Найти в Дзене
Музейное агентство

Дачные местности Санкт-Петербургской губернии на старых открытках. I

В выставочном зале «Смольный» с 17 мая 2025 года работает выставка «Дачная жизнь петербуржцев и ленинградцев», посвященная тому, как Ленинградская область стала пространством отдыха и рекреации. В фондах филиалов Музейного агентства есть немало материалов по этой теме, и среди них – почтовые открытки. Они и представлены на виртуальной выставке в четырех частях, которую подготовила специалист отдела фондов Ирина Шамарина. Прекрасными комментариями к открыткам служат цитаты из различных дореволюционных изданий – путеводителей, очерков, художественных произведений, газет, посвященных дачной жизни и дачникам. Каждая часть посвящена дачам вдоль определенной железной дороги; особое внимание уделено тем местам, где ныне находятся филиалы Музейного агентства Ленинградской области. Первая часть выставки рассказывает об одном из самых популярных дачных направлений – на юг, вдоль Варшавской железной дороги. К началу XX века через Санкт-Петербургскую губернию проходили восемь веток железных дорог

Часть 1: Варшавская железная дорога

В выставочном зале «Смольный» с 17 мая 2025 года работает выставка «Дачная жизнь петербуржцев и ленинградцев», посвященная тому, как Ленинградская область стала пространством отдыха и рекреации. В фондах филиалов Музейного агентства есть немало материалов по этой теме, и среди них – почтовые открытки. Они и представлены на виртуальной выставке в четырех частях, которую подготовила специалист отдела фондов Ирина Шамарина. Прекрасными комментариями к открыткам служат цитаты из различных дореволюционных изданий – путеводителей, очерков, художественных произведений, газет, посвященных дачной жизни и дачникам. Каждая часть посвящена дачам вдоль определенной железной дороги; особое внимание уделено тем местам, где ныне находятся филиалы Музейного агентства Ленинградской области.

Первая часть выставки рассказывает об одном из самых популярных дачных направлений – на юг, вдоль Варшавской железной дороги. К началу XX века через Санкт-Петербургскую губернию проходили восемь веток железных дорог. Они связывали столицу с уездными городами губернии, вдоль них и формировались дачные местности — по железным дорогам губернии выезжало до 400 000 жителей.

Гатчина

«Гатчина - безъуездный город петербургской губернии, Царскосельского уезда, - лежит в 42 верстах на юг от Петербурга и соединяется с ним как по варшавской, так и по балтийской железной дороге. Гатчина заключает в себе до 6.000 жителей - число, увеличивающееся в летние месяцы на 2.000-3.000 человек от наплыва дачников из Петербурга. Город разрастается ежегодно новыми постройками: красивыми дачами и значительными домами. Гатчина, как известно, славится своими садами. Прекрасный Приоратский парк составляет одну из красот Гатчины. Путь по парку от станции варшавской железной дороги предпочитается другому, ведущему по городу: этот путь гораздо короче и приятнее. Как пункт дачной колонизации, Гатчина представляет много хорошего, как сама по себе, так и по своим окрестностям. Музыка играет летом в саду и в парке, лодку для катанья можно доставать в дворцовом саду. Уженье рыбы производится с предварительного разрешения заведывающего садом.

Симанский В.К. Куда ехать на дачу – Петербургские дачные местности в отношении их здоровости. Вып. II. Спб., 1892.

<…> Гатчина, чистенький городок с двумя парками. Летом он утопал в сирени. Этот городок избрали для проживания отставные военные. Это придавало известный характер быту города. Кроме того, там стояли гвардейский Кирасирский полк (синие кирасиры) и артиллерийская бригада. Летом приезжали дачники, это оживляло тихий городок. Дачники гуляли по паркам, окружающим лесам, катались на лодках по прудам. Когда там открылась первая в России военная авиационная школа, Гатчина оживилась, кирасиры отошли на задний план, первыми сделались авиаторы. Целый день ревели авиационные моторы, русские люди завоевывали воздух, но это давалось не даром, и на местном кладбище появлялись кресты из деревянных пропеллеров. По другую сторону железной дороги вырос поселок, где ютились мелкие служащие и рабочие. Они ежедневно ездили на работу в Петербург, так как в Гатчине предприятий не было.

Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890-х - 1910-х годов. Записки очевидцев. Л., 1991.

А. Блок

* * *

Летун отпущен на свободу.
Качнув две лопасти свои,
Как чудище морское в воду,
Скользнул в воздушные струи.

Его винты поют, как струны...
Смотри: недрогнувший пилот
К слепому солнцу над трибуной
Стремит свой винтовой полет...

Уж в вышине недостижимой
Сияет двигателя медь...
Там, еле слышный и незримый,
Пропеллер продолжает петь...

Потом - напрасно ищет око:
На небе не найдешь следа:
В бинокле, вскинутом высоко,
Лишь воздух - ясный, как вода...
<…>

1910

Сиверская

«Станция Варшавской ж. д., находящаяся на 63 версте от СпБ, отпускающая ежегодно грузов более 2 милл. пудов, преимущественно дров и лесных строительных материалов. К этой станции примыкает обширный дачный район, раскинутый на много верст во все стороны. Окрестности Сиверской весьма живописны, особенно по берегам протекающей здесь реки Оредежи, причудливо извивающейся в крутых обрывистых берегах, сложенных из плотного красного песчаника девонской системы *, заключающего редкие остатки девонских рыб.

Лежащие неподалеку от станции селения в летнее время привлекают к себе на жительство весьма значительное количество населения. Наиболее населенной здесь дачною местностью бывает лежащая в 1 ½ вер. от станции, при р. Оредеж, дер. Старая Сиверская, влево от ж. д. линии.

В 6 вер. от станции находится другая деревня – Ново-Сиверская, переполненная летом дачниками.» Памятная книжка Санкт-Петербургской губернии. СПб, 1905.

«Сиверская – (62 в. от Пб.) станция варшавской железной дороги; но говоря о Сиверской, название это употребляют в собирательном смысле, означая им целый дачный район, тяготеющий к ст. Сиверской и состоящей из нескольких деревень – Старо-Сиверской, Ново-Сиверской, Межно и др. Эти деревни, как ближайшие к станции окончательно перешли от земледелия к дачному хозяйству. Здесь крестьянин интересуется не столько урожаем на рожь, сколько урожаем на дачников. Дачи теснятся страшно, особенно на главной улице; палисаднички у дач (сады тоже) так слились друг с другом, что не сразу заметишь, где кончается один и где начинается другой; дачник, как ни увертывайся, но в своем «саду» никак не скроется от взоров даже очень отдаленных соседей. Деревни Старая и Новая Сиверская со своими окрестностями прославились своей замечательно живописной, красивой и здоровой местностью. В этом уголке вся гористая местность покрыта роскошною лиственной и хвойной растительностью. С высоты гор видны чудное озеро, извилистая речка и далекий горизонт, покрытый лесом.»

Симанский В.К. Куда ехать на дачу – Петербургские дачные местности в отношении их здоровости. Вып. II. Спб., 1892.

«Сиверская в 65 верстах от СпБ. Под этим названием принято подразумевать группу дач в нескольких деревнях: Старо-Сиверской, Можно и др. Означенные деревни, утратив всецело сельский характер, живут исключительно дачными интересами. Сдача помещений на лето, собирание ягод и грибов для продажи, ловля рыбы в озерах, доставка пассажиров со станции – вот главные интересы сиверских домохозяев.

Что касается здешних красот природы – они прямо восхитительны. Гористая местность, покрытая густой лиственницей и хвойником, озера и ручьи приятно радуют глаз приезжего. Жизненные удобства вполне предусмотрены: доставка необходимых продуктов вполне обеспечена. Аптека и доктора к услугам нуждающихся».

О. С. Иодко. Я. Левенштейн. Путеводитель по дачным окрестностям г. Петербурга. СПб, 1905.

«Лучшая дачная местность, в особенности за последнее время, считается станция Сиверская, которая хотя и удалена от Петербурга, но пользуется репутацией здорового воздуха и живописного месторасположения над рекой. Есть много довольно красивых дач, занимаемых как самими владельцами, так и отдаваемых в наем.»

Петербург с окрестностями. Сост. Ф. Раевский. [1902]

Рожествено (ныне Рождествено)

«Село Рожествено, в 72 верстах от Петербурга и в 52 от Царского села, получило свое имя от того, что здесь Царевичем Алексеем Петровичем была, в 1713 году, построена деревянная церковь Рождества Богородицы. Село стоит при трех дорогах: двумя улицами оно расположено при старинной Новгородско-Финляндской дороге [По преданию, дорога эта проходила из Новгорода на село Медведь, мимо Луги, чрез Рождествено, Поддубье, Гатчину и пр.], и — при военной [Теперь по этой дороге ездят только зимою и ходят в Новгород пешком чрез Сырков девичий монастырь.], времен Иоанна III, дороги из Новгорода в Нарву; третья улица находится на Динабургском шоссе, т.е. на дороге, устроенной Екатериной и уничтоженной при Николае Павловиче. Село занимает возвышенную лощину, стоящую, как уверяют, на одном уровне с Пулковской горой. Лощина окружена болотами и перерезывается реками Грязною и Оредежью. Грязная начинается в 3 верстах на восток от Рожествена, протекает в крутых берегах и, среди села; впадает в Оредеж. Оредеж начинается в 14 верстах на запад от села, и, в селе, при впадении р. Грязной, круто поворачивает на запад. Возвышенная на 12 саж. местность, песчано-слюдистые берега Оредежи и высокие лесистые берега реки Грязной придают селу и окрестностям дивные виды, привлекающие сюда столичных жителей, которые называют Рожествено Малой Швейцарией.»

Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. СПб. 1884-1885 гг.

Луга

«Дачная эмиграция петербуржцев в последние годы все более и более распространяющаяся по линиям железных дорог, особенно сильно направляется в лужский уезд. Запустелые здешние усадьбы оживляются на лето; местные предприниматели стали строить дачи, чтобы эксплуатировать любовь столичных жителей к деревенской жизни; явились, наконец, и новые помещики-землевладельцы, устраивающие свои усадьбы в современном вкусе, ведущие хозяйство на рациональных основаниях и, вообще, вносящие в уездное захолустье такие современные порядки и понятия, которые представляют собою живое отрицание еще далеко не везде отживших традиций крепостной помещичьей эпохи.

Лужский уезд занимает наибольшую в петербургской губернии площадь - в 9090 кв. вёрст.

Центральная и юго-западная часть составляет наиболее населенную местность, отличающуюся здоровым климатом и привлекающую летом много дачников. Поверхность этой части неровна, усеяна массою более или менее высоких холмов, испещряющих местность по всем направлениям и придающих ей привлекательный, а местами живописный видь. В долинах, окаймлённых холмами, вода скопляется в форме речек, а чаще в озёрах разнообразной, местами причудливой формы и величины. Озёр в этой части чрезвычайно много: существуют местности, где в одном церковном приход (Бельский, бельско-сяберской волости) их насчитывают до 30. Иные достигают 10 вёрст и более в поперечнике, другие имеют незначительную величину. Некоторые местности в юго-западной части уезда, не успевшие еще обратить на себя внимание приезжающих из Петербурга дачников, отличаются особенной живописностью, представляя все данные, чтобы привлечь современном дачное, население».

Симанский В.К. Куда ехать на дачу – Петербургские дачные местности в отношении их здоровости. Вып. II. Спб., 1892.

«Луга (129 верст от Пб.) уездный город петербургской губернии - имеет около 2 тыс. жителей, не считая дачников, проживающих там в летнее время и число которых год от году все возрастает. С некоторых пор в ней самой и ее окрестностях стали строиться дачи. Там много соснового леса; есть река, местность холмистая, песчаная; песку в Луге слишком много. В ветер приходится дышать песчаною пылью. В Луге есть вокзал, на всей линии лучший, два храма. Новый, едва оконченный, очень красивый храм. Кругом храмов разводят сады и аллеи. Около Череменецкого монастыря не мало разбросано богатых мыз. Сам Череменецкий монастырь занимает прекрасное место на одном из высоких островков Череменецкого озера».

Симанский В.К. Куда ехать на дачу – Петербургские дачные местности в отношении их здоровости. Вып. II. Спб., 1892.

«Город Луга расположен при р. Луге, Вревке и Наплотенке на 129 версте от С-Петербурга по Варшавской жел. дороге. В летнее время в Лугу и ее ближайшие окрестности съезжается значительное число дачников, благодаря относительной сухости здешнего климата и обилию хвойных лесов. Город сильно разрастается. Лучшие улицы в городе – Покровская, Новгородская и Успенская. В городе два каменных собора - во имя «Воскресения Христова» и «Великомученицы Екатерины». Кроме православных храмов в гор. Луге имеются римско-католический костел и лютеранская кирка. На вокзале Варшав. ж. д. книжный ларь с продажей газет.»

Памятная книжка С.-Петербургской губернии. СПб., 1905. С.143.

«Луга. В 129 верстах от Петербурга, представляет собой уездный город, окрестности которого с каждым годом все более и более заселяются на лето петербургскими жителями. Холмистая, песчаная местность, река, сосновые леса, дешевизна жизни – вот главная приманка. В окрестностях Луги много озер и курганов, служащих местом прогулок».

О. С. Иодко. Я. Левенштейн. Путеводитель по дачным окрестностям г. Петербурга. СПб, 1905.

И. Северянин

* * *

В двенадцати верстах от Луги,
В лесу сосновом, на песке,
В любимом обществе подруги
Живу в чарующей тоске…

Среди озер, берез и елок
И сосен мачтовых среди
Бежит извилистый проселок,
Шум оставляя позади…

В просторном доме, в десять комнат,
Простой, мещанистый уют,
Среди которого укромно
Дни северлетние текут.

Дом на горе, а в котловине,
Как грандиозное яйцо,
Блистает озеро сталь-сине
И в нем – любимое лицо!..

То в аметистовом, то в белом,
То в бронзовом, то в голубом,
Ты бродишь в парке запустелом
И песней оживляешь дом…

1915