Взрывы, погони, крутые парни, выходящие из огня невредимыми… Боевики всегда держались на грани между эффектным зрелищем и откровенной нелепостью. Особенно в 80-х и 90-х, когда клише было нормой жанра. Кто-то закрывал глаза на шаблоны, радуясь экшену, а кто-то, наоборот, разглядывал в этих штампах все изъяны.
Но был один критик, для которого такие фильмы стали настоящей болью. Его звали Джин Сискел, и он точно знал, когда боевик "не работает".
Привет! Вы на канале ShadowTavern! Устраивайтесь поудобнее и приятного чтения!
===========
Кто такой Джин Сискел и почему его мнение важно?
В русскоязычной среде Джин Сискел - не такое знакомое имя, как Роджер Эберт. А зря. Американский кинокритик прославился благодаря телевизионной программе At the Movies, которую вел с Эбертом совместно. С 1975 по 1999 год его колонки в газете Chicago Tribune и совместные эфиры формировали кинематографические вкусы миллионов зрителей США и мира.
Они использовали простой и понятный формат: большой палец вверх - фильм заслуживает внимания, большой палец вниз - лучше пропустить. Это простое действие определяло кассовый успех и провалы множества фильмов. Сискел был известен своей резкостью и прямотой: он не признавал компромиссов, если кино казалось ему пустым, глупым и нелепым. Поэтому его мнение до сих пор вспоминают и обсуждают критики по всему миру.
Так какие же фильмы Джин Сискел причислял к худшим боевикам в истории?
Смертельное оружие 4 (1998)
Четвёртая часть популярной франшизы сводит на экране легендарных копов Лос-Анджелеса - Риггса (Мел Гибсон) и Мерто (Дэнни Гловер). На этот раз напарники расследуют преступления международной банды торговцев людьми и наркотиками. Казалось бы, успех на ладони: зрители любят старых героев, шутки прилагаются, экшен проверен временем. Но Джин Сискел был неумолим.
Сискел отметил, что картина стала карикатурой самой на себя. Он был поклонником первого фильма - за нестандартную динамику между героями и нерв сюжета. Но к четвёртой части, по его словам, всё превратилось в повторение с банальными ходами. Его прямая цитата в эфире: "Слишком глупо и предсказуемо, чтобы было хоть немного интересно". Даже сценарий Шейна Блэка, обычно отличавшийся остроумием, не спас ситуацию.
Подъём с глубины (1998)
История команды преступников, решивших ограбить круизный лайнер, захваченный гигантским монстром, не смогла впечатлить Сискела. Он видел в фильме очевидную попытку эксплуатировать успех "Чужого", только с гораздо менее эффектным результатом.
Кинокритик поставил картине палец вниз, включив её в список худших лент 1998 года и отметил, что подобные подражания чужим успехам редко работают, если нет ничего оригинального. И действительно, со временем эта лента получила статус культовой, но лишь благодаря своей нелепости.
Герой-одиночка (1996)
Вроде бы есть всё необходимое: Брюс Уиллис в роли загадочного одиночки, стилистика вестерна, суровые разборки во время сухого закона. Но почему-то не сработало. Джин Сискел назвал игру Уиллиса пресной и неубедительной. Критик подметил, что фильм совершенно безликий, быстро забывается и не оставляет никаких ярких впечатлений.
Сискел критиковал картину за "стерильную атмосферу" и "холодную подачу". По его словам, Уиллис играл "на автопилоте", а фильм не предлагал зрителю ни интриги, ни хотя бы одной по-настоящему эффектной сцены. Но не отрицал - у фильма был стиль, хотя этого оказалось мало.
Водный мир (1995)
Проект, с которого начались шутки про "голубую бездну Голливуда". Дорогой, масштабный, амбициозный - но в итоге перегруженный и растянутый. Кевин Костнер играет морского кочевника, который помогает найти мифическую сушу. Сюжет - в духе "Безумного Макса", только с лодками.
Сискел, не стесняясь, назвал фильм "утомительным". Особенно его раздражал хронометраж (135 минут), не соответствующий содержанию. Он также отметил, что Костнер "выглядит на экране несчастным" - как будто сам не верит в происходящее. Позже фильм реабилитировался в глазах зрителей, но тогда критика была беспощадной.
Сискел особо выделил отсутствие реального сюжета и логики в поступках героев. С таким-то бюджетом можно было придумать что-нибудь посерьёзнее, правда?
Рыжая Соня (1985)
Фэнтези-боевик о воительнице, сыгранной Бриджит Нильсен, где Арнольд Шварценеггер неожиданно отходит на второй план, превратился в образец невольной комедии. Сискел был настолько поражён абсурдностью происходящего, что прямо в эфире рассмеялся над неудачными боевыми сценами и нелепым кадром с гигантской статуей Будды.
