Найти в Дзене

Обещание 11. Нойдала

В Лоухи, где остановился автобус, Мышкку удалось беспрепятственно выскользнуть наружу. Он, весьма довольный собой, подошел к машине и с важным видом стаскивал варежки с вспотевших рук. - Ну, Мышкк, ну, хитрец! – приветствовал его дядя Матя - Всё, как духи и говорили! – подтвердил Антон Было решено перекусить в ближайшем кафе и двигаться дальше. Пока ели и пили чай с калитками, Павел смотрел советский дорожный атлас и пытался сопоставить с тем, что показывал навигатор. По навигатору им полагалось ехать до деревни Малиновка, а дальше дороги не было, вокруг распластался серым пятном лес. По советскому атласу дальше можно было проехать до совхоза имени Володарского. Заправили Ниву и предусмотрительный Павел залил под завязку все имевшиеся с собой канистры. Отсутствующий совхоз имени Володарского явственно сообщал, что жилые места закончились где-то в Малиновке. До Малиновки бодрый навигатор вел три часа. Шаманы начинали заметно нервничать. А Мышкк наоборот, перестал ерзать и все время смо

В Лоухи, где остановился автобус, Мышкку удалось беспрепятственно выскользнуть наружу. Он, весьма довольный собой, подошел к машине и с важным видом стаскивал варежки с вспотевших рук.

- Ну, Мышкк, ну, хитрец! – приветствовал его дядя Матя

- Всё, как духи и говорили! – подтвердил Антон

Было решено перекусить в ближайшем кафе и двигаться дальше. Пока ели и пили чай с калитками, Павел смотрел советский дорожный атлас и пытался сопоставить с тем, что показывал навигатор. По навигатору им полагалось ехать до деревни Малиновка, а дальше дороги не было, вокруг распластался серым пятном лес. По советскому атласу дальше можно было проехать до совхоза имени Володарского.

Заправили Ниву и предусмотрительный Павел залил под завязку все имевшиеся с собой канистры. Отсутствующий совхоз имени Володарского явственно сообщал, что жилые места закончились где-то в Малиновке.

До Малиновки бодрый навигатор вел три часа. Шаманы начинали заметно нервничать. А Мышкк наоборот, перестал ерзать и все время смотрел в окно.

Предусмотрительность Павла сделала свое дело. Последняя заправка была около Малиновки, и то, только потому, что неподалеку располагалась военная часть.

- Ну, что, уважаемые шаманы, как поступим? Есть два варианта. Кто-то останется с Мышкком тут, а мы с Егрой на разведку. Может там и вовсе проехать нельзя. Или уже ехать всем вместе, пока едется, а дальше пешком. – предложил Павел

Шаманы отошли в сторону и зашептались. А Мышкк тем временем забрался в машину.

Расстроенный дядя Матя отошел от группы и сообщил Павлу:

- Не пришли к соглашению. Но пусть уж Мышкк решает? Раз такое дело.

Павел кивнул в сторону машины.

- По-моему, он все решил.

-Значит, так и быть. – согласился дядя Матя.

На заправке у хмурой женщины с плохо замазанным синяком под глазом стоящей за кассой Павел поинтересовался:

- А скажите, в совхоз имени Володарского как проехать?

- Госсподи, чего вы все там забыли-то? Опять что ли шаманов ищите? – устало выдохнула она

Павел вскинул брови. Вот, оказывается, оно как!

- Да нет, дедушку из Москвы привез. Жил он тут при Советском Союзе, на могилы предков хочет в последний раз посмотреть.

Лицо женщины моментально переменилось.

-А-а-а, тогда вы по старой дороге не едьте. Вам на кладбище. Там потихоньку все восстанавливается, вот часовенку отец Георгий сам с мужиками нашими построил. Вы тогда как с заправки выедете, сразу налево по грунтовке в лес и до упора. До старой дороги. Направо в совхоз будет, а налево на кладбище. Да там и часовенку видно будет.

- Вот спасибо! А то очень дед по этим местам скучает, много рассказывает. А что там про шаманов?

- Да госспади, туристы эти достали уже. Все шаманскую деревню ищут. – махнул рукой женщина

- Нойдалу? – уточнил Павел – Дед говорил что-то такое.

- Да сказки все это, еще при Союзе ничего не было. Уж не знаю, кто это придумал, а не было никакой деревни никогда. Может, конечно, и была при царе Горохе, а после революции ничего.

- А как не было-то? Дед говорил, что его от пневмонии шаман вылечил. Значит были шаманы? – допытывался Павел

- Нет, шаманы-то были, да и есть, но чтоб целая деревня?

- Спасибо вам, поедем тогда на кладбище.

