Родился в зажиточной армянской семье
Мартирос Сергеевич Сарьян родился 28 февраля 1880 года в армянском городе Новая Нахичевань (сейчас – район Ростова-на-Дону). Его предки были выходцами из древней столицы Армении, Ани. Семья занималась земледелием на небольшом участке земли. Детство, проведенное в живописных приазовских степях, сыграло ключевую роль в формировании художественного стиля Сарьяна. После окончания армяно-русского училища Сарьян работал на почте, где в свободное время делал наброски с посетителей. Старший брат Сарьяна, Ованнес, поддержал увлечение Мартироса и познакомил с художником А. Арцатбаняном, который впоследствии подготовил его к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Учился у Константина Коровина и Валентина Серова
В 1897 году Мартирос Сарьян поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В то время училище являлось передовым учебным заведением, где проводились реформы системы образования, а для преподавания приглашались художники с прогрессивными взглядами. Основной курс включал классы, посвященные рисунку, живописи маслом, акварелью и темперой, а также пейзажу, жанру, портрету и анималистике. После завершения основного курса Сарьян продолжил обучение в мастерских Константина Коровина и Валентина Серова. Ранние работы Сарьяна были выполнены в традиционно-реалистической манере, но поскольку в училище поощряли поиск новых форм и эксперименты, творческий почерк Сарьяна проявился довольно рано.
Вдохновлялся народным искусством
Поездки на Кавказ в начале 1900-х годов стали откровением для Сарьяна. Посещение родной земли упрочило его связь с предками, изменило палитру и настроение работ. В 1904-1907 годах Сарьян создал акварельный цикл «Сказки и сны». Работы из этого цикла экспонировались на выставках «Алая роза» и «Голубая роза», объединявших художников-символистов. В 1908 году Сарьян полностью отказался от акварели и начал работать темперой. На становление художественного стиля Сарьяна повлияла средневековая армянская миниатюра с контрастными цветами и лаконичными линиями.
Путешествовал по Востоку
С 1910 по 1913 год Сарьян путешествовал по Турции, Египту, Персии и Ирану, где изучал древнее искусство и культуру. Художник стремился передать реализм Востока, писал темперой на белом картоне, чтобы передать яркость и зной южного солнца. Он увеличивал масштаб композиций, строил их на одной плоскости, достигая объёма и глубины благодаря контрастным теням. Ключевой работой турецкого цикла является картина «Константинопольские собаки», которая в 1912 году участвовала во второй выставке постимпрессионистов в Лондоне. Картины «Глицинии», «Фруктовая лавочка», позднее «Улица. Полдень» были приобретены Третьяковской галереей. Поездка в Египет (Каир, Гиза, Мемфис, Луксор) обогатила творчество Сарьяна новыми работами, ставшими ярким выражением его самобытного стиля.
Был инициатором создания нескольких музеев
В 1918 – 1919 годах Сарьян стал инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове. В 1920-х годах художник с женой и двумя сыновьями переехал в Ереван. В столице Армении Сарьян основал Государственный музей археологии, этнографии и изобразительного искусства, принимал участие в создании Ереванского художественного училища и Товарищества работников изобразительного искусства.
Создал эскизы для герба и флага Советской Армении
Мартирос Сарьян и Акоп Коджоян разработали рисунок герба Армянской ССР. Государственный герб включал изображения Большого и Малого Арарата, серпа и молота над пятиконечной звездой, виноградной лозы и колосьев пшеницы. Рисунок был окружён надписями на армянском языке: «Армянская Советская Социалистическая Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», а также надписью на русском языке «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Описание герба было закреплено в Конституции 1922 года.
Провел две выставки в Париже
Обретя прочное место в художественном мире России и Армении, Сарьян отправился в «город художников» – Париж, чтобы усовершенствовать свое мастерство, изучать французский импрессионизм и синтезировать традиции Востока и Запада. В Париже Сарьян дважды выставлял свои работы и в 1928 году организовал персональную выставку в салоне Ш-О Жирара. Также он оформлял пьесу «Зулейка» для театра «Летучая Мышь». Художник был тепло принят парижской публикой и имел большой успех. По трагическому стечению обстоятельств, большая часть картин Сарьяна сгорела на корабле во время возвращения в Армению. Сохранились лишь проданные работы и несколько этюдов, которые художник вез с собой.
В военные годы работал в жанре портрета
В годы Великой Отечественной войны Сарьян писал преимущественно портреты. Мастер посещал военные госпитали, делал зарисовки раненых бойцов, медсестёр, врачей. К произведениям военного периода относятся: «Автопортрет» (1942), «Автопортрет. Три возраста» (1943), Портреты защитников родины – Героев Советского Союза С. Маргулиса (1942), Н. Степаняна (1943), И. Исакова (1943), «Армянам – бойцам Великой Отечественной войны» – натюрморт, который Сарьян написал в 1945 году, когда его младший сын Лазарь вернулся с фронта.
Снялся в документальном фильме о себе
В 1965 году на студии «Арменфильм» вышел документальный фильм «Мартирос Сарьян». Вместе с режиссером Лаэртом Вагаршяном над фильмом о Мартиросе Сарьяне работали оператор Марат Варжапетян, писатель Илья Эренбург и младший сын художника – композитор Лазарь Сарьян.
Написал мемуары «Из моей жизни»
Сарьян не только прекрасно владел кистью, но и был мастером слова. В 1966 году увидело свет первое издание автобиографии «Из моей жизни», впоследствии переизданное на четырех языках. В основе книги – письма, дневники и путевые заметки, которые художник вел с 1910 года.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, если вам нравятся наши материалы! Еще больше интересных статей о культуре и искусстве на сайте и в группе ВКонтакте.
Похожие подборки, которые могут вас заинтересовать: