Найти в Дзене

Музей антропологии Московского университета

Этот музей обязан своим происхождением упоминавшемуся нами ранее Обществу любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете (ОЛЕАЭ). Одним из резонансных начинаний этого общества была организация Всероссийской Антропологической выставки, состоявшейся в Москве в 1879 году. Сам по себе замысел экспозиции был заимствован её организаторами у англичан, которые в целях пропаганды могущества своей страны регулярно проводили подобные выставки в лондонском Гайд-парке. На выставках демонстрировался быт и жизнь неевропейских народов, населявших Британскую империю.

Инициатор идеи Всероссийской Антропологической выставки профессор Московского университета (и по совместительству Президент ОЛЕАЭ) А. П. Богданов справедливо рассудил, что Российская империя может несколько и уступала в XIX веке Британской в размерах, но по части многообразия народов, её населявших, вполне можно составить конкуренцию. Уже на подготовительном этапе инициаторы этого начинания предполагали открыть в Московском университете Антропологический музей, деньги на обустройство которого и должна была принести Антропологическая выставка. Местом её проведения определили Манеж, один из самых больших на тот момент крытых павильонов Москвы. Для сбора необходимых экспонатов ОЛЕАЭ организовало ряд экспедиций в разные части нашей страны. Чтобы дать посетителям представление о её масштабах и разнообразии, организаторы в Манеже создали масштабные декорации: холмы, горы, гроты, пещеры, были устроены водопад и бассейн. Газета «Современные известия» после открытия выставки писала, к примеру, что горы получились изящными и прочными, а доски на них не скрипели. На одной из гор играл оркестр военного училища, на другой работал буфет.

Илл. из альбома Антропологическая выставка 1879 г. М., 1880.
Илл. из альбома Антропологическая выставка 1879 г. М., 1880.

Открытие Антропологической выставки состоялось 3 апреля 1879 года и имело огромный общественный резонанс. Стоимость входного билета в первые дни работы выставки составила целых 3 рубля (напомню, что средний размер студенческой стипендии – 15 рублей). В экспозиции были представлены тысячи экспонатов. Они отражали антропологические особенности народов, проживавших на территории Российской империи, этнографические черты и бытовые особенности их жизни. Правда, многие из выставленных предметов не имели никакого отношения к антропологии: экспонаты Палеонтологической и Минералогической коллекций Московского университета, скелет мамонта из Сибири и даже… образцы пирогов национальных кухонь разных народов, не говоря уже о фотографиях, бюстах и масках, одежде и пр. Успех выставки у публики был огромный. Достаточно сказать, что под впечатлением от увиденного крупный российский предприниматель и железнодорожный магнат К. Ф. фон Мекк выделил Московскому университету 25 000 рублей целевого капитала на организацию при университете кафедры антропологии. Поэтому после окончания работы выставки ОЛЕАЭ приняло решение об организации Антропологического музея в составе Московского университета.

Д. Н. Анучин. Фото из Музея истории МГУ.
Д. Н. Анучин. Фото из Музея истории МГУ.

Кандидатом на должность заведующего новой кафедры стал молодой русский учёный, выпускник Московского университета, географ и зоолог Дмитрий Николаевич Анучин (1843–1923). В 1879 году он вернулся из заграницы, где готовил к защите диссертацию. Анучин деятельно участвовал в организации самой Антропологической выставки, и, в частности, его перу принадлежит полное академическое описание этой экспозиции. Решением Совета Московского университета кафедра антропологии была учреждена в 1880 году на физико-математическом факультете.

Д. Н. Анучин стал во главе организации нового музея. Основу его должны были составить экспонаты прошедшей выставки. Но в силу того общественного резонанса, который выставка произвела, появились дарители, передававшие ценные коллекции создаваемому музею. Ими, в частности, стали Приамурский генерал-губернатор Н. Л. Гондатти, граф А. С. Уваров (сын создателя теории официальной народности и директор недавно открытого Исторического музея), политический ссыльный Ф. Кон, поэт К. Д. Бальмонт. Правда, места в Московском университете для нового музея не нашлось и временно его экспозиция и фонды разместились в здании Исторического музея, оставаясь при этом частью Московского университета. Большую роль в успешных переговорах о месторасположении нового музея сыграл президент ОЛЕАЭ А. П. Богданов.