Павел вышел, уже понимая, чем закончится их поездка. С тяжелым сердцем он сел в машину.

- Ну, чего там? – спросил Антон

- Да ничего. Примерно понятно, куда ехать.

Они медленно двинулись в сторону старого кладбища, указанного Павлу. Дорога действительно была езженная, твердая, хоть и поросшая в середине травой, которая торчала прошлогодними пучками. На развилке, про которую говорила заправщица Павел притормозил.

- В совхоз направо, на кладбище налево. Нам куда?

Дядя Матя повертел головой и однозначно указал направо.

- Точно, это точно. За совхозом дорожка, а оттуда только пешком вокруг болота.

Павел вздохнул и повернул. С каждой минутой он все меньше и меньше верил в то, что там может что-то быть. Ну что??? Если все хожено-перехожено, а местным уже на зубах навязли пришлые любители поискать экзотики и мистических историй.

- Дядя Матя, а вы уверены, что там действительно кто-то есть?

Шаман внимательно посмотрел на него.

- Павел, мне не надо ничего такого знать. Нойдала есть и всё. Тебе же не нужно видеть своего Иисуса, чтобы знать, что он есть?

От этого Павлу стало еще больше не по себе.

- То есть вы имеете ввиду в метафорическом смысле? Это не обычная деревня, где живут шаманы, а какое-то особенное место?

Дядя Матя вздохнул.

- Этого я тебе сказать не могу. Ты сам все поймешь, когда увидишь. Может для тебя это вообще будет чем-то иным.

Павел решил больше ничего не обсуждать. В конце концов, это не его дело. Он обещал помочь доставить пацана на учебу-он свое слово сдержит. Перед дядей Колей его совесть чиста. А шаманы …ну, пусть сам думают, что и как, в конце концов, у духов вон пусть спросят, раз сами не догадываются.

Бывший совхоз имени Володарского медленно поглощался неумолимым лесом. В советские времена совхоз занимался разведением пушных зверей. Навесы с клетками давно уже обрушились, сквозь них проросли молодые деревья. Деревянные дома бывших жителей совхоза кое-где еще стояли, зияя провалами окон, а какие-то уже срослись с лесом, напоминая о себе только точащими как гнилые зубы печными трубами, все еще высившимися из останков домов. Дорога все еще была различима, хотя чем дальше, тем становилась уже и зарастала молодым ельником и вездесущим мхом.

- Надо ехать до упора. – сказал Ёгра, сверившись с картой.

Ехать становилось все труднее. Буквально приходилось продираться сквозь еловые заросли, густые ветки с противным скрежетом облизывали бока машины, не желая пропускать вперед. В конце концов машина уперлась в поваленное дерево.

- Всё, приехали. Дальше пешком. – резюмировал Павел.

- Ну, что ж. Мы даже больше, чем планировали проехали. – сообщил Ёгра. – Тут идти совсем недалеко. За болото, в сторону озера.

Шаманы вытащили рюкзаки и осторожно зашли в лес. У корней ближайшей большой елки дядя Матя оставил купленную еще в Лоухском кафе калитку с картошкой.

- Это для здешних духов. Уважение, чтоб пропустили и не чинили препятствий. – пояснил он Павлу и легонько подтолкнул в спину Мышкка – Кланяйся, уважь хозяев здешних мест. Сколько раз говорено?!

Пешком, даже с большим рюкзаком за плечами идти было не сложно. То ли подарок дяди Мати помог, то ли земля здесь была какая-то особая, твердая, помогающая идти, Павел не знал. В лесу хорошо пахло густой хвоей, мокрым мхом и какими терпкими, явно вечнозелеными растениями. Может багульником? Павел не помнил название, но сам небольшой кустик с характерным запахом мог сразу отличить от многих других. Лес окружал со всех сторон огромным зеленым океаном, таким густым, что даже небо не всегда было видно из-за высоких макушек. Скоро мох под ногами стал не таким мокрым и среди вечных елей стали появляться светлые свечки сосен. Болото осталось где в стороне.

Павел удивлялся выносливости Мышкка, парень легко шел вперед и ни разу не подал вида, что устал, хотя тоже нес за плечами свой рюкзак.

Лес становился реже, теперь вокруг были сосны и пушистые ели все остались позади. Идти становилось все тяжелее. Ноги уже отказывались идти. Антон предложил, было сделать привал. Но неожиданно откуда-то потянуло дымом. Определенно неподалеку было человеческое жилье. И верно, прямо перед ними виднелись очертания избушки с моховой крышей. Над ней поднимался тонкий синеватый дым.

- Вот и пришли! – обрадовался Ёгра, посмотрев в атлас и обернулся к дяде Мате – Пришли? По карте это где-то здесь.

