Найти в Дзене
Летописец Спасск

Спасская пристань. Ушедшая эпоха речного транспорта

Есть в нашем городе ориентиры, которые не понятны тому, кто не знаком с историей Спасска. Например, если сказать «на щебёнке», то мы сразу понимаем, что речь идет об участке озера в районе бора, куда в былые времена прибывала баржа для разгрузки строительного щебня. Сейчас от этой щебенки там и следа не осталось, но место условно продолжает так называться. Еще чаще можно услышать ориентир «на пристани». Самой пристани нет уже лет 30, а мы по-прежнему ходим гулять «до пристани». Такие исчезнувшие объекты, названия которых продолжают использовать люди, называются уро́чища. Урочища не дают нам забывать историю места. Всегда найдется человек, которому захочется выяснить, а что же скрывается за этим названием? Когда-нибудь и нашим потомкам станет интересно узнать о Спасской пристани и о речном транспорте вообще. История парового судоходства на Оке начинается с 1845 года. Первым судном, прошедшим мимо Мурома, был буксирный пароход «Касимов» касимовского купца Д. С. Баркова. Прибытие пароход
Есть в нашем городе ориентиры, которые не понятны тому, кто не знаком с историей Спасска. Например, если сказать «на щебёнке», то мы сразу понимаем, что речь идет об участке озера в районе бора, куда в былые времена прибывала баржа для разгрузки строительного щебня. Сейчас от этой щебенки там и следа не осталось, но место условно продолжает так называться. Еще чаще можно услышать ориентир «на пристани». Самой пристани нет уже лет 30, а мы по-прежнему ходим гулять «до пристани». Такие исчезнувшие объекты, названия которых продолжают использовать люди, называются уро́чища. Урочища не дают нам забывать историю места. Всегда найдется человек, которому захочется выяснить, а что же скрывается за этим названием? Когда-нибудь и нашим потомкам станет интересно узнать о Спасской пристани и о речном транспорте вообще.

История парового судоходства на Оке начинается с 1845 года. Первым судном, прошедшим мимо Мурома, был буксирный пароход «Касимов» касимовского купца Д. С. Баркова. Прибытие парохода было целым событием, горожане приходили посмотреть на судно и считали такое событие достойным отметки в дневнике. А уже в 1860-х годах рейсы по Оке стали более регулярными.

В 1872 г. по верхней Оке между Касимовым и Рязанью начал ходить пассажирский пароход «Дмитрий Донской», принадлежавший крестьянину села Ерахтур Касимовского уезда Рязанской губернии А. В. Качкову и его компаньону из Елатьмы А. П. Самгину.

-2

Качков А.В., легендарный хозяин Оки, родился 18 ноября 1826г в с. Ерахтур Касимовского уезда (совр. Шиловский район) в крестьянской семье. Выше среднего роста, крепкий, высокий лоб, умные, глубоко посаженные глаза. С возрастом усы и борода стали белыми, и человек, их носивший, стал белым, как лунь. В жизни Александр Вуколович был человеком прямым, лжи, коварства и лести не терпел. Детям и ближним своим внушал справедливость в делах и словах. Он принадлежал к тому поколению российских крестьян, которые после крестьянской реформы 1861г. и отмены крепостного права смогли реализовать свой ум, смекалку и практическую сметку, чтобы превратиться в предпринимателей.

Первоначальный капитал А.В.Качков заработал, занимаясь извозом на проходившем через Ерахтур древнем тракте Рязань – Касимов – Муром, а позже на хлебной торговле из черноземных районов Рязанской и Тамбовской губерний. В 1871г Качковы выходят из состояния временнообязанных, становятся крестьянами-собственниками. К концу года Александр Вуколович Качков и председатель общества «Вулкан» Алексей Петрович Самгин заказали свой первый небольшой пароход «Дмитрий Донской» в Кунгуре Пермской губернии. В 1872г они открыли навигацию между Рязанью и Касимовом. Затем компаньоны купили второй пароходик, под названием «Касимов», и сделали пароходное сообщение между Рязанью и Касимовом регулярным. На тот момент на Оке было три крупных пароходных компании, одна из них Качкова и Самгина. При этом предприимчивый крестьянин продолжает заниматься хлебными поставками и строит винный завод недалеко от с. Борки. Это дает ему возможность стать единоличным хозяином пароходства и сделать его конкурентоспособным.