Следующие 25 лет Музей антропологии квартировал в стенах Исторического музея. Выделенные там площади не позволяли развернуть полноценную экспозицию, однако усилиями Д. Н. Анучина были созданы условия для организации учебного процесса и научной работы. Для становления Музея антропологии этот период очень важен, потому что именно в эти годы Д. Н. Анучиным была разработана концепция комплектования музея и структура его фондов. Музей должен был сочетать три стороны знаний о человеке: его ископаемой истории, физических особенностях и материальной культуре. Параллельно шло накопление экспонатов. Изначально, их закупка, регистрация и классификация осуществлялась самим Д. Н. Анучиным, который был директором музея до своей смерти в 1923 году. Затем с 1893 года в штате музея появилась должность Хранителя музея, которую занял И. И. Ивановский. Он взял на себя большую часть работы по описанию коллекций. Расходы Московского университета на содержание Музея антропологии в конце XIX – начале ХХ века составляли 500–600 руб.

Помещение музея антропологии Московского университета в Историческом музее
Источник: Балахонова Е.И. 130 лет Музею антропологии МГУ: события и люди. // Вестник МГУ. Сер. Антропология. 2013. № 4.
Помещение музея антропологии Московского университета в Историческом музее Источник: Балахонова Е.И. 130 лет Музею антропологии МГУ: события и люди. // Вестник МГУ. Сер. Антропология. 2013. № 4.

К началу ХХ века коллекция музея сильно разрослась. Если при своём основании в музей поступило 7 788 экспонатов всех типов, то к 1905 году только в отделе краниологии насчитывалось чуть менее 8 000 черепов живущих народов Российской империи и доисторических гоминидов. Это обстоятельство подвигло Д. Н. Анучина обратиться к руководству Московского университета с просьбой о расширении помещений. В итоге сложных переговоров в 1907 году антропологический музей покинул стены Исторического музея и вернулся в родные пенаты. Он разместился в левом крыле второго этажа старого здания Московского университета. Развернутая там экспозиция музея заняла 6 залов.

В ноябре 1922 года по инициативе Д. Н. Анучина в МГУ образовали ещё и научно-исследовательский институт антропологии, который был тесно связан с музеем (фактически все научные сотрудники НИИ антропологии – всего 5 человек – занимали хранительские должности в музее), но формально считался отдельным подразделением (эти подразделения были слиты в 1950 году). В 1923 году Анучин умер и на посту директора его сменил В. В. Бунак.

Новый этап в развитии музея наступил в конце 1920-х–1930-е годы, когда среди основных приоритетов развития СССР была выдвинута (наряду с индустриализацией и коллективизацией) ещё и политика культурной революции. Она предполагала смещение акцента работы советских музеев с научной и хранительской на политико-просветительскую. А это означало не просто расширение экскурсионной деятельности, но переориентацию экспозиции от показа предметов, организованных по систематическому принципу к демонстрации действия диалектических законов природы и общества. Под руководством сменившего В. Н. Бунака нового директора музея Н. А. Синельникова экспозиция музея и его работа были реорганизованы для широкой пропаганды антропологических знаний.

Музей получил новые штаты и помещения, в которых работает и поныне. Сохранившееся описание предвоенной музейной экспозиции показывает, что в него входили разделы, отражающие биологическое единство всех человеческих рас, демонстрировались главные признаки, с помощью которых выделяют основные расы и их морфообразующие тенденции. Основная цель экспозиции в условиях формирования в Германии фашистской идеологии, которая базировалась на идее превосходства некоей «арийской» расы, доказать несостоятельность и порочность теорий о неравноценности рас. Перед войной музей принимал множество посетителей. В период с 1935 по 1939 годы посещаемость музея увеличилась в два с половиной раза и в среднем составляла 68 000 человек в год.