Дядя Матя хмуро кивнул. Он явно видел что-то свое и не был готов обсуждать.

Мышкк привалился к большой сосне и нарочито безразлично ковырял большой смолистый налеп на коре. Павел подошел к нему:

- Не переживай, брат. Пришли же, добрались! Сейчас найдем тебе учителя.

Павлу вдруг очень захотелось погладить парня по голове, приободрить, но он помнил, что трогать его нельзя, во всяком случае пока он сам не захочет пойти на контакт.

Дядя Матя вздохнул и постучал в дверь избушки. Дверь распахнулась и вышел пожилой мужик, крепкий как дубовый бочонок, с красным лицом и абсолютно лысой головой.

- Доброго дня! – поздоровался дядя Матя – Мы с Ловозера. Привезли ученика.

Мужик оценивающе смотрел на пришедших и наконец сказал:

- Hüviä päiviä! Mina en el’genda sindaa. El’gendadik sina kard’alaks?

Дядя Матя покачал головой.

- Он по-русски не понимает. Я говорю по-карельски. – Антон подошел и начал объяснять, кто они. Несколько раз указал на Мышкка.

Мужик стоял, внимательно слушал, вставлял какие-то фразы, потом кивнул и ушел в дом, оставив пришлых в недоумении.

- Это местный нойда Хуоти. Просит подождать его.

Действительно, через некоторое время нойда вернулся и жестом пригласил всех в дом. Всех, кроме Мышкка. Хуоти развел руками и сказал какую –то длинную фразу, которая была похожа на одно единое слово.

- Хуоти говорит, что не может впустить не-нойду и не болеющего в дом. Просит извинить его.

Павел остался с парнем снаружи.

- Вот такое гостеприимство! – усмехнулся Павел. Он порылся по карманам и достал оттуда шоколадный батончик, купленный в Лоухи на заправке. – Бери, подкрепись. Что-то мне кажется, что здесь мы учителя тебе не найдем.

Мышкк внимательно посмотрел на Павла, взял батончик и разломил пополам.

- Спасибо, друг.

Заседание в избушке длилось не меньше получаса. Наконец вся компания вывалилась наружу.

- Ну, что там? – уточнил Павел

- Ничего. Хуоти-лекарь. Учеников без дара исцеления не берёт. Говорит, что дальше живет Хукка, за ним Койву и Ахти, может они возьмут. Сейчас он проводит.

Из избушки вышел Хуоти в брезентовой куртке с корзиной в руке и махнул куда-то в сторону леса.

Все двинулись за ним.

Избушка Хукки была больше похожа на берлогу, между наваленных друг на друга толстых старых бревен виднелся темный лаз, занавешенный чем-то темным. Павлу это напомнило жилище дяди Коли, в котором старый шаман возвращал его к жизни.

О своем прибытии Хуоти известил заранее, громко засвистев. И из-за деревьев вышел молодой парень в меховой жилетке и синей шапке, впереди него бежали две небольшие собаки, карельские лайки. Собаки обежали всех пришедших и особенно заинтересовались Мышкком. Он без страха радостно гладил их и давал лизать свои ладошки и нос. Хуоти сказал что-то по карельски и передал Хукке корзину. Молодой шаман с резкими движениями легко поклонился, забрал корзину и зашел в избушку. Собаки остались снаружи. Обратно Хукка вышел почти сразу и вынес небольшой сверток, который отдал Хуоти. Шаманы раскланялись и разошлись. Хоути попрощался и пошел назад.

- Здравствуйте. – поздоровался Хукка – Я вас слушаю.

- Мы- нойды с Ловозера.- начал дядя Матя – Ученика привезли.

Хукка покачал головой и улыбнулся, показав острые белые зубы.

- Я не беру учеников. Молодой еще. Я и сам учусь у дедушки Коргея. И он не возьмет, пока я у него учусь. Не сюда вам. Может к Койве? Он дальше, вниз по ручью живет. Вот, Уду вас проводит.

Серая собака по зову хозяина обернулась, а после команды побежала дальше вперед, где шумела вода.

- Вот, я так и думал,- ворчал Ёгра – нету в этом никакого смысла. И кто будет учить его? Во всей Нойдале так и не найдется учителя. Всё это зря.

Павел догнал ушедшего вперед дядю Матю и осторожно спросил, чтобы подтвердить свою догадку:

- Занчит, все-таки Нойдала существует? Поселение шаманов?

Дядя Матя улыбнулся:

- Ну, а ты как думаешь? Шаманы есть, жить им надо где-то. Значит существует.

- Так где она, эта Нойдала? – не понял Павел

- Да посмотри ты вокруг! – не выдержал Ёгра – да вот она, везде, вокруг тебя. Все это и есть Нойдала.