечал я, сбившись из-за частых переездов между городами в днях уже со счёта.

Соседям по купе, видимо не редко бывающих там в командировках, с трудом верилось в это. Ведь и правда в то время во Владивостоке осталось мизерное подобие той троллейбусной системы, которая существовала там ещё несколько лет назад.

Два относительно не длинных троллейбусных маршрута отходили от автобусного вокзала, незначительно после расходясь в дистанции.

Тоже самое было там и с трамвайной линией, оставшейся там лишь на одном маршруте, проходящем по окраине города, где я и жил три дня после прилёта туда на самолёте из Новосибирска, чтоб после дальше, уже по железной дороге, отправиться в Хабаровск.

Так в этих разговорах, случайных беседах, проходил весь день пути. Многие из нас тогда не заметили, как наступил вечер. Потемнело небо, извещая о том, что пора идти спать.

Где-то в это время, на одной из больших станций, сверкнул на прощание огнями вагонов, уходящий вперёд от фирменного поезда "Россия", скорый поезд из Монголии, сообщением "Улан-Батор - Москва"

Взглянув ему вслед из окна своего вагона, я как-бы случайно махнул рукой и возвратился в купе, где на своей верхней полке стал очень быстро засыпать под стук колёс, постепенно приближаясь к городу Красноярск.