Фото экспозиции Музея антропологии 1930 г.
Источник: Балахонова Е.И. 130 лет Музею антропологии МГУ: события и люди. // Вестник МГУ. Сер. Антропология. 2013. № 4.
Фото экспозиции Музея антропологии 1930 г. Источник: Балахонова Е.И. 130 лет Музею антропологии МГУ: события и люди. // Вестник МГУ. Сер. Антропология. 2013. № 4.

Одновременно с этим НИИ и Музеем антропологии проводились экспедиции в разные уголки Советского Союза для пополнения существующих коллекций. Так, в 1938 году в ходе экспедиции под руководством известного в будущем советского археолога и этнографа А. П. Окладникова, в пещере Тешик Таш (Таджикская ССР) были найдены хорошо сохранившиеся остатки стоянки неандертальцев, среди которых обнаружили почти полностью сохранившийся скелет мальчика. Его доставили в Музей антропологии. Там по методу известного советского антрополога А. М. Герасимова был восстановлен внешний облик мальчика из Тешик Таш. Он стал одной из визитных карточек музея и снискал всесоюзную славу как самый древний человек на пространстве СССР.

Реконструкция внешнего вида мальчика из Тешик-Таш.
А. М. Герасимов, 1945 год. Источник: Музей антропологии МГУ.
Реконструкция внешнего вида мальчика из Тешик-Таш. А. М. Герасимов, 1945 год. Источник: Музей антропологии МГУ.

Во время войны музейная экспозиция была законсервирована, наиболее ценные экспонаты спрятаны в подвальные помещения старого здания на Моховой, хотя сам музей из Москвы не эвакуировался. Много сотрудников ушло на фронт или уехали в эвакуацию. Расконсервация музея (кроме расовых залов) проходила после реэвакуации Московского университета в 1943–1944 годах. Но полноценная учебная, научная и просветительская работа возобновилась только в 1945 году.

В 1950 году Музей антропологии был объединён с НИИ антропологии и вошёл в его состав в качестве отдела научных фондов и экспозиции. После войны концепция комплектования музея не раз перерабатывалась и изменялась. Основа современной экспозиции музея была заложена в начале 1960-х годов по инициативе и при непосредственном участии директора НИИ антропологии В. П. Акимова. Она просуществовала до 2006 года и несмотря на это наиболее полно отражала процесс антропогенеза, как и все наиболее значимые открытия в области антропологии в ХХ веке. Параллельно музей продолжал вести широкую культурно-массовую работу. Согласно сведениям официального сайта музея, в 1980–1990 годы там ежегодно проводилось около 250 экскурсий для студентов и школьников, учащихся медицинских училищ и других категорий посетителей.

В 2005 году в связи с капитальным ремонтом старого здания МГУ на Моховой, где сейчас располагается Институт стран Азии и Африки, улице Музей антропологии был закрыт. С апреля 2010 года, когда здание было вновь введено в эксплуатацию, музей получил в своё распоряжение обновлённые и расширенные помещения на 3–4 этажах старого здания. Перед сотрудниками НИИ и Музея антропологии встала важнейшая задача – возрождение экспозиций музея на новом современном уровне.

К настоящему времени в Музее антропологии создан новый музейный экспозиционный комплекс, который располагается в пяти залах в центральной части здания на Моховой улице. Музей оснащён современным экспозиционным оборудованием и знакомит посетителей с историей антропологии в России, основными направлениями и методами антропологических исследований, современными концепциями антропогенеза, расоведения, возрастной антропологии и морфологии человека. В нём представлены ископаемые палеоантропологические находки, образцы древнего палеолитического искусства, портреты и бюсты представителей различных народов мира (а также сделанные на основе вскрытых захоронений антропологические портреты ряда известных исторических деятелей: Улугбека, Ивана Грозного, Андрея Боголюбского и др.), этнографические коллекции из разных уголков ойкумены. Как и прежде, в музей приходят студенты и школьники. Развивается интернет-кластер дистанционного знакомства с отдельными экспозициями и коллекциями музея.

Один из залов действующей экспозиции Музея антропологии МГУ.
Один из залов действующей экспозиции Музея антропологии МГУ.

Автор: доктор исторических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Д. А. Гутнов

Дизайн: А. А. Магера