Законопроект № 920523-8 О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О естественных монополиях" и Федеральный закон "О железнодорожных перевозках" в части регулирования тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров, относящихся к уязвимым категориям граждан вносится с целью создания механизмов защиты социально уязвимых категорий граждан от чрезмерного роста стоимости проезда в поездах дальнего следования, а также обеспечения предсказуемости ценовой политики в сфере железнодорожных перевозок.
В настоящее время динамическое ценообразование приводит к значительным колебаниям стоимости билетов, что делает проезд недоступным для отдельных групп граждан, включая студентов, пенсионеров, многодетных семей и других социально незащищённых лиц.
Сезонные коэффициенты, надбавки и рыночные механизмы формирования цен создают барьеры для перемещения этих категорий граждан, особенно в периоды повышенного спроса, что ограничивает их социальную мобильность и доступ к жизненно важным услугам, таким как образование, медицина и трудовая деятельность.
Дополнить категории лиц, к которым не может быть применено динамическое ценообразование в отношении тарифов, сборов и иных платежей, влияющих на стоимость проезда, относятся, в том числе:
-воспитанники, учащиеся, студенты (курсанты) по очной форме;
- неработающие пенсионеры;
- лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей
Введение законодательных ограничений на изменение стоимости проезда для отдельных категорий граждан направлено на предотвращение злоупотреблений монопольным положением перевозчика и на обеспечение равного доступа к транспортным услугам. Антимонопольное регулирование предполагает, что государство обязано вмешиваться в ценообразование естественных монополий в тех случаях, когда свободный рынок не способен обеспечить баланс интересов. Установление предсказуемого и справедливого механизма тарифообразования для социально уязвимых групп граждан позволит исключить ценовую дискриминацию, снизить риски чрезмерного роста тарифов и укрепить систему государственного контроля за деятельностью монополиста в сфере железнодорожных перевозок.
Таким образом, принятие данного законопроекта обеспечит баланс между экономическими интересами транспортных организаций и потребностями социально уязвимых слоёв населения, создавая справедливую и предсказуемую систему ценообразования на железнодорожные перевозки.