Найти в Дзене
Загадочные сны

Древний Египет. Мифы о сотворении мира (Гермопольская версия). Богиня Унут и Огдоада

Нам известны три основные древнеегипетские версии о сотворении мира (космогонические мифы), зародившиеся в крупных религиозных центрах: гелиопольская с демиургом Ра (Гелиополь - старейший город древнего Египта), мемфисская с демиургом Птахом (Мемфис - столица Египта во времена Древнего царства), гермопольская с демиургом Тотом (Гермополь - крупнейший религиозный центр в течение всего периода). Сложность гермопольской космогонии заключается в немногочисленности текстового свидетельства, а также большим количеством версий создания мироздания. Теперь трудно восстановить истинную гермопольскую версию о сотворении мира в ее первоначальной версии, поскольку сохранившиеся тексты уже содержат наслоения гелиопольской и мемфисской космогоний. В данной статье мы рассматриваем гермопольскую версию, поскольку нас интересует богиня Унут. Прежде чем мир был создан, существовал хаос, в котором находились его персонифицированные образы: · Первобытный океан – НУН · бесконечность – ХЕХ · мрак – КУК · не

Нам известны три основные древнеегипетские версии о сотворении мира (космогонические мифы), зародившиеся в крупных религиозных центрах: гелиопольская с демиургом Ра (Гелиополь - старейший город древнего Египта), мемфисская с демиургом Птахом (Мемфис - столица Египта во времена Древнего царства), гермопольская с демиургом Тотом (Гермополь - крупнейший религиозный центр в течение всего периода).

Ра, Птах, Тот.
Ра, Птах, Тот.

Сложность гермопольской космогонии заключается в немногочисленности текстового свидетельства, а также большим количеством версий создания мироздания. Теперь трудно восстановить истинную гермопольскую версию о сотворении мира в ее первоначальной версии, поскольку сохранившиеся тексты уже содержат наслоения гелиопольской и мемфисской космогоний.

В данной статье мы рассматриваем гермопольскую версию, поскольку нас интересует богиня Унут.

Прежде чем мир был создан, существовал хаос, в котором находились его персонифицированные образы:

· Первобытный океан – НУН

· бесконечность – ХЕХ

· мрак – КУК

· невидимость – АМОН

Вместе со своими женскими дополнениями они составляли «Восьмерку» - Огдоаду. Божества изображались попарно: мужские – с головами лягушек, женские – змей. Они взаимодействовали, благодаря чему появился первозданный холм, который часто упоминается как «холм пламени», поскольку на нем появился Ра, озаряя вселенную своим сиянием.

В мифологическом плане «змея считается носителем одной из самых изначальных форм», а лягушка принадлежит к «сообществу животных, вышедших из вод». Обе формы в определенном смысле представляют собой жизненный потенциал докосмического состояния.

Изображение Огдоады.  Оригинальная подпись: «Нарисовано Фоше-Гюденом с фотографии Беато.
Изображение Огдоады. Оригинальная подпись: «Нарисовано Фоше-Гюденом с фотографии Беато.

Все известные в настоящее время тексты содержат скудную информацию о гермопольской космогонии. Одним из основных информационных источников являются монументальные памятники, опубликованные в 1929г К.Зёте. (K. Sethe. Amun und die Acht Urgötter von Hermopolis. Berlin. 1929).

Члены Огдоады встречаются еще в Текстах пирамид. Правда, «восемь» как название Гермополя в Текстах пирамид мы не находим (название Гермополя - «Хемену» происходит от древнеегипетского «восемь»), но со времен Среднего царства «Хемену» фигурирует в разных местах. Гермополь уже в древних частях Книги мертвых являлся важным пунктом в истории мироздания. Полный перечень богов гермопольской Восьмерки стал известен лишь благодаря надписям, высеченным на стенах храмов эпохи Птолемеев; раньше, как в Текстах пирамид, как и в Текстах саркофагов упоминаются лишь отдельные пары богов.

Верховный жрец Гермополя носил титул «Великий из пяти». Пятым божеством называют Тота как главу первозданных божеств. Однако существуют источники, относящиеся к 18 династии (16-11 вв до н.э.), что главой Восьмерки был Шепси - локальное божество, изображавшееся с солнечным диском. Возможно, его «вывели из Восьмерки».

Насчитывается четыре гермопольских версии происхождения мира.

