Грузовики Газ-53 видели все жители нашей огромной страны. Эти машины и сейчас работают на улицах наших городов и в сельской местности.
Если сказать про Газон одним выражением, то это дворовая одноосная «тачка» - можно одинаково быстро возить урожай и навоз. Одна и та же модель могла быть и выносливой и работящей, тогда как в колхозе соседей аналогичная машина из той же партии была буквально да наоборот. В общем, предугадать характер ГАЗ-53 было совершенно нельзя, вот и мотались водители с «горючим» в кузове по соседским угодьям за советом, помощью и запасными частями.
Движок Газона, а именно ЗМЗ-53-11 был весьма выносливым
Машины наматывали за свой срок службы огромные расстояния...
Двигатель работал вполне нормально, во многом благодаря хорошему теплосъему в рубашке охлаждения. Блок и головка из алюминиевого сплава, причем сделаны точь в точь по чертежам предыдущей, более мощной модели – ЗМЗ-53. Ремонтировать было просто, можно сказать обходились «кустарным» способом. Многие водители даже не заезжали в боксы, а ремонтировали машины прямо «на дому» - подчас возле своего деревенского дома. Благо, что шоферу всегда найдется кому помочь. Желающих было всегда много. Потом, эта «безвозмездная» помощь окупалась сторицей, когда требовалась машина привезти зерно или съездить в город продать урожай.
Но были веские основания и для расстройства. Скажем, на Газоны с мотором ЗМЗ-53-11 норма расхода бензина была ниже, всего 21 л на 100 километров. Новый карбюратор и более экономичный двигатель. Тогда как на старых ГАЗ-52 около 26 л, на этих грузовиках была возможность экономить и «списывать» домой излишки бензина. А это в колхозе приравнивалось к универсальной валюте. Плюс еще степень сжатия у старого ГАЗ-52 была меньше, и бензин часто разводили керосином. На новом грузовике, такие эксперименты обычно приводили к досрочному капремонту. Что касается нового карбюратора К-135, то его ругали, как могли, настроить работу можно было, но тяга исчезала.
Был у Газона довольно большой недостаток
Как и у любого авто были у Газона и серьезные проблемы!
Причем связан этот недостаток был с коробкой передач. Саму КПП создавали с трансмиссией ГАЗ-51, а это был реально универсальный раритет, пусть медленный, но надежный, как палка. У первых моделей коробки, разработанной на базе КПП с 51-го, стояли синхронизаторы включения третьей и четвертой передачи. Просто конструкция была такая, что на скорости свыше 50 км/ч переключится с коробкой без синхронизаторов было совершенно невозможно. Поэтому, их и ставили. Они были недолговечными, но задачу свою выполняли.
На новой коробке для ГАЗ-53 синхронизаторы убрали. Говорят, ради экономии, коробка стала надежнее, но скорее всего, просто не смогли разработать механизм до ума их конструкцию. Что такое езда без синхронизаторов с двойным нажатием педали сцепления объяснить сложно. Если ездить просто по дорогам, то проблем как бы нет. Но для колхозных ухабов шоферу приходилось переключаться постоянно. В результате к концу рабочего дня колено на левой ноге давало о себе знать, а самого водителя можно было легко узнать по слегка прихрамывающей походке.
Еще одни недостаток, но уже бортового ГАЗ-53. Конструкция бортов была такой, что между горизонтальными досками были щели по 2-3 см. Почему так – непонятно, возить сыпучие материалы и продукты стало невозможно. Приходилось застилать брезент или оббивать кузов металлом. Кроме того деревянные борта довольно быстро требовали ремонта. Ясно, что доски и краску приходилось добывать водителю.
А сейчас два слова о том, как ездил ГАЗ-53
Друзья, кто из вас был шофером или пассажиром на Газонах - напишите свое комментарии о плавности хода грузовика.
В целом, если сравнивать с 51-м и 52-м, то это существенный шаг вперед по качеству езды. Но не очень большой. Машина ездила по трассе и колхозным грунтовкам весьма бодро, Проходимость похуже, чем у ЗИЛа, но на пустой машине можно было пробиться и по обочине. Так что для колхоза 53-й был явно более выгодным, чем 52-й или 51-й.
Посадка водителя в кабине была такая, словно сидишь на скамейке. Нижняя часть спины все время затекает, руль довольно большой и сильно наклонен. Гидроусилитель отсутствовал, поэтому, чтобы повернуть руль приходилось очень сильно упираться пятой точкой и одной ногой. Хорошего мало, постоянно болели плечи и руки, не говоря уже о других частях тела. К тому же нетолстая прокладка из вспененной резины и поролона довольно быстро продавливалась до фанеры. Вообще езда на ГАЗ-53 требовала терпения и большой силы в руках. На пустом грузовике вывернуть руль можно было без проблем, хотя угол поворота был невелик. А на загруженной машине приходилось налегать до предела, иначе просто не повернешь.
Еще кабина у ГАЗ-53 была холодной и звонкой
Зимой водителям приходилось иметь дело с холодом.
Теплоизоляции практически не существовало, зимой холодно, летом жарко. Плюс сильный шум двигателя, который "нагружал уши" больше всего. В поездках в город или на базу водитель и сопровождающий экспедитор как правило общались жестами и выкрикиванием одного двух слов, ну если непонятно было. Удивительно, но в таких условиях умудрялись травить анекдоты, разговаривать о результатах рыбалки и даже пересказывать события на свадьбе. Жители города обычно после поездки на ГАЗ-53, часа полтора еще отходили от шума и холода в машине.
И все-таки, при всех своих минусах ГАЗ-53 был рабочей, практически незаменимой машиной в бескрайних полях России. На нем возили хлеб, продукты, свиней, птицу, урожай, уголь, строительные материалы и даже бригады колхозников. А бывало, что и в свадебный Газон превращался... Причем все официально и законно. На лавках из дерева. Иного в те времена просто не было.
Дорогие друзья, пишите ваши комментарии по теме статьи, ставьте лайки. Будем очень рады новым подписчикам!
Контактная информация ООО ФАВОР. ПИШИТЕ, ЗВОНИТЕ!
- 8 800 775-10-61
#авто #грузовик #газон #газ53 #ферма #фермер #ссср #автоссср #село #колхоз