Этот простой фильм, уважаемые читатели, о сложном выборе. Действительно трудном для каждого нормального человека.
Картина "Мужу привет" только-только вышла в прокат. Премьера состоялась на Московском международном кинофестивале, что завершился в апреле. Онлайн-кинотеатры запустили показы буквально на днях.
Главных героев Катерину и Гошу сыграли популярные артисты Юлия Пересильд и Владимир Вдовиченков. Эта трогательная перекличка с оскароносной "Москва слеза не верит" просто милая изюминка без всяких претензий на глубокие параллели и намеки на высокую оценку. Хотя своего "Серебряного Святого Георгия" картина уже получила.
Героиня Пересильд работает в загсе. Расписывает брачующихся, регистрирует рождения, свидетельствует о смерти. Она и сама последнее время живет в ощущении ее близости, в коме вот уже пять лет находится ее муж. И на благоприятный исход нет ни малейшего намека.
Герой Вдовиченкова не так давно похоронил жену. Но судьба осчастливила его, как раз в загсе он и увидел впервые Екатерину Александровну. Проникся симпатией и почувствовал новый прилив сил.
Для Катерины, ответившей ему любовью, известие о беременности все-таки прогремело вызовом.
Но в тягостном угасании одного человека весть о зарождении новой души светла и символична. Как знак вечности земного бытия, давно обрамленный народной мудростью: - "Жизнь продолжается."
Но к осознанию этого героине предстоит пройти свой путь сомнений и терзаний. Такую сложную тему создатели решились раскрыть понятным языком мелодрамы с оглядкой на лучшие традиции советского кино.
В неоднозначной ситуации молодой женщине предстоит сделать выбор. Долг перед близким человеком или собственное счастье вопреки всему. Не дай бог кому-то оказаться под таким ударом. Нравственные муки подразумевают порой очень суровые испытания.
Но даже из такой мучительной дилеммы создатели нового фильма не стали вершить трагедию. И задорно звучащий из уст словоохотливой продавщицы местного магазинчика, куда частенько забегает героиня Пересильд: - "Мужу привет". - Как будто вовлекает зрителя в игру воспоминаний о светлом жизнеутверждающем кино.
Такие приветики словно звездочки, пахнущие корицей, как поется в саундтреке к фильму, щедро рассыпаны по небесному полотнищу картины. Иногда же это настоящие поклоны экранному произведению и утверждение, как все хорошо и правильно было в наших любимых старых фильмах.
В эпоху ренессанса ушедших было ценностей возвращение благодарной памяти воспринимается не просто игрой, а грамотным творческим ходом в продвижении эстетики неосоветского романтизма.
Хотя и условная игра "узнай кино" принимается зрителем очень живо. Глядя на бежевую в горошек блузочку Катерины, что-то похожее носила дочка Нади из продолжения легендарного кино Эльдара Рязанова, вспоминается и другой фильм.
Даша, коллега Екатерины Александровны, как будто списана с жизнерадостной работницы загса в исполнении Натальи Крачковской в "Суете сует". Вместе с героиней Галины Польских они так же женят и разводят людей.
Сама же заведующая ЗАГСом образно напоминает героиню Веры Алентовой. Отсылы к любимой мелодраме "Москва слезам не верит" самые очевидные. Хотя много и других .
Помахал рукой режиссер и картине "Три тополя на Плющихе". Испугавшись встречи с Гошей, Катерина смешно и трогательно подглядывает за ним из-за занавесок. Вспомнил и мировое кино - "Титаник". Поклонился в пояс великому мастеру юмора Аркадию Райкину, мимоходом, но к месту вставил: - "Аля-улю гони гусей". И уж совсем мило появился в кадре сам, как любил это делать тот же Рязанов.
Но главное в этой условной игре все-таки не сами отсылы к какому-то сходству и радостные намеки на старые картины. А желание создать доброе и светлое кино, как это умели делать советские кинематографисты. С нравственными проблемами, сильными и красивыми героями, жизненным сюжетом, чтобы хотелось смотреть и пересматривать. И стремиться к лучшему.