Первая уже была изложена выше, сущность которой заключалась в появлении холма, созданного с помощью Хемену и рождения на нем бога Ра. По всей вероятности это наиболее древняя космогоническая версия. В начале мифа говорится, что мир возник из хаоса, но определение хаоса несколько иное. Тексты, созданные в первый переходный период под влиянием гермопольской концепции, говорят, что он представлял собой «бесконечность», «ничто», «небытие», «тьму» (Тексты саркофагов, II, 76).

Согласно второй версии, появляется космический гусь, или «Великий Гоготун». Нарушив первозданную «тишину» вселенной, он отложил яйцо на холме, из которого впоследствии вылупился Ра. Первое яйцо – невидимое, ибо возникло в тьме до сотворения мира, из которого появилось солнце – божество, о котором в тексте сказано: «Я, душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не разбито» (Книга мертвых, гл. 85).

В свою очередь, по одному мифологическому варианту, яйцо Великого Гоготуна несло в себе птицу света, по другому – воздух. В «Текстах саркофагов» говорится, что яйцо было первой сотворенной вещью в мире. «Слава тебе, Атум, я – два льва (Шу и Тефнут), дай мне благоприятное дыхание твоих ноздрей, ибо я яйцо, пребывающее в небытии». Так как изначальное яйцо, согласно древнеегипетским текстам, содержит воздух, оно может считаться Великой опорой, разделяющей землю и небо и одновременно соединяющей их. Так, Тексты саркофогов гласят: «Я страж Великой опоры, отделяющий Геба от Нут. Я дышу дыханием, которым дышит он, я тот, кто соединяет и разделяет, ибо я окружаю яйцо – властелина вчерашнего дня». Яйцо, содержащее дыхание побеждает «вчерашний день» - время хаоса и небытия.

Два льва - Шу и Тефнут на обрывке ткани с Книгой Мертвых
Два льва - Шу и Тефнут на обрывке ткани с Книгой Мертвых

Пожалуй, самая поэтическая версия гермопольского мифа возвращает к созданию из первозданного океана. Из предвечных вод вместо холма появляется лотос, лепестки которого разворачивались, и из самого сердца цветка появлялся божественный ребенок – бог Ра. Согласно этой версии, первоначальные воды назывались «Озеро этих двух ножей», которое располагалось близ Гермополя. Яркий пример, отсылающий к мифу – найденная в гробнице Тутанхамона скульптура, показывающая голову молодого фараона, появляющуюся из лотоса.

Своеобразным видоизменением этого мифа является замена ребенка жуком-скарабеем, возникающем из лотоса. Появившись, Хепри (скарабей) преобразовался в плачущего мальчика, из слез которого появились люди. Как известно, скарабей – символ бога утреннего солнца, что опять говорит о существенном влиянии гелиопольской традиции на гермопольское изложение космогонии. А возникновение людей из слез бога снова напоминает о демиурге Ра.

-4

Всем, интересующимся египтологией, известно, что с древних времен богом-покровителем Гермополя являлся Тот. Но как Тота отнести к Огдоаде и, поэтому, к мирозданию? Между Огдоадой и Тотом никакой явной связи нет, как между Ра и Эннеадой. Только в храме Тота в Фивах и храме Хатхор в Дендере он присутствует как «Владыка Восьми» - архегет восьми божеств. Поздний текст в Эдфу определяет роль Тота – расчленитель первобытного хаоса.

Тут приходит на помощь следующая версия возникновения мира, которую можно соотнести со второй, разница заключается лишь в замене Великого Гоготуна ибисом - священной птицей-символом Тота.

Фактически, к Гермопольской восмерке относилось большее количество богов. К первичным «отрицательным» силам, из которых возник мир, добавляли также:

- Темену и Тенемеут (мрак и исчезновение);

- Ниау и Ниаут (пустота, ничто);

- Герех и Герхет (отсутствие, ночь).

Победа солнца над этими «прасилами» небытия породила представление о них как о врагах солнца, стремившихся к его уничтожению. Сказание о битве солнечного бога с водяной стихией при сотворении мира упоминается в папирусе, хранящимся в Эрмитаже: Он сотворил небо и землю для сердца их (людей). Он уничтожил хаос воды. Он сотворил дыхание жизни для их ноздрей… Водяная стихия названа в тексте сенек эн му – «хаос воды».

Другая же мифологическая версия изображала «прасилы» небытия в образе павианов, которые служили солнцу и поклонялись ему. При возникновении бога солнца змеи и лягушки прославляли его появление, а павианы, появившиеся в Тексте коровы (гробница Сети) приветствовали его. Как известно, павиан – второй символ Тота.

-5

Следуя традиции синкретизма, скорее всего, гермопольские жрецы благополучно соединили мифологию нового культа Тота с древней Огдоадой.

