Найти в Дзене
ФАВОР

Шофера советского «Газона» узнавали по походке. Что в Газ-53 было проклятьем для водителей?

Оглавление

Грузовики Газ-53 видели все жители нашей огромной страны. Эти машины и сейчас работают на улицах наших городов и в сельской местности.

Если сказать про Газон одним выражением, то это дворовая одноосная «тачка» - можно одинаково быстро возить урожай и навоз. Одна и та же модель могла быть и выносливой и работящей, тогда как в колхозе соседей аналогичная машина из той же партии была буквально да наоборот. В общем, предугадать характер ГАЗ-53 было совершенно нельзя, вот и мотались водители с «горючим» в кузове по соседским угодьям за советом, помощью и запасными частями.

Движок Газона, а именно ЗМЗ-53-11 был весьма выносливым

Машины наматывали за свой срок службы огромные расстояния...

Машины наматывали за свой срок службы огромные расстояния...
Машины наматывали за свой срок службы огромные расстояния...

Двигатель работал вполне нормально, во многом благодаря хорошему теплосъему в рубашке охлаждения. Блок и головка из алюминиевого сплава, причем сделаны точь в точь по чертежам предыдущей, более мощной модели – ЗМЗ-53. Ремонтировать было просто, можно сказать обходились «кустарным» способом. Многие водители даже не заезжали в боксы, а ремонтировали машины прямо «на дому» - подчас возле своего деревенского дома. Благо, что шоферу всегда найдется кому помочь. Желающих было всегда много. Потом, эта «безвозмездная» помощь окупалась сторицей, когда требовалась машина привезти зерно или съездить в город продать урожай.

Но были веские основания и для расстройства. Скажем, на Газоны с мотором ЗМЗ-53-11 норма расхода бензина была ниже, всего 21 л на 100 километров. Новый карбюратор и более экономичный двигатель. Тогда как на старых ГАЗ-52 около 26 л, на этих грузовиках была возможность экономить и «списывать» домой излишки бензина. А это в колхозе приравнивалось к универсальной валюте. Плюс еще степень сжатия у старого ГАЗ-52 была меньше, и бензин часто разводили керосином. На новом грузовике, такие эксперименты обычно приводили к досрочному капремонту. Что касается нового карбюратора К-135, то его ругали, как могли, настроить работу можно было, но тяга исчезала.

Был у Газона довольно большой недостаток

Как и у любого авто были у Газона и серьезные проблемы!

Как и у любого авто были у Газона и серьезные проблемы!
Как и у любого авто были у Газона и серьезные проблемы!

Причем связан этот недостаток был с коробкой передач. Саму КПП создавали с трансмиссией ГАЗ-51, а это был реально универсальный раритет, пусть медленный, но надежный, как палка. У первых моделей коробки, разработанной на базе КПП с 51-го, стояли синхронизаторы включения третьей и четвертой передачи. Просто конструкция была такая, что на скорости свыше 50 км/ч переключится с коробкой без синхронизаторов было совершенно невозможно. Поэтому, их и ставили. Они были недолговечными, но задачу свою выполняли.

На новой коробке для ГАЗ-53 синхронизаторы убрали. Говорят, ради экономии, коробка стала надежнее, но скорее всего, просто не смогли разработать механизм до ума их конструкцию. Что такое езда без синхронизаторов с двойным нажатием педали сцепления объяснить сложно. Если ездить просто по дорогам, то проблем как бы нет. Но для колхозных ухабов шоферу приходилось переключаться постоянно. В результате к концу рабочего дня колено на левой ноге давало о себе знать, а самого водителя можно было легко узнать по слегка прихрамывающей походке.

Еще одни недостаток, но уже бортового ГАЗ-53. Конструкция бортов была такой, что между горизонтальными досками были щели по 2-3 см. Почему так – непонятно, возить сыпучие материалы и продукты стало невозможно. Приходилось застилать брезент или оббивать кузов металлом. Кроме того деревянные борта довольно быстро требовали ремонта. Ясно, что доски и краску приходилось добывать водителю.

А сейчас два слова о том, как ездил ГАЗ-53

Друзья, кто из вас был шофером или пассажиром на Газонах - напишите свое комментарии о плавности хода грузовика.

В целом, если сравнивать с 51-м и 52-м, то по качеству езды это существенный шаг вперед
В целом, если сравнивать с 51-м и 52-м, то по качеству езды это существенный шаг вперед

В целом, если сравнивать с 51-м и 52-м, то это существенный шаг вперед по качеству езды. Но не очень большой. Машина ездила по трассе и колхозным грунтовкам весьма бодро, Проходимость похуже, чем у ЗИЛа, но на пустой машине можно было пробиться и по обочине. Так что для колхоза 53-й был явно более выгодным, чем 52-й или 51-й.

Посадка водителя в кабине была такая, словно сидишь на скамейке. Нижняя часть спины все время затекает, руль довольно большой и сильно наклонен. Гидроусилитель отсутствовал, поэтому, чтобы повернуть руль приходилось очень сильно упираться пятой точкой и одной ногой. Хорошего мало, постоянно болели плечи и руки, не говоря уже о других частях тела. К тому же нетолстая прокладка из вспененной резины и поролона довольно быстро продавливалась до фанеры. Вообще езда на ГАЗ-53 требовала терпения и большой силы в руках. На пустом грузовике вывернуть руль можно было без проблем, хотя угол поворота был невелик. А на загруженной машине приходилось налегать до предела, иначе просто не повернешь.

Еще кабина у ГАЗ-53 была холодной и звонкой

Зимой водителям приходилось иметь дело с холодом.

Зимой водителям приходилось иметь дело с холодом
Зимой водителям приходилось иметь дело с холодом

Теплоизоляции практически не существовало, зимой холодно, летом жарко. Плюс сильный шум двигателя, который "нагружал уши" больше всего. В поездках в город или на базу водитель и сопровождающий экспедитор как правило общались жестами и выкрикиванием одного двух слов, ну если непонятно было. Удивительно, но в таких условиях умудрялись травить анекдоты, разговаривать о результатах рыбалки и даже пересказывать события на свадьбе. Жители города обычно после поездки на ГАЗ-53, часа полтора еще отходили от шума и холода в машине.

И все-таки, при всех своих минусах ГАЗ-53 был рабочей, практически незаменимой машиной в бескрайних полях России. На нем возили хлеб, продукты, свиней, птицу, урожай, уголь, строительные материалы и даже бригады колхозников. А бывало, что и в свадебный Газон превращался... Причем все официально и законно. На лавках из дерева. Иного в те времена просто не было.

Дорогие друзья, пишите ваши комментарии по теме статьи, ставьте лайки. Будем очень рады новым подписчикам!

Контактная информация ООО ФАВОР. ПИШИТЕ, ЗВОНИТЕ!

- 8 800 775-10-61

favore.ru

#авто #грузовик #газон #газ53 #ферма #фермер #ссср #автоссср #село #колхоз