-3

Спасские купцы активно пользовались грузоперевозками речного транспорта. Пристани Спасского уезда упоминаются уже в 1880-х годах в Докладах членов Рязанской губернской земской управы о ревизии Спасского уезда. Так в разделе «Местные промыслы» отмечается, что «мужчины и женщины села Киструс и деревни Ужалье ходят на пристань села для выполнения грузовых работ. А крестьяне села Дегтяное зарабатывали зимой «возкой дров и лесного материала из рощи на Киструсскую пристань». В том, что пристань одной из первых появилась в Киструсе, нет ничего удивительного, Киструсский базар был известен далеко в округе. Исадские крестьяне тоже работали на пристанях и железных дорогах, но для них это был отхожий промысел, следовательно, пристани в Исадах в то время еще не было. Основное русло проходило мимо Киструса и Дегтяного, а Исады стояли на берегу старицы.

-4

До нас дошла Ведомость грузов, перевезенных по Оке и ее притокам в 1899 г. Чего только не перевозили на пароходах:

-5

После смерти Александра Вуколовича Качкова в 1904г пароходство перешло его сыновьям Федору, Ивану и Василию. Основная тяжесть на управление его речным флотом легла на сына Ивана Александровича Качкова, который с той же крепостью и терпением продолжал дело отца.

В 1911 году по Оке ходили до сотни торговых судов.

Что касается перевозки пассажиров в дореволюционный период, то стоимость проезда на пароходе была куда ниже, чем по железной дороге, а путешествие занимало почти столько же времени. Доплыть от Мурома до Нижнего Новгорода в первом роскошном классе можно было за 3 рубля, тогда как за поездку на поезде всего лишь в третьем классе пришлось бы заплатить 3 рубля 52 копейки. Не удивительно, что пароходы пользовались большой популярностью и далеко не сразу начали сдавать позиции железной дороге.

В феврале 1918 года началась национализация речного флота Московско-Окского бассейна. Гражданская война привела к дефициту железнодорожного подвижного состава, и речной транспорт стал вполне реальной альтернативой для перевозки людей и доставки грузов в столицу. В Советское время Ока работала в полную силу.

-6

Уже в 1920 году регулярное пассажирское движение пароходов вновь связало Москву и Нижний Новгород. Правда, не напрямую – с пересадкой в Рязани. Водное расстояние от Спасска до Москвы составляло 437 км. Стоимость билета на пароход от Рязани до Москвы в 1929г. составляла 8.15 руб. в 1 классе, 3.45 руб. в 3-м классе.

В 1931 году по Исадской старице проложили новое русло, которое в народе назвали Волгано - Исадской Прорвой, потому что строительство велось с помощью взрывных работ. С тех пор суда пошли по новому руслу, длина которого 2,5км, а ширина 125м. Путь для речных судов был сокращен на 14,5км. А русло Оки в районе Киструса и Дегтяного стало с тех пор старицей.

В то время речной транспорт имел значение наравне с железнодорожным и автотранспортом. Не менее популярны были и короткие рейсы между населенными пунктами. В газете «Спасский колхозник» за 1940 год мы нашли следующее расписание:

-7

Путь от Спасска до Киструса занимал почти 2 часа с остановками. При наличии другого транспорта можно было добраться и быстрее, а вот попасть в деревню за рекой было однозначно удобнее. Катера отправлялись от пристани Спасск. Как видим, в Спасске делали остановку также пассажирские пароходы, идущие из Москвы в Горький и Уфу и обратно.

-8

Многие из нас помнят пристань, этот домик-теремок на металлических понтонах. Спасская пристань оставила в памяти людей тёплый, запомнившийся на всю жизнь, след. Жители райцентра начинали с неё путешествие по Оке, отправляясь в Шилово, Рязань или Касимов. Спасская пристань была особенно важна для жителей близлежащих заокских сёл, для которых водный транспорт зачастую был единственным средством добраться до места учёбы или работы.

-9

Ока - красивая река, а в Рязанской области она романтичная и загадочная: то открываются взгляду бескрайние пойменные луга, то на крутых берегах блестят золотом купола церквей, то манят своим величием подступающие к берегу лесные массивы. Старинные села с цветущими садами радуют глаз путешественника. "Сама я только однажды каталась на теплоходе по Оке, - вспоминает Елена Л., - примерно в 1980 году нас всем классом возили на экскурсию на Старую Рязань. А вот моя мама рассказывала, что, когда она в 1950-е годы училась в Рязанском педагогическом институте, ей приходилось добираться из Спасска в Рязань по воде. По времени этот путь был очень долгим – садились в Спасске на теплоход вечером около 9 часов, а в Рязань прибывали около 7 утра! Причаливали в Рязани к пристани на р. Трубеж.

-10

Когда вода на Оке поднималась, других дорог не было, вот и приходилось всю ночь плыть на теплоходике. Внизу в трюме стояли лавочки, на этих лавочках и сидели 10 часов дороги. А на лекциях очень хотелось подремать после такой речной прогулки! Рязанский мост ещё не был построен (введен в эксплуатацию в 1972г), а мощные тогдашние разливы отреза́ли по весне от областного центра всё левобережье. В этот период выручал речной транспорт."

Еще причаливали к Спасской пристани теплоходы с разными интересными товарами. В народе это называлась «плавучка / плывучка», плавучий магазин или плавучая ярмарка. Привозили «плавучки» много всего: и одежду, и хозяйственные принадлежности, и всякие вкусности продавали. Как часто - уже никто не помнит, но эти плавучие ярмарки были веселыми и людными.

Очень интересная фотография хранится в семейном архиве Акиншиной Ольги Эдуардовны. На зимнем фото у берега две почти одинаковые пристани и катер, далее к берегу видимо тоже небольшой дебаркадер. Оказывается, на зиму близлежащие пристани буксировали в Спасск. Катера тоже зимовали в Спасске.

-11

В 1961 году в Рязанском порту были освоены перевозки пассажиров новыми теплоходами «Ракета-33». Поездка на «Ракете» (теплоходе на подводных крыльях), которые ходили до Горького и Рязани, считалась самой «крутой».

«Ракета» – скоростной теплоход на подводных крыльях
«Ракета» – скоростной теплоход на подводных крыльях

Однако на Оке во все времена речники испытывали трудности судовождения. Здесь порой даже карты не помогали – песчаные мели и перекаты часто меняли место. Русло реки систематически углубляли особые плавучие суда – земснаряды, «грязнухи». Несмотря на это в процессе эксплуатации скоростных судов не обходилось без происшествий. Так в сентябре 1971 года теплоход «Ракета-2», следовавший из Касимова в Рязань, сел на мель, гребным винтом коснулся грунта из-за недостаточной глубины судового хода. Теплоход резко затормозил и встал, один из пассажиров повредил ключицу. Поэтому считалось, что для верхней Оки больше подходили теплоходы «Заря» (1965—1982), которые оснащались мощным двигателем в 1000 л.с. и водомётом, что обеспечивало беспрепятственное движение по мелким рекам. Осадка этих судов составляла всего 0.5 метра! Отсутствие открытого гребного винта позволяло использовать их на реках со сложным, изменчивым дном. Кроме того, они были способны приставать к любому необорудованному причалом берегу.

-13

Как «Ракета», так и «Заря» перевозили пассажиров на участке Рязань – Касимов. Там, где «Ракета» делала остановки, пристани стояли однотипные, как в Спасске. Относились они к классу деревянных дебаркадеров длиной до 35 метров и, согласно информации из интернета, были построены в Костроме, на судоверфи «им. Комсомольской правды» в 1950-х годах. После 1956 года ими были заменены старые пристани в районе.

-14

Пристань Спасск, новая
Пристань Спасск, новая

Спасская пристань была очень красивой, и на ней, по воспоминаниям спасчан, часто проводили всякие праздничные мероприятия. Например, существовала традиция в День Победы организовывать праздничную речную прогулку. Александр Павлович Кленин вспоминает, как в 1981 году он был участником такого мероприятия. После демонстрации все желающие собрались на пристани, играла музыка, работал буфет, люди толпились у трапа, чтобы успеть занять лучшие места: на палубе. На катере всех уже встречал духовой оркестр, гости занимали свои места, и праздничное судно отправлялось на прогулку по Оке. На том берегу жители деревень, услышав оркестровую музыку, выходили ближе к реке и махали руками, приветствуя катер Победы.

Сообщение между селами осуществлялось катерами марки «Москвич», это были не самые быстрые, зато абсолютно надёжные и безопасные суда, которые и продержались на рынке дольше своих скоростных собратьев. Навигация 1982 года стала последней для теплоходов на подводных крыльях в Рязанском порту, так как стоимость поездки из Рязани в Касимов по реке стала в два с лишним раза дороже, чем поездка по асфальтовой дороге на автобусе. А «Москвичи» еще лет 10 продолжали трудиться. Их называли речными трамвайчиками. В 1970-е годы билет от Спасска до Фатьяновки стоил 10 коп., в течение учебного года учащиеся от оплаты освобождались. Очень удобным для жителей района был маршрут по Проне «Спасск – Добрый сот».

Речной трамвайчик
Речной трамвайчик

Но постепенно количество маршрутов сокращалось, в последние годы катер ходил только до Фатьяновки. В начале 1990-х годов речной пассажирский транспорт был признан нерентабельным и на территории Спасского района прекратил свое существование. Вскоре исчезла и пристань. Остались только наши воспоминания и фотографии, свидетельство ушедшей эпохи речного транспорта.

(по материалам Елены Лебедевой)