Слияние фиванского Амона с гермопольским произошло, должно быть, не ранее чем в эпоху Нового царства, а предание об этом событии сохранилось лишь в тексте эпохи Птолемеев. Согласно этой легенде, в начале мира существовал змей по имени Кем-Атеф (ипостась Амона), завещавший своему сыну создать Великую восьмерку. Возникнув, она отправилась в путь, к низовьям Нила, в Гермополь, чтобы там породить бога солнца, а затем в Мемфис и Гелиополь, где она породила Птаха и Атума. Завершив эту миссию, восьмерка богов вернулась в Фивы, удалилась на холм Джеме (Мединет Абу). Здесь умерли и погребены ее члены. Именно поэтому «Великая восьмерка» имела на западе Фив свое культовое место в маленьком храме.

Богиня Унут (Венет)

Когда 20 лет назад я впервые пыталась найти информацию об этой богине в связи с тем, что мне приснился интересный сон, то практически ничего отыскать не удалось. Теперь времена изменились, и можно найти некие сведения, в основном, перевод одной ненаучной англоязычной статьи на русский язык. Википедия тоже дает что-то, но довольно мало. Меня в первую очередь интересовала связь Унут с Огдоадой.

Гермополь являлся столицей XV верхнеегипетского нома. Сохранилось древнее название нома – Заячий ном (Уну). Покровительствовала ному богиня Унут (Wnwt), изображавшаяся женщиной с головой зайца. Почему зайца, остается загадкой, однако первоначально ее изображали с головой змеи, а позднее с головой львицы и ушами зайца. Как мы знаем, зооморфное представление было отличительной чертой египетского религиозного искусства.

Если вернуться к первоначальному облику забытой Унут, то эта богиня с головой змеи, носящая титул «Та, которая в Огдоаде». Другой титул Унут – «Быстрая».

Тураев Б.А называет ее анонимной покровительницей Гермополя, ссылаясь на статую в Лувре: богиня с головой львицы, надпись на постаменте которой гласит: «Унут, владычица Уну, владычица неба, начальница обоих земель, око Ра при его диске, владычица седалища во граде восьми».

Самое известное (позднее) изображение богини с головой львицы
Самое известное (позднее) изображение богини с головой львицы

Если Унут представлялась изначально в образе змеи, участвовала ли она в истории мироздания вместе с Огдоадой? Скорее всего да, поскольку сам иероглиф с зайцем - древнеегипетский глагол «быть, существовать». Но почему Унут позднее была «вытеснена» Тотом и практически забыта? И почему она носит титул «Та, которая в Огдоаде», Означает ли это, что она находится в самой Огдоаде и является одной из четырех богинь?

Можно предположить, что четверка женских существ из Огдоады трансформировалась как уреи. Четверка уреев - женские божества, включавшие Сехмет, Хатхор и еще двух божеств под разными именами (иногда Унут). Все в четырех и четыре в одном. В Книге мертвых и других текстах Унут встречается именно в составе четверки.

В истории Египта ее имя («Унут») использовал только один царь, фараон Унас (около 2350 г. до н. э.). Он был первым фараоном, по чьему приказу на стенах пирамиды появились религиозные тексты - Тексты пирамид.

Знаменитый папирус Весткар отсылает нас к интересному и таинственному месту под названием «Унет Ипут» - некие тайные комнаты или помещения Тота. Их искал Хеопс, чтобы сделать нечто подобное для своей гробницы. Было предположение, что данное место находилось в Гермополе, но информация об этих секретных комнатах, согласно сказке, находилась в кремниевом ящичке в Гелиополе. По поводу этой комнаты есть разные исследования, их в открытом доступе можно найти в интернете.

Интересно, что одно из речений Книги мертвых известное сейчас как 137 глава согласно тексту, было найдено принцем Хордедефом в доме Унут, владычицы Гермополя во время ревизии, который устроил принц, осматривая храмы.

137- глава называется «Изречение для пламени». Снова мы встречаемся с числом «4»: «…Четыре пламени входят в твой дух, Осирис Н… (так именовали умершего в Книге мертвых)». В изречении повторяется четырежды фраза «Око Хора - твоя защита». Перед тем, как произнести заклинание, нужно сделать 4 чаши из глины, налить в них молоко белой коровы, в них надо гасить пламя». Скорее всего, данное изречение является отсылкой к какой-либо части культового отправления. Число "4" встречается в религиозных действах в ежедневном храмовом ритуале.

В ближайшем будущем я постараюсь наметить статьи о Книге мертвых с информацией (анализом), которую трудно найти в интернете.