Похвально желание молодого режиссера следовать лучшим традициям старого кинематографа. И легкие поклоны мастерам оскароносных фильмов воспринимаются как понимание значимой ценности тех картин. Даже если за ними стоит современное определение из лексики модных художественных изысканий - оммаж.
Истинные устремления нынешних создателей становятся окончательно очевидны после появления героя Владимира Вдовиченкова. Современный Гоша сильно отличается от Георгия Ивановича начала 80-х, но именно он воспринимается в картине главным образом, олицетворением настоящего мужчины.
Наверное, чтобы намек на сходство первоначально не насмешил зрителя, пока еще не вникшего в художественный замысел, герои сразу признались в чувствах к картине "Москва слезам не верит". А еще, наверное, чтобы подчеркнуть, какие же хорошие люди вырастают на старом добром кино.
По правде сказать, кроме примет от киноискусства авторы не преминули напомнить и о других символах ушедшей эпохи, частенько незаслуженно подвергающихся насмешкам. Наша современница на свидании под памятником Ленину, получив свой букет роз, вроде как в шутку, но скажет: - "Извините, Владимир Ильич..."
Как раз встреча у монумента советскому политическому лидеру и была первым свиданием Катерины и Гоши. Поддавшись вспыхнувшему чувству, героиня Пересильд как бы замкнула любовный треугольник. И он совсем не классический. У этой условной геометрической конфигурации несколько иные нравственные исходные.
Муж находится в коме. Он не может ответить, постоять за себя, побороться, наконец, за свою семью и любовь. Он вообще уже ничего не может. И все-таки он жив. И не считаться с этим, наверное, неправильно. Его вины в случившемся нет. Но ведь и жена ни в чем не виновата. Но все сомнения, терзания и поиски выхода целиком легли на ее плечи.
Гоша хорош не только тем, что искренне полюбил Катерину. Он, как всякий настоящий мужчина, сходу подставил и свое плечо под непосильный груз, что тащит любимая женщина.
Взял на себя ее житейские проблемы, но самое главное, расставил все точки над i в нравственной дилемме. Мало того, что Катерина мучилась сама, ее осудил и сын: - "Я никого не предаю." И Георгий твердо поставил мальчишку на место: - "Тебе повезло".
Он выстрадал свое право быть счастливым и может так рассуждать. "И не ты будешь разговаривать с мужем, когда очнется, - сказал он Катерине. - Я сам поговорю, как мужик с мужиком. Он поймет."
И кажется, что именно образ Гоши, по-житейски мудрого и по-мужски сильного человека, держит весь фильм. И простенькая мелодрама обретает черты серьезного фильма о нравственности.
Через действие проходит и ряд второстепенных героев. Дети Катерины с их "любовями", друг семьи, лечащий врач из клиники, где лежит муж, женихи-подружки дочери и сына. Все они добавляют в повествование своих проблем, решений и обычных уже для фильма оглядок на прошлую эпоху.
Начинается повествование с празднования дня рождения отца семейства. Это практически вытесненная посиделками в кафе традиция. А экран помнит сотни таких домашних застолий.
И частенько в советских мелодрамах 70-х именно за столом просыпались спящие семейные конфликты и выливались в бурное выяснение. Похожая перепалка вскрыла усталость от проблем и в семье Катерины. Дочь-студентка и сын-выпускник школы по-разному воспринимают свалившееся на них горе.
Никто не может дать определенного ответа, как жить дальше, когда надежды на исцеление совсем нет. И зритель, наверное, не возьмется осуждать семью. Авторы показали свое видение ситуации. Наше право соглашаться с ним или нет. Но лайтовая мелодрама определенно дает ощущение торжества жизни. "Мужу привет" не просто фильм-ностальгия о прошлом нашего кино, но фильм- свет и надежда, что лучшее неизбежно.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал. Новый фильм можно посмотреть в онлайн-кинотеатрах. Премьера состоялась 23 мая. В моем случае в ОККО.
Приятного просмотра хорошего нового кино!
К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на другие публикации здесь: