Алый мрак в небесной черни
Начертил пожаром грань.
Я пришел к твоей вечерне,
Полевая глухомань.
Ой, легка моя кошница,
А глаза синее дня.
Знаю, мать-земля черница,
Все мы — тесная родня.
Разошлись мы в даль и шири
Под лазоревым крылом.
Но сзовет нас из псалтыри
Заревой заре псалом.
И придем мы с земляникой,
Очертивши темью даль,
У полей родного лика
Позабыть свою печаль.
С.Есенин 1915г.
Когда мы слышим республика Коми, перед мысленным взором встают образы древних городов, мифологические сюжеты и народные сказания. Одно из семи чудес России, плато Маньпупунёр, которое находится в Печоро-Илычском заповеднике, в «Девственных лесах Коми», объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО, поражает воображение. Кажется, что здесь нашли пристанище древние духи, время замерло и стоит только подняться на «гору идолов» Маньпупунёр, вращение земли в бездонном космосе станет зримым. Хотя в традиционной культуре местных жителей подниматься туда запрещено, это считается кощунством.
Ни влияние Москвы в XIV веке, ни даже образование коми государственности в веке ХХ, не смогли разрушить самобытного очарования местной культуры, которая во многом продолжала формировать мировоззрение коренного населения.
Но непроходимые леса и огромные расстояния не защитили эту землю от мирового пожара и ужасов войны. В годы Великой Отечественной линия фронта не проходила по территории республики, но почти 200 тысяч комичан ушли на фронт.
Лишь однажды, в июне 1943 года, неподалеку от печорского поселка Кожва, гитлеровцы безрезультатно попытались осуществить диверсию, взорвать мост через Печору. Если бы это удалось, осажденный Ленинград и множество предприятий надолго остались бы без снабжения, ведь республика была лесосырьевой и топливно-энергетической базой страны.
Можно было бы привести цифры и факты, говорящие о героическом труде жителей Коми и о судьбах тех, кто ушел на фронт, но, порой, рассказ об одном человеке может дать представление об истории в целом.
"Портрет участницы Отечественной войны Т.П.Чупровой" из собрания МВЦ «Петербургский художник» многое может рассказать. И неслучайно его написал именно Энгельс Козлов.
Энгельс Козлов родился в 1926 году на берегах Печоры. Земля Коми- его родная земля. С детства он впитал уважение к труду и пиетет к личности человека, ведь его окружали люди, ежедневные усилия которых были одухотворены большой общей целью – победой над фашизмом. Позже в своем творчестве он сконцентрируется на портретном жанре, а в манере письма всегда будет сдержанность, цельность и глубокое, нутряное достоинство.
Среди его портретируемых — молодые врачи и ученые, шахтеры, рабочие. Также его кисти принадлежат портреты актеров БДТ, замечательный портрет композитора А.Петрова. Ведь кто, как не художник знает, что творчество — это труд, значимый, нужный труд!
Среди прочих, портрет Татьяны Чупровой выделяется, ведь мы видим женщину в национальном костюме, что для советской эпохи, казалось бы, не характерно.
С началом Великой Отечественной войны постепенно на смену революционному пролетарскому интернационализму пришла ориентация на традиционные государственные ценности, реабилитировались многие дореволюционные герои. А победа в Великой Отечественной, давшаяся миллионами жизней, всколыхнула волну гордости и национального самосознания, ведь каждому народу, каждой республике было важно признание своего вклада в Победу.
Система государственного заказа, которая функционировала на базе ЛИЖСА им. Репина, обеспечивала региональные музеи и дома культуры по всему Советскому Союзу произведениями живописи высочайшего уровня.
Вероятно, одним из таких заказов, был и портрет Чупровой. Подтверждением этому служит второй портрет в национальном костюме, ныне хранящийся в Музее изобразительных искусств Республики Карелия ( листайте ленту)
Картина из собрания МВЦ "Петербургский художник", не только достоверно показывает национальный костюм, но имеет еще одну интересную деталь- на груди Татьяны Чупровой медали, "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и "Орден Отечественной войны II степени"
Татьяна Петровна Чупрова родилась в 1920 году, Коми АССР, Усть-Цилемский р-н, с. Усть-Цильма. В августе 1942 года была призвана на фронт, была санитаркой полевого подвижного хирургического госпиталя в составе 32-й армии Карельского фронта .
"Шла она вместе с бойцами всё дальше на Запад, меняя номера армий и наименование фронтов. Но неизменными были горькие потери однополчан, боль и ужас от множества искалеченных человеческих тел."
Портрет кисти Энгельса Козлова в образе одного человека отразил сложную, страшную и героическую историю, в которой национальное, корневое, исконное сплелось с наднациональной идеей торжества справедливости и победы над абсолютным злом. Словно сквозь многослойное слюдяное стекло смотрит зритель на этот портрет в прошлое и видит ровно столько, сколько может знать.