Он охарактеризовал фильм как "по-детски наивный и технически неловкий". По его мнению, сценарий был "открыткой из прошлого", а постановка боёв - "театральной, но не эффектной". Он назвал ленту "абсолютно бездарной", однако отметил, что случайно получившаяся комичность хотя бы позволила ему не скучать. Не лучшая похвала для серьёзного кино, правда?
Судья Дредд (1995)
Футуристический боевик с Сильвестром Сталлоне должен был стать культовым. Но не сложилось. Это адаптация известного комикса, которая обещала мрачный, бескомпромиссный антиутопический боевик.
Но Сискел увидел иначе. Его особенно раздражало то, насколько серьёзно фильм воспринимал себя. Игра Сталлоне казалась ему "смехотворно помпезной", а дизайн костюмов - слишком напоминающим Робокопа. По словам критика, "Судья Дредд" не мог определиться, хочет ли быть серьёзным научно-фантастическим триллером или фарсовым экшеном. В итоге не стал ни тем, ни другим. Чистая правда.
Шакал (1997)
Снова Брюс Уиллис, на этот раз в роли безжалостного киллера. Казалось бы, все отлично: культовый актёр в роли опасного убийцы, за которым охотятся лучшие агенты спецслужб. В касте - Ричард Гир и Сидни Пуатье, и это выглядело как гарант успеха. Однако итог разочаровал практически всех - и зрителей, и критиков.
Сискел раскритиковал фильм резко и прямолинейно. Он буквально заявил: «Этот фильм дурно пахнет». Основная претензия - пустота сценария и отсутствие настоящего напряжения. Критик считал, что Уиллис так сильно старался выглядеть крутым, что забыл наполнить персонажа хоть какой-то мотивацией или глубиной. Даже присутствие актёров такого калибра не спасло картину от провала.
В смертельной опасности (1994)
Фильм, в котором Стивен Сигал играет пожарного, спасающего природу Аляски от нефтяной корпорации. Что может пойти не так? Почти всё, если верить мнению Сискела. Критика особенно раздражала претенциозность картины. Сигал одновременно выступал режиссёром, исполнителем главной роли и даже сценаристом, пытаясь донести важное послание со своим каменным лицом.
Но послание оказалось настолько прямолинейным и очевидным, что скорее вызывало усмешку, чем сочувствие. Сискел отмечал слабые диалоги, монотонные сцены драк и откровенно скучную режиссуру. Он безжалостно назвал фильм "занудным и самолюбивым" и включил его в список худших за 1994 год.
Годзилла (1998)
"Годзилла" Роланда Эммериха - громкий проект, на который возлагали огромные надежды. Легендарный монстр приходит в Нью-Йорк, оставляя после себя разрушения и панику. Фильм казался заранее успешным блокбастером. Но для Джина Сискела это было одно из сильнейших разочарований десятилетия.
Критик так сильно возмущался увиденным, что обсуждал фильм с Роджером Эбертом прямо из больничной палаты, оправляясь после серьёзной операции. Он прямо заявил: «Лучше бы нас с Эбертом съела Годзилла, хотя бы сцена получилась интересной». Претензии были и к слабому сценарию, и к невыразительному дизайну самого монстра, и к общему отсутствию драйва. Сискел считал, что фильм просто "недоделан" и не оправдал даже минимальных ожиданий поклонников жанра.
День независимости (1996)
Наверное, самый спорный пункт в списке Джина Сискела. «День независимости» был любим зрителями, бил рекорды кассовых сборов и стал символом эпохи 90-х. Инопланетяне атакуют Землю, президент произносит пафосную речь, а Уилл Смит ведёт воздушный бой с летающей тарелкой. Все ингредиенты успешного боевика в наличии.
Но для Сискела всё было иначе. Он считал фильм разочарованием именно потому, что в нём не хватало оригинальности. Его и Эберта одинаково раздражал примитивный дизайн пришельцев и кораблей, отсутствие реальной фантазии и нестандартных решений. Джин не отрицал технического качества спецэффектов, но критиковал за их чрезмерную шаблонность и пустоту сюжета.
Его мнение вызвало немало споров и негодования среди фанатов. Однако именно такие взгляды и делали Сискела влиятельным критиком: он не боялся идти против популярного мнения, если считал это нужным и честным.
Любить или ненавидеть - это и есть вопрос
Каждый фильм из списка Джина Сискела нашёл своего зрителя. Кто-то их пересматривает снова и снова, кто-то - откровенно не понимает, за что их можно любить. Но именно поэтому мнение Сискела так интересно: он показывает, как можно видеть кино иначе - глубже, требовательнее.
Какие фильмы вы считаете неоправданно популярными? Какой боевик лично вы добавили бы в список худших? И главное - всегда ли популярность совпадает с качеством? Вот вопрос, который никогда не потеряет актуальности.
===========
На этом у меня сегодня все! Спасибо за просмотр! Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь делиться ссылкой на него со своими друзьями, подписываться на канал и нажимать на кнопки под статьей!
И до встречи в следующем выпуске